Василий
Теркин
Рефарат
выполнила: Ширманова А.А
Ученица 11 “Б”
г.Новокузнецк
1999 г.
Александр
Трифонович Твардовский родился в 1910 году на одном из хуторов Смоленщины, в
крестьянской семье. Для формирования личности будущего поэта имела значение и
относительная начитанность его отца, любовь к книге, которую он воспитывал в
своих детях. “Целые зимние вечера, - пишет Твардовский в своей автобиографии ,-
у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги. Первое мое знакомство с
«Полтавой» и «Дубровским» Пушкина, «Тарасом Бульбой» Гоголя, популярнейшими
стихотворениями Лермонтова, Некрасова, А.К. Толстого, Никитина произошло таким
именно образом”.
В 1938 году в
жизни Твардовского произошло важное событие – он вступил в ряды
Коммунистической партии. Осенью 1939 года, сразу после окончания Московского
института истории, философии и литературы (ИФЛИ), поэт участвовал в
освободительном походе Советской Армии в Западную Белоруссию (в качестве
специального корреспондента военной газеты). Первая встреча с героическим
народом в военной обстановке имела большое значение для поэта. По словам
Твардовского, полученные тогда впечатления предваряли те более глубокие и
сильные, которые нахлынули на него в годы ВОВ. Художники рисовали занятные
картинки, изображающие необычные фронтовые приключения бывалого солдата Васи
Теркина, и поэты составляли к этим картинкам текст. Вася Теркин – лубочный
персонаж, совершавший сверхъестественные, головокружительные подвиги: он
добывал языка, притворившись снежным комом, накрывал врагов пустыми бочками и
закуривал, сидя на одной из них, “он врага на штык берет, как снопы на вилы”.
Этот Теркин и его однофамилец – герой одноименной поэмы Твардовского,
приобретшего всенародную известность, - несравнимы.
Для некоторых
недогадливых читателей Твардовский впоследствии специально намекнет на глубокое
различие, существующее между подленным героем и его однофамильцем:
Заключить
теперь нельзя ли,
Что, мол горе
не беда,
Что ребята
встали, взяли
Деревушку без
труда?
Что с удачей
постоянной
Теркин подвиг
совершил:
Русской ложкой
деревянной
Восемь фрицев
уложил!
Такая лубочная
героика была в духе Васи Теркина – героя юмористической страницы газеты «На
страже Родины».
Однако подписи
к рисункам помогали Твардовскому добиваться непринужденности разговорной речи.
Эти формы сохраняться и в «настоящем» “Василии Теркине”, значительно
усовершенствовавшись, выражая глубокое жизненное содержание.
Первые замыслы
создать серьезную поэму о герое народной войны, относятся к периоду 1939-1940
годов. Но эти замыслы значительно изменились впоследствии под влиянием новых,
грозных и великих событий.
Твардовского
всегда интересовала судьба своей страны в переломные моменты истории. История и
народ – вот главная его тема. Еще в начале 30-х годов он создал поэтическую
картину сложной эпохи коллективизации в поэме «Страна Муравия». Во время
Великой Отечественной войны (1941-1945) А..Т. Твардовский пишет поэму «Василий
Теркин» о Великой Отечественной войне. Решалась судьба народа. Поэма посвящена
жизни народа на войне.
Твардовский –
поэт, глубоко понявший и оценивший красоту народного характера. В «Стране
Муравии», «Василии Теркине» созданы образы масштабные, емкие, собирательные:
события заключены в очень широкие сюжетные рамки, поэт обращается к гиперболе и
иным средствам сказочной условности. В центре поэмы образ Теркина, объединяющий
композицию произведения в единое целое. Теркин Василий Иванович – главный герой
поэмы, рядовой пехотинец из смоленских крестьян.
«Просто парень
сам собой
Он обыкновенный»
Теркин
воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом. Герой по имени
Василий Теркин сначала фигурирует в стихотворных фельетонах Твардовского
периода советско-финской войны (1939-1940).Слова героя поэмы:
«Я вторую,
брат, войну
На веку воюю»
Поэма построена
как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют
непосредственную событийную связь между собой. Теркин с юмором рассказывает
молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды
был в окружении, был ранен. Судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес
на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной силы
духа, воли к жизни. Теркин дважды переплывает ледяную реку, чтобы восстановить
связь с наступающими подразделениями; Теркин в одиночку занимает немецкий
блиндаж, но попадает под обстрел собственной артиллерии; по дороге на фронт
Теркин оказывается в доме старых крестьян, помогает им по хозяйству; Теркин
ступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом, одолевая, берет его в плен.
Неожиданно для себя Теркин из винтовки сбивает немецкий штурмовик; завидующего
ему сержанту Теркин успокаивает:
«Не горюй, у
немца этот
Не последний
самолет»
Теркин
принимает командование взводом на себя, когда убивают командира, и первым
врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен. Лежа раненным в поле, Теркин
беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов,
его обнаруживают бойцы, и он говорит им:
«Уберите эту
бабу,
Я солдат еще
живой»
В образе Василия
Теркина объединены лучшие нравственные качества русского народа: патриотизм,
готовность к подвигу, любовь к труду.
Черты характера
героя и трактуются поэтом как черты образа собирательного: Теркин неотделим и
неотъемлем от воинствующего народа. Интересно, что всем бойцам - независимо от
их возраста, вкусов, воинского опыта – хорошо с Василием; где бы он не появился
– в бою, на отдыхе, в пути, - между ним и бойцами мгновенно устанавливается
контакт, дружелюбие, взаимное расположение. Об этом говорит буквально каждая
сцена. Бойцы прислушиваются к шутливым пререканиям Теркина с поваром при первом
же появлении героя:
И усевшись под
сосной,
Кашу ест,
ссутулясь.
“Свой?” – бойцы
между собой,-
“Свой!” –
переглянулись.
Патриотизм и
коллективизм героя автор оттеняет и негативно: он подчеркивает отсутствие в
Теркине черт индивидуализма, эгоизма, озабоченности своей персоной.
Мне не надо,
братцы, ордена,
Мне слава не
нужна.
Теркину
свойственно уважение и бережное отношение мастера к вещи, как к плоду труда.
Недаром он отнимает у деда пилу, которую тот корежит, не умея ее наточить.
Возвращая готовую пилу хозяина, Василий говорит:
На –ко, дед,
бери, смотри.
Будет резать
лучше новой,
Зря инструмент
не кори.
Теркин любит
работу и не боится ее (из разговора героя со смертью) :
-Я работник,
Я бы дома в
дело вник.
-Дом разрушен.
-Я и плотник.
-Печки нету.
-И печник…
Простота героя
– обычно синоним его массовости, отсутствие в нем черт исключительности. Но эта
простота имеет в поэме и другой смысл: прозрачная символика фамилии героя ,
теркинское “перетерпим-перетрем” оттеняет его умение преодолевать трудности
просто, легко. Таково его поведение и тогда, когда он переплывает ледяную реку
или спит под сосной, вполне довольствуясь неудобным ложем, и т.д. В этой
простоте героя , его спокойствии, трезвости взгляда на жизнь выражены важные
черты народного характера.
В поле зрения
А.Т.Твардовского в поэме «Василий Теркин» находится не только фронт, но и те,
кто трудятся в тылу ради победы: женщины и старики. Персонажи поэмы не только воюют
– они смеются, любят, беседуют друг с другом, а самое главное – мечтают о
мирной жизни. Реальность войны объединяет то, что обычно несовместимо: трагедию
и юмор, мужество и страх, жизнь и смерть.
В главе «От
автора» изображается процесс «мифологизации» главного персонажа поэмы. Теркин
назван автором «святым и грешным русским чудо – человеком». Имя Василия Теркина
стало легендарным и нарицательным.
Поэма «Василий
Теркин» отличается своеобразным историзмом. Условно ее можно разделить на три
части, совпадающие с началом, серединой и концом войны. Поэтическое осмысление
этапов войны создает из хроники лирическую летопись событий. Чувство горечи и
скорби наполняет первую часть, вера в победу – вторую, радость освобождения
Отечества становится лейтмотивом третьей части поэмы. Это объясняется тем, что
А.Т.Твардовский создавал поэму постепенно, на протяжении всей Великой
Отечественной войны 1941-1945г.
Оригинальна и
композиция поэмы. Не только отдельные главы, но и периоды, строфы внутри глав
отличаются своей законченностью. Это вызвано тем, что поэма печаталась по
частям. И должна быть доступной читателю с «любого места».
В поэме 30
глав. В двадцати пяти из них полно, всесторонне раскрывается герой, который
попадает в самые разнообразные военные ситуации. В последних главах Теркин не
появляется вовсе («Про солдата сироту», «По дороге на Берлин»). Поэт сказал о
герое все и не хочет повторяться, делать образ иллюстративным.
Не случайно и
то, что произведение Твардовского начинается и заканчивается лирическими отступлениями.
Открытый разговор с читателем приближает к внутреннему миру произведения,
создает атмосферу общей причастности к событиям. Поэма заканчивается
посвящением павшим.
Твардовский
рассказывает о причинах, которые толкнули его на такое построение поэмы:
“Я не долго
томился сомнениями и опасениями относительно неопределенности жанра, отсутствие
первоначального плана, обнимающего все произведение наперед, слабой сюжетной
связанности глав между собою. Не поэма – ну и пусть себе не поэма, - решил я ;
нет единого сюжета – пусть себе нет, не надо; нет самого начала вещи – некогда
его выдумывать; не намечена кульминация и завершение всего повествования –
пусть, надо писать о том, что горит, не ждет…”
Конечно, сюжет
в произведении необходим. Твардовский об этом отлично знал и знает, но стремясь
донести до читателя «сущую правду » войны, он полемически заявлял о своем
отказе от сюжета в обычном понимании этого слова.
На войне сюжета
нету…
……………………………
Впрочем, правде
не во вред.
Правдивость,
достоверность широких картин жизни поэт подчеркнул тем, что назвал «Василия
Теркина» не поэмой, а «книгой про бойца». Слово «книга» в этом народом смысле
звучит как-то по-особому значительно, как предмет «серьезный, достоверный,
безусловный», - говорит Твардовский.
Поэма «Василий
Теркин» – эпическое полотно. Но в ней мощно звучат и лирические мотивы.
Твардовский мог назвать ( и назвал) поэму «Василий Теркин» своей лирикой, ибо в
этом произведении впервые столь ярко, многообразно и сильно выразился облик
самого поэта, черты его личности.