"Горе
от ума" А. С. Грибоедова и "Евгений Онегин" А. С. Пушкина
"Горе от
ума" А. С. Грибоедова и "Евгений Онегин" А. С. Пушкина -
произведения, посвященные одному периоду жизни России. Эта эпоха была знаменательной
для страны. После войны 1812 года глубоко изменилось мнение интеллигенции о
народе, который поднялся на вершину славы и могущества, освободив Европу от
тирании Наполеона, но остался по-прежнему бесправным, темным. Главные герои
этих произведений Чацкий и Онегин - представители передовой дворянской
интеллигенции. Авторы рассматривают их характеры, судьбы в неразрывной связи со
временем, с общественным движением.
Судьбы Чацкого
и Онегина во многом схожи. Онегин - сын "промотавшегося" дворянина.
Чацкий воспитывался в доме богатого дяди. Легко представить, какое образование
они получили. Чацкий с усмешкой вспоминает указательный перст учителя,
внушавшего своим ученикам, что для русских без немцев нет счастья. ирония
слышится в его вопросе :
Что нынче, так
же, как издревле,
Хлопочут
набирать учителей полки,
Числом поболее,
ценою подешевле?
Пушкин, говоря
о воспитании Онегина, справедливо замечает:
Мы все учились
понемногу
Чему-нибудь и
как-нибудь.
Чацкого и
Онегина еще более сближает их отношение к обществу, к "свету".
Онегин, устав от балов, светских обедов, бежит из столицы в деревню. Но и здесь
его ждет "вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор". Его
привычки, поведение, "души тоскующая лень" вызывают у соседей
недоумение и недовольство. Чацкий, горячо любя Софью, не смог остаться в доме
ее отца. Ему все казалось там безжизненно. В Москве "вчера был бал, а
завтра будет два". Молодому, пытливому уму нужна пища, нужны новые
впечатления. Чацкий надолго уезжает из столицы. "Хотел объехать целый
свет", - говорит он о себе. Онегин, живя в деревне, тоже почувствовал свою
никчемность, свою бесполезность, неспособность быть другом (отношения с
Ленским), любить (отношения с Татьяной). "Им овладело беспокойство, охота
к перемене мест". "Перемена мест", наблюдения, раздумья,
вызванные этим, не проходят для героев бесследно.
Пушкин называет
своего Онегина, возвращающегося из путешествия, "очень охлажденным и тем,
что видел, насыщенным". Таким образом окончательно складываются
мировоззрения Чацкого и Онегина. Это уже не юнцы, а взрослые люди, с богатым
жизненным опытом за плечами. И вот теперь начинают сказываться коренные
различия этих литературных типов. Онегин видит пустоту окружающей жизни,
праздное барство, ложь и фальшь, царящие вокруг, но он и не думает активно с
ними бороться. Он слишком воспитан, слишком хладнокровен, чтобы произносить в
гостиных Петербурга обвинительные речи перед толпой хохочущих глупцов. Его
протест выражается в другом. Он всем своим обликом являет молчаливый укор. Пушкин
так описывает Онегина:
Но кто это в
толпе избранной
Стоит
безмолвный и туманный?..
Мелькают лица
перед ним,
Как ряд
докучных привидений.
Совсем иначе
ведет себя Чацкий. Он легко раздражается, личная драма делает его особенно
уязвимым. Появившись на балу у Фамусова, он устраивает, по выражению И. А.
Гончарова, такую "кутерьму", что его принимают за сумасшедшего. В его
действиях нет холодного расчета, эгоизма, которые свойственны Онегину.
Оружие Чацкого
- карающее слово. Он требует "службы делу". Он тяготится среди пустой
праздной толпы "мучителей, зловещих старух, вздорных стариков".
Чацкий требует места и свободы своему веку. Он возвещает, что на смену
"веку минувшему" идет новый, несущий идеал "свободной
жизни".
Гончаров в
статье "Мильон терзаний" говорит о типичности Чацкого и Онегина. Эти
типы неизменно будут возникать в переломную эпоху. Онегины - "лишние"
в своей среде люди, их появление всегда свидетельствует о неблагополучии, о
назревающем крахе общественного устройства. Эти люди на голову выше своих
современников, их отмечает прозорливость и "резкий, охлажденный ум".
Чацкие продолжают, развивают начатое "лишними" людьми, они не только
молчаливо осуждают, презирают. Чацкие открыто ненавидят, обличают, высмеивают.
"Чацкий - искренний и горячий деятель", - говорит И.А. Гончаров
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/