Жанровые и
композиционные особенности романа И.С. Тургенева "Отцы и дети"
“Отцы и дети”
Тургенева — это социально-психологический роман, в котором главное место
отведено общественным коллизиям. Произведение построено на противопоставлении
главного героя — разночинца Базарова и остальных персонажей.
В столкновениях
между Базаровым и другими персонажами раскрываются основные черты характера
героя, его взгляды. Главным антагонистом Базарова является Павел Петрович
Кирсанов. Конфликт между ними завязывается сразу после того, как Базаров
приезжает в дом Кирсановых. Уже портретная характеристика свидетельствует о
том, что это совершенно разные люди. При описании внешности Базарова и Павла
Петровича автор использует детализированный портрет, рассчитанный, главным
образом, на зрительское впечатление. Внешний облик Базарова, его манера
держаться обнаруживают в нем подлинного демократа. Перед нами — человек
“высокого роста в длинном балахоне с кистями”, лицо его “длинное и худое, с
широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми
глазами и висячими бакенбардами песочного цвета... оживлялось спокойной улыбкой
и выражало самоуверенность и ум”. Базаров не считается с условиями, принятыми в
дворянских семьях, он держится просто, раскованно и так, как ему удобнее.
Портрет Павла
Петровича говорит о его аристократизме: “Весь облик Аркадьева дяди, изящный и
породистый, сохранил юношескую стойкость и то стремление вверх, прочь от земли,
которое большею частью исчезает после двадцати годов”. Характеризуя манеры
Павла Петровича, автор раскрывает его взгляды. Так, во время встречи с
Аркадием, Павел Петрович, “совершив предварительное европейское “shake
hands”... три раза по-русски поцеловался с ним”. В данном случае автор
подчеркивает англиканство Павла Петровича и вместе с тем его приверженность
дворянским взглядам.
Для
характеристики своих героев Тургенев использует различные виды портрета. Так,
для раскрытия образов Кук-шиной и Ситникова автор прибегает к приему
сатирического портрета. “Тревожное и тупое выражение, — пишет Тургенев о
Ситникове, — сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного
лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и
смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом”.
Одна из самых
важных коллизий романа развивается в X главе. Автор назвал диалог, содержащийся
в этой главе, “схваткой” между Павлом Петровичем и Базаровым. Во время диалога
Базаров держится уверенно, хладнокровно, Павел Петрович же ведет себя как
человек вспыльчивый, не умеющий сдерживать свои эмоции. Кульминация
взаимоотношений Павла Петровича и Базарова происходит в XXIV главе, во время
дуэли, из которой Базаров выходит победителем. Сам автор писал, что “дуэль с
Павлом Петровичем именно введена для наглядного доказательства пустоты
элегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно комически” .
Несмотря на то что главное место в произведении занимают общественные коллизии,
в нем присутствует и любовная интрига, но, сжатая политическими спорами, она
укладывается в пяти главах. Стесненность любовной интриги коллизиями отразилась
и на размещении отдельных ее частей, способствовала сближению завязки с
кульминацией, а кульминации с развязкой. Кульминация любовной интриги показана
в XIII главе. Здесь происходит объяснение Базарова с Одинцовой, после которого
автор разъединяет их до конца романа. Однако, несмотря на компактность любовной
интриги, она сыграет важную роль для характеристики героя. Уже в том, что
Тургенев заставил своего героя потерпеть фиаско в любви, есть намерение
писателя развенчать Базарова. Герой начинает высказывать пессимистические
мысли, теряет самоуверенность, меняются даже его привычки и манеры:
“...лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим
беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже
походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась”. Автор как бы ведет
героя по нисходящей линии, постепенно лишая его уверенности в себе, в
необходимости своей деятельности. Герой как бы угасает, его убеждения тают. В
сцене смерти Базарова возникает образ угасающей лампады, которая выступает как
аллегория судьбы героя. В эпилоге романа автор помещает пейзаж, напоминающий,
по словам Герцена, реквием. Здесь Тургенев подводит окончательный итог жизни
Базарова, показывая, как его личность растворяется на фоне вечной природы:
“Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрывалось в могиле, цветы,
растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном
вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной”
природы, они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...” Таким
образом, пейзаж в романе является важным средством отражения авторской позиции.
С помощью пейзажа Тургенев выражает и свое отношение к утверждению Базарова,
что природа не храм, а мастерская, противопоставляя ему поэтичную картину
летнего вечера. Надо отметить, что в романе “Отцы и дети” гораздо меньше
описаний природы и лирических отступлений, чем в других произведениях
Тургенева. Это объясняется самим жанром социально-психологического романа, в
котором главную роль играют политические споры, раскрывающиеся посредством
диалога. Именно с помощью диалога автор сумел отразить идейную борьбу, осветить
актуальные проблемы своего времени с разных точек зрения. Диалог является и
важным средством характеристики главного героя. В диалогах с Павлом Петровичем,
Аркадием, Одинцовой раскрываются взгляды героя, его характер.
Автор
использует и речевую характеристику. В разговоре Базаров всегда краток, но его
реплики наполнены глубоким смыслом, они свидетельствуют о начитанности и
остроумии героя. Базаров часто употребляет пословицы и поговорки, например: “На
своем молоке обжегся, на чужую воду дует”, “Русский мужик Бога слопает”. Речь
Базарова, так же как и его портрет, свидетельствует о демократизме героя. Не
менее важна речевая характеристика и для раскрытия образа Павла Петровича
Кирсанова. В речи Павла Петровича много специфических слов и выражений,
характерных для сословно-поме-щичьего лексикона XIX века. Автор сам объясняет
особенности его речи: “В этой причуде сказывался остаток преданий
Александровского времени. Тогдашние тузы, в редких случаях, когда говорили на
родном языке, употребляли одни — эфто, другие — эхто: мы, мои, коренные русаки,
и в то же время мы вельможи, которым позволяется пренебрегать школьными
правилами...” Речевая характеристика Павла Петровича говорит о том, что это человек
“старого века”.
Таким образом,
все художественные средства романа подчинены его жанровому своеобразию,
направлены на раскрытие его идейного содержания.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/