Базаров и
Павел Кирсанов в романе "Отцы и дети"
Для того чтобы
осознать конфликт романа во всей его полноте, следует понять все оттенки
разногласий Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова.
"Кто есть Базаров?" - спрашивают
Кирсановы и слышат ответ Аркадия: "Нигилист". По мнению Павла
Петровича, нигилисты попросту ничего не признают и ничего не уважают. Взгляды
нигилиста Базарова можно определить, только выяснив его позицию. Вопрос, что
признавать, на чём, на каких основаниях строить свои убеждения, - чрезвычайно
важен для Павла Петровича. Вот что представляют собой принципы Павла Петровича
Кирсанова: право на ведущее положение в обществе аристократы завоевали не происхождением,
а нравственными достоинствами и делами ("Аристократия дала свободу Англии
и поддерживает её"), т. е. нравственные нормы, выработанные аристократами,
-опора человеческой личности. Без принципов могут жить лишь безнравственные
люди. Прочитав высказывания Базарова о бесполезности громких слов, мы видим,
что "принсипы"Павла Петровича никак не соотносятся с его
деятельностью на благо общества, а Базаров принимает только то, что полезно
("Мне скажут дело - я соглашусь". "В теперешнее время полезнее
всего отрицание - мы отрицаем").
Евгений
отрицает и государственный строй, что приводит Павла Петровича в замешательство
(он "побледнел"). Отношение к народу Павла Петровича и Базарова
разное. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведённым дедами
порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной жизни, умиляют его.
Базарову же эти качества ненавистны: "Народ полагает, что, когда гром
гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться
с ним?" Одно и то же явление и называется по-разному, и по-разному
оценивается его роль в жизни народа. Павел Петрович: "Он (народ) не может
жить без веры". Базаров: "Грубейшее суеверие его душит".
Просматриваются разногласия Базарова и Павла Петровича в отношении к искусству,
природе. С точки зрения Базарова, "читать Пушкина-потерянное время,
заниматься музыкой смешно, наслаждатьтся природою-нелепо".
Павел Петрович,
напротив, любит природу, музыку. Максимализм Базарова, полагающего, что можно и
нужно во всём опираться только на собственный опыт и собственные ощущения,
приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет
собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта. Искусство (и
литература, и живопись, и музыка)размягчает душу, отвлекает от дела. Всё это "романтизм",
"чепуха". Базарову, для которого главной фигурой времени был русский
мужик, задавленный нищетой, "грубейшими суевериями", казалось
кощунственным"толковать"об искусстве, "бессознательном
творчестве", когда "дело идёт о хлебе несущном".
Итак, в романе Тургенева "Отцы и
дети" столкнулись два сильных, ярких характера. По своим взглядам,
убеждениям Павел Петрович предстал перед нами как представитель
"сковывающей, леденящей силы прошедшего", а Евгений Базаров - как
часть "разрушительной, освобождающей силы настоящего".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/