Философичность
есенинских произведений
Любовь моя!
Прости, прости.
Ничто не обошел
я мимо.
Но мне милее на
пути,
Что для меня
неповторимо.
С. Есенин
Человек — это
всего лишь песчинка в просторах мироздания, жизнь его — мгновение в сравнении с
вечностью Вселенной. Вот почему издавна не только ученые-астрономы, но и поэты
обращали свои взоры в бескрайние, манящие к себе дали, чтобы попытаться
проникнуть в тайны мироздания, а значит, и в тайны человеческой души.
Не раз
задумывался о глубинах Вселенной и Есенин. Там, где вечно дремлет тайна, Есть
нездешние поля. Только гость я, гость случайный На горах твоих, земля. Широки
леса и воды, Крепок взмах воздушных крыл. Но века твои и годы Затуманил бег
светил... Сергея Александровича как истинного поэта волновали вечные
философские вопросы взаимоотношения человека и Вселенной, человека и природы,
человека и мира его земных деяний, радостей, страстей, тревог, любви и
ненависти, жизни и смерти. Человек — дивное творение природы, прекрасный,
неповторимый цветок земной жизни.
В поэме «Цветы»
Есенин сумел обо всем этом сказать по-своему, в высшей степени самобытно. В
поэме общечеловеческое неотделимо от личности автора, от его переживаний, тоски
и судьбы. Особенно замечательно, что изображение жизни в поэме органически
сливается с конкретной, реальной российской действительностью. А люди разве не
цветы? О милая, почувствуй ты, Здесь не пустынные слова. Я видел, как цветы
ходили, И сердцем стал с тех пор добрей, Когда узнал, что в этом мире То дело
было в Октябре. Цветы сражалися друг с другом, И красный цвет был всех бойчей.
Их больше падало под вьюгой, Но все же мощностью упругой Они сразили палачей.
Красный цвет
революции — символ прекрасного в жизни — таким видится Есенину теперь октябрь
семнадцатого года. Для поэта-гуманиста, каким он был всегда, революция — это
прежде всего людские судьбы, их настоящее и будущее, о котором поэт говорит в
«Цветах» с романтической окрыленностью. И потому, что я постиг, Что мир мне не
монашья схима, Я ласково влагаю в стих, Что все на свете повторимо. И потому,
что я пою, Пою и вовсе не впустую, Я милой голову мою Отдам, как розу золотую.
Общечеловеческое
содержание, казалось бы, глубоко личных, индивидуальных образов, за которыми
чаще всего угадывается фигура самого автора, его мир дум и чувств, безыскусная,
самобытнейшая метафоричность стиха; наконец, сочетание в поэме земной,
конкретной романтической реальности с вселенско-глобальным охватом явлений действительности
— таковы характерные черты и особенности поэтики «Цветов».
Есенин по своим
убеждениям и идеям — мыслитель и революционер духа, постоянно и чутко
вслушивающийся в биение народного сердца, в могучее дыхание родной Руси,
улавливающий настоящие раскаты новых революционных бурь и потрясений. Я думаю:
Как прекрасна Земля И на ней человек. И сколько с войной несчастных Уродов
теперь и калек! И сколько зарыто в ямах! И сколько зароют еще! И чувствую в
скулах упрямых Жестокую судоргу щек. Эти строки автора наполнены гордостью и
радостью, болью и тревогой за человека, его судьбу, будущее, они по праву могли
бы быть эпиграфом ко всему творчеству поэта. Пророческими стали слова И сколько
зароют еще...
Гуманизм
Есенина, его неотступные тревоги и заботы о судьбе миллионов соотечественников
— судьбе народной рождены великой любовью поэта к Родине. О край дождей и
непогоды. Кочующая тишина, Ковригой хлебною под сводом Надломлена твоя луна. За
перепаханною нивой Малиновая лебеда. На ветке облака, как слива, Златится
спелая звезда. Уже в ранних стихах поэта нет идиллии, а слышатся боль, тревога,
печаль, скорбь, нет одного — равнодушия к судьбам соотечественников, к
человеку. И это не только в стихах, в творчестве, но и в мыслях, в поступках
юного поэта. Нельзя любить землю и человека вообще. Это чуждо истинному
искусству. Только любя свою родину, свой народ, можно стать великим художником,
близким и доступным миллионам!
Таков Есенин. К
черту я снимаю свой костюм английский. Что же, дайте косу, я вам покажу — Я ли вам
не свойский, я ли вам не близкий, Памятью деревни я ль не дорожу? В стихах и
поэмах он говорит о непримиримом столкновении двух морально-нравственных начал
в современной ему общественной жизни, о двух концепциях человека, одна из
которых родилась в старом, буржуазном мире, а другую принесла революция. После
зарубежной поездки Сергей Александрович писал: ...Места нет здесь мечтам и
химерам. Отшумела тех лет пора. Все курьеры, курьеры, курьеры. Маклера,
маклера, маклера... Если хочешь здесь душу выржать, То сочтут: или глуп, или
пьян. Вот она — мировая биржа! Вот они — подлецы всех стран. Именно за границей
возник у Есенина замысел поэмы «Черный человек». «Прескверный гость» — «Черный
человек» у автора — это не его личный недруг, он враг человечества и всего
прекрасного на Земле.
Поэзия Есенина
поразительно конкретная и вместе с тем вселенская, космическая. В соединении
этих двух начал — эмоциональная действительность, масштабность, «половодье
чувств» и мыслей. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь
дым. Увяданъя золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Все мы, все мы в
этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек
благословенно, Что пришлось процвестъ и умереть. Высочайший лиризм, философская
глубина есенинской лирики идут от великих традиций русской классической
литературы.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/