Основные
темы в творчестве Ивана Алексеевича Бунина - вечные темы: природа, любовь,
смерть
Бунин
принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая
тесно связана с природой центральной полосы России. "Так знать и любить
природу, как умеет Иван Бунин, мало кто умеет", - писал Александр Блок в
1907 году. Недаром Пушкинская премия в 1903 г. была присуждена Бунину за
сборник стихотворений "Листопад", воспевающих русскую деревенскую
природу. В своих стихотворениях поэт связал печаль русского пейзажа с русской
жизнью в одно нераздельное целое. "На фоне золотого иконостаса, в огне
листопада, позолоченная закатом, встает покинутая усадьба". Осень -
"тихая вдова" необыкновенно гармонирует с пустующими усадьбами и
покинутыми хуторами. 'Томит меня родная тишина, томит меня гнезда родного
запустенье" Этой грустной поэзией увядания, умирания, запустения
проникнуты и рассказы Бунина, которые похожи на стихи. Вот начало его
знаменитого рассказа "Антоновские яблоки": "Помню раннее,
свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад,
помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок,
запах меда и осенней свежести..." И этот запах антоновских яблок
сопровождает его во всех скитаниях и в столицах мира как память о Родине:
"Но по вечерам, - пишет Бунин, - я читаю старых поэтов, родных мне по быту
и по многим своим настроениям, наконец, просто по местности, - средней полосе
России. А ящики моего стола полны антоновскими яблоками, и здоровый осенний
аромат переносит меня в деревню, в помещичьи усадьбы".
Вместе с
вырождением дворянских гнезд вырождается и деревня. В повести "Деревня"
он описывает двор богатой крестьянской семьи и видит "мрак и грязь" -
и в физической, и в умственной, и в нравственной жизни". Бунин пишет:
"Лежит старик, помирает. Он еще жив -- а уже в сенцах гроб приготовлен,
уже пекут пироги на поминки. И вдруг старик выздоравливает. Куда было девать
гроб? Чём оправдать траты? Лукьяна лет пять проклинали потом за них, сжили
попреками со свету, изморили голодом". А вот как описывает Бунин уровень
политического сознания крестьян:
- А не знаешь,
зачем суд приехал?
-Депутата
судить... Говорят, реку хотел отравить.
-Депутата?
Дурак, да разве депутаты этим занимаются?
-А чума их
знает...
Точка зрения
Бунина на народ полемично заострена против тех народолюбцев, которые
идеализировали народ, льстили ему, Гибнущая русская деревня обрамлена унылым
русским пейзажем: "Косо неслась белая крупа, падая на черную, нищую
деревушку, на ухабистые, грязные дороги, на конский навоз, лед и воду;
сумеречный туман скрывал бесконечные поля, всю эту великую пустыню с ее
снегами, лесами, селениями и городами, - царство голода и смерти..."
Тема смерти
получат в творчестве Бунина многообразное освещение. Это и гибель России, и
смерть отдельного человека. Смерть оказывается не только разрешительницей всех
противоречий, но и источником абсолютной, очищающей силы
("Преображение", "Митина любовь").
Рассказ Бунина
"Господин из Сан-Франциско" глубже всех понял Александр Твардовский:
"Перед лицом любви и смерти, по Бунину, стираются сами собой социальные,
классовые, имущественные грани, разделяющие людей, - перед ними все равны.
Аверкий из "Худой травы" умирает в углу своей бедной избы: безымянный
господин из Сан-Франциско умирает только что собравшись хорошо пообедать в
ресторане первоклассного отеля на побережье теплого моря. Но смерть одинаково
ужасна своей неотвратимостью. Между прочим, когда этот наиболее известный из
бунинских рассказов толкуют только в смысле обличения капитализма и
символического предвестия его гибели, то как бы упускают из виду, что для
автора гораздо важнее мысль о подверженности и миллионера общему концу, о
ничтожности и эфемерности его могущества перед лицом одинакового для всех
смертного итога".
Смерть как бы
позволяет увидеть жизнь человека в ее истин" ном свете. Раньше, чем смерть
физическая, господина из Сан-Франциско постигла духовная смерть.
"До 58 лет
жизнь его была посвящена накоплению. Став миллионером, он хочет получить все
удовольствия, которые можно купить за деньги: ...карнавал он думал провести в
Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где
одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке,
третьи тому, что принято - называть флиртом, а четвертые - стрельбе в голубей,
которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря
цвета незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю...1 - это не
жизнь, это форма жизни, лишенная внутреннего содержания. Общество потребления
вытравило из себя все человеческое способность к Сочувствию, соболезнованию.
Смерть господина из Сан-Франциско воспринимается с неудовольствием. ведь
"вечер был непоправимо испорчен", хозяин отеля чувствует себя
виноватым, дает слово, что он примет "все зависящие от него меры" к
устранению неприятности. Все решают деньги: гости хотят получать удовольствия
за свои деньги, хозяин не хочет лишаться прибыли, этим и объясняется неуважение
к смерти, а значит, нравственное падение общества, дегуманизация в ее крайнем
проявлении.
Мертвенность
буржуазного общества символизирует "тонкая и гибкая пара нанятых
влюбленных: грешно-скромная девушка с опущенными ресницами, с невинной
прической, и рослый молодой человек с черными, как бы приклеенными волосами,
бледный от пудры, в изяшнейшей лакированной обуви, в узком, с длинными фалдами,
фраке -красавец, похожий на огромную пиявку". И никто не знал, как надоело
этой паре притворяться влюбленными. И того, что стоит под ними, на дне темного
трюма. Никто не думает о тщете жизни перед лицом смерти.
Теме любви
посвящены многие произведения И.А.Бунина и весь цикл рассказов "Темные
аллеи". "Все рассказы этой книги только о любви, о ее
"темных" и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях", - писал
Бунин в одном из писем. Сам Бунин считал эту книгу самой совершенной по
мастерству. Бунин воспевал не платоническую, а чувственную любовь, окруженную романтическим
ореолом. Любви, в понимании Бунина, противопоказаны будни, всякая длительность,
пусть даже в желанном браке, она - озарение, "солнечный удар",
нередко приводящий к гибели. Он описывает любовь во всех ее состояниях, где она
едва брезжит и никогда не сбудется ("Старый порт"), и где томится не
узнанная ("Ида"), и где переходит в страсть ("Убийца").
Любовь захватывает все помыслы, все духовные и физические потенции человека -
но это состояние не может длиться долго. Чтобы любовь не выдохлась, не исчерпала
себя, необходимо расстаться - и навсегда, Если этого не делают сами герои, то в
их жизнь вмешивается рок, судьба: кто-то из любящих погибает. Повесть
"Митина любовь" кончается самоубийством героя. Смерть здесь
трактуется как единственная возможность освобождения от любви.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/