Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Психологизм драмы А. Н. Островского "Бесприданница"

Психологизм
драмы А. Н. Островского "Бесприданница"

Лучшей
психологической драмой А. Н. Островского по праву считается
"Бесприданница". Ее нередко сопоставляют с "Грозой", и в
известной мере это справедливо.

 "Гроза" — главное произведение
дореформенной драматургии Островского, "Бесприданница" же вбирает в
себя многие мотивы пореформенного творчества драматурга. На сопоставление этих
пьес наводит и то, что в обеих перед нами развертывается драма незаурядной
женской натуры, приводящая к трагической развязке. Наконец, важно и то, что в
обеих пьесах существенную роль играет собирательный образ волжского города, в
котором происходит действие.

Но различие
эпох, изображенных в этих пьесах, привело к совершенному несходству
художественного мира "Грозы" и "Бесприданницы".
"Бесприданница" — драма буржуазной эпохи, и это решающим образом
влияет на ее проблематику. Если душа Катерины в "Грозе" вырастает из
народной культуры, одухотворенной нравственными ценностями православия, то
Лариса Огудалова — человек нового времени, порвавшего связи с тысячелетней
народной традицией, освободившего человека не только от устоев морали, но и от
стыда, чести, совести.

В отличие от
Катерины, Лариса лишена цельности. Ее человеческая талантливость, стихийное
стремление к нравственной чистоте, правдивость — все, что идет от ее богато
одаренной натуры, высоко поднимает героиню над окружающими. Но сама житейская
драма Ларисы — результат того, что буржуазные представления о жизни имеют над
ней власть, влияют на ее понимание людей. Мотив торговли, проходящий через всю
пьесу и концентрирующийся в главном сюжетном событии — торге за Ларису,
охватывает всех героев-мужчин, среди которых Лариса должна сделать свой выбор.
И Паратов здесь не только не исключение, но, как выясняется, — самый жестокий и
бесчестный участник торга. Отвечая на восторженные рассказы своей невесты о
смелости Паратова, бестрепетно стрелявшего в монету, которую держала Лариса,
Карандышев верно замечает: "Сердца нет, оттого он так и смел".

И Островский
солидарен с этим мнением, хотя Карандышев и не является выразителем авторских
оценок. Вообще, такого героя в пьесе нет, зато почти каждый из действующих лиц
в той или иной момент верно оценивает ситуацию и людей, в ней участвующих.
Сложность характеров героев — будь то противоречивость их внутреннего мира, как
у Ларисы, или несоответствие внут- ренней сущности героя и внешнего поведения,
как у Паратова, — вот в чем психологизм драмы Островского. Паратов для всех
окружающих — большой барин, широкая натура, бесшабашный храбрец, и все эти
краски и жесты автор ему оставляет. Но, с другой стороны, он тонко, как бы
между прочим, показывает нам и другого Паратова, его истинное лицо. В первой же
встрече с ним мы слышим признание: "Что такое "жалость", этого я
не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все
продам, что угодно". И сразу мы узнаем, что продает Паратов не только
"Ласточку", но и себя самого невесте с золотыми приисками. В конечном
итоге, тонко компрометирует его и сцена в доме Карандышева, потому что отделка
его квартиры и попытка устроить роскошный обед — это ведь карикатура на стиль и
образ жизни Паратова. И вся разница заключается в суммах, которые каждый из
героев может на это потратить.

Глубоко
значительна сцена, характеризующая обоих соперников, домогающихся любви Ларисы.
Таким образом, средством психологических характеристик у Островского
оказываются не самопризнания героев, не рассуждения о чувствах и свойствах их,
но преимущественно их действия и бытовой диалог. Ни один из героев не
изменяется в процессе драматического действия, а лишь постепенно раскрывается
перед зрителями. Даже о Ларисе можно сказать то же: она прозревает, узнает
правду об окружающих ее людях, принимает страшное решение стать "очень
дорогой вещью". И только смерть освобождает ее от всего, чем наделил
житейский опыт. В этот момент она как бы возвращается к естественной красоте
своей натуры. Финал драмы — смерть героини среди праздничного шума, под цыганское
пение — поражает своей художественной дерзостью. Душевное состояние Ларисы
показано автором в стиле "сильного драматизма" и при этом с
безупречной психологической точностью. Она смягчена, успокоена, она всех
прощает, потому что счастлива тем, что наконец-то вызвала вспышку человеческого
чувства — безрассудный, самоубийственный поступок Карандышева, освободивший ее
от унизительной жизни содержанки.

Редкий
художественный эффект этой сцены А. Н. Островский строит на остром столкновении
разнонаправленных эмоций: чем больше мягкости и всепрощения у героини, тем
острее суд зрителя. Драма "Бесприданница" стала вершиной творчества
Островского, произведением, в котором сошлись в удивительно емком
художественном единении мотивы и темы большинства пьес позднего периода. В этой
пьесе, раскрывающей по-новому сложные и психологически многозвучные
человеческие характеры, предвосхищена неизбежность появления в России нового
театра.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.