Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Герой эпохи в изображении И. С. Тургенева (по роману «Рудин»)

Герой эпохи
в изображении И. С. Тургенева (по роману «Рудин»)

В одном из
своих наиболее значительных романов — в “Рудине” — Иван Сергеевич Тургенев
попытался “вывести” героя эпохи в лице Дмитрия Рудин представить определенный
человеческий тип, совмещающий в себе противоречия 60-х гг. XIX в.  фигура Рудина занимает центральное место в
романе, на исключительную значимость этого героя указывает название произведения.
Рудин — умный, интеллигентный человек. Он горячо и искренне верит в Разум и
Добро и хочет, чтобы окружающие разделили его веру в высшие ценности.

Впервые знакомя
читателя с героем, Тургенев представляет его как “опытного говоруна”,
обладающего “музыкой красноречия”. В своих речах Рудин клеймит позором лень,
говорит о высоком предназначении человека, мечтает о том, чтобы Россия была
просвещенной страной. Тургенев отмечает, что его герой “не искал слов, а слова
сами послушно приходили к нему на уста, каждое слово лилось прямо из души,
пылало жаром убеждения”.

На большинство
молодых людей речи Рудина производили огромное впечатление: они буквально
заражали их, вызывая стремление воплощать рудин-ские идеалы в жизнь. Но были и
такие, кто относился к его словам равнодушно и даже с опасением. Товарищ Рудина
Лежнев думал о том, что “слишком красиво говорит Рудин, слишком обильны его
речи”, но в них мало полезного. Сам Лежнев, лучше других знавший Рудина, давно
определил для себя цену слова последнего. В разговоре с Александрой Павловной
Лежнев раскрывает всю правду о Рудине, выявляя роковой разлад между обилием
мыслей и отсутствием действий.

Уже при первом
общении с Натальей сам Рудин выдает неспособность и нежелание делать что-либо
полезное и целенаправленное. Он говорит ей о том, что “пора отдохнуть”. В ответ
на это Наталья, удивляясь, отвечает, выдавая свои мысли: “...вы должны
трудиться, стараться быть полезным. Кому же, как не вам...”. Эти слова
вдохновляют Рудина, он воодушевленно и красиво говорит о своем долге, таланте,
но автор снова дает понять, что хотя умным речам его героя нет конца и края,
они останутся лишь словами. Тургенев отмечает, что “обилие мыслей мешало Рудину
выражаться определенно и точно. Образы сменялись образами...”, и “все мысли
Рудина казались обращенными в будущее”, не имея никакого отношения к настоящей,
реальной жизни. Тургенев постоянно подчеркивает, что Рудин говорит дельно,
четко, складно, но на самом деле он совершенно беспомощен, а его проекты
рушатся один за другим.

Писателем
описывается эпизод из жизни героя, когда он хотел сделать реку судоходной.
Однако у него ничего не вышло, так как владельцы мельниц провалили его замысел.
Ничего не получилось и с педагогической деятельностью, и с агрономическими
преобразованиями в деревне. И все неудачи Рудина от того, что в самые
ответственные моменты он “пасует” и уходит на задний план, боится принимать
какие-то серьезные решения, активно действовать. Он теряется, падает духом, а
любое препятствие делает его безвольным, неуверенным в себе, пассивным.

Особенно ярко отмеченная
черта Рудина проявляется в эпизоде последней встречи с Натальей Ласунской,
которая со всей горячностью любящею сердца надеется на понимание и поддержку со
стороны любимого человека, на его смелый и отчаянный шаг, на такую же ответную
реакцию. Но Рудин не может по достоинству оценить ее чувства, он не в состоянии
оправдать надежд, боится ответственности за чужую жизнь и советует “покориться
судьбе”. Своим поступком герой еще раз подтверждает мысль Лежнева о том, что на
самом деле Рудин “холоден, как лед” и, играя в опасную игру”, “волоска не
ставит на карту — а другие ставят душу”. Что же касается хрупкой,
восемнадцатилетней Натальи, которую все считали еще юной, почти ребенком, и
неопытной, то она оказалась куда сильнее и разумнее Рудина, сумела разгадать
его сущность: “Так вот как вы применяете на деле ваши толкования о свободе, о
жертвах...”.

Рудин признает
это и сам: “Вы правы. Первое препятствие, и я рассыпался”. Он все-таки
отступает, сдается. Даже в прощальном письме-исповеди он продолжает признаваться
в своей несостоятельности, полностью подчиняясь сложившимся обстоятельствам и
не питая надежд относительно собственного будущего: “Да, природа мне много
дала; но я умру, не сделав ничего достойного сил моих, не оставив за собою
никакого благотворного следа. Все мое богатство пропадет даром...”.

Примечательно,
что через несколько лет Лежнев случайно встретит Рудина и отметит, как тот
постарел, изменился, утратил былую пылкость. Жизнь главного героя оказалась
бесплодной — в этом убеждается и он сам, и читатель. В эпилоге романа мы видим
Рудина на разбитой баррикаде во время восстания. Рудин погибает, сраженный
пулей. Речам и мечтам Рудина так и не дано было воплотиться в реальной жизни,
он так и не сумел осуществить свои идеи на деле. И точно так же, как
тургеневский Рудин, другие представители передовой молодежи того времени, имея
богатое воображение, обладая сильными и волевыми чертами, оказывались
бездеятельными и несостоятельными в жизни, растрачивали свою энергию на
красноречивые, но все-таки пустые разговоры, ограничивая себя выдуманными
рамками, оправдывая себя существованием воображаемых трудностей и преград,
которые мешают осуществлять задуманные планы.

Тургенев
изобразил в романе типичного представителя молодой дворянской интеллигенции, указывав
на то, что это люди талантливые, честные, обладающие незаурядными
способностями. Однако, по мнению автора, они еще пока не в состоянии решать
сложные исторические задачи, у них недостаточно силы воли и уверенности для
того, чтобы оставить значительный след для возрождения России.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Структура профессиональной компетентности педагога. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство педагога
Реферат Международные соглашения с Германией накануне Второй Мировой войны (Укр.)
Реферат Былины
Реферат Определение времени жизни носителей в высокоомном кремнии. Влияние времени жизни на параметры высоковольтных приборов на кремнии
Реферат Анестезия при патологии кровообращения
Реферат Прагматичный экстремист с инфантильной харизмой
Реферат Дееспособность и правоспособность
Реферат «Инновационные подходы в обучении учащихся дмш и дши в сфере сольного и камерного исполнительства»
Реферат Философия сердца П.Д. Юркевича
Реферат Стратегия развития предприятия для кафе Катрин
Реферат Профсоюзное движение - методы и формы забастовок
Реферат Информатика и информационные технологии 3
Реферат Медико-криминалистические аспекты назначения и проведения экспертиз в случаях отравления техническими
Реферат Інформаційна система обліку і аналізу розрахунків з постачальниками і підрядниками (на прикладі пп "Біомед")
Реферат Глобализация проблемы войны и мира в современном политическом мире