Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Н. А. Некрасов о роли и назначении поэта

Н. А.
Некрасов о роли и назначении поэта
Примерный
текст сочинения

Особенность
русской литературы состоит в том, что она всегда была теснейшим образом связана
с актуальными проблемами общественной жизни. Великих писателей России глубоко
волновали судьбы родины и народа. Патриотизм, гражданственность и гуманность
были основными чертами поэзии Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Все они видели
смысл своего творчества в служении народу, в борьбе за его свободу и счастье. И
Пушкин, и Лермонтов утверждали мысль о том, что поэт-пророк должен
"глаголом жечь сердца людей", "воспламенять бойца для
битвы", нести людям "любви и правды чистые учения".

Некрасов
выступил преемником и продолжателем этих прогрессивных традиций. Его "муза
мести и печали" стала защитницей угнетенных. Свои взгляды на роль поэта и
поэзии Некрасов наиболее полно изложил в стихотворении "Поэт и
гражданин", которое воспринимается как его поэтический манифест. Главная
мысль автора утверждается в полемике с теми, кто пытается очистить поэзию от
общественно-политических тем, считая их недостойными высокого искусства. От
лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от
злободневных вопросов современности в мир интимных чувств и переживаний.

С твоим
талантом стыдно спать;

Еще стыдней в
годину горя

Красу долин,
небес и моря

И ласку милой
воспевать...

Некрасов
предостерегает поэта, находящегося на распутье, от опасности разделить участь
либералов, "богатых словом, делом бедных", погрязших в пустых разговорах
и бездействии. Взволнованный монолог гражданина призывает поэта,
"избранника неба", "глашатая истин вековых", посвятить свою
музу обездоленным, угнетенным массам трудящихся. Поэзия, по мнению Некрасова,
должна служить не интеллектуальной элите, а народу, в котором живет потребность
в красоте, справедливости, вере.

Будь гражданин!
служа искусству,

Для блага
ближнего живи,

Свой гений
подчиняя чувству

Всеобнимающей
любви.

Таким образом,
Некрасов утверждает в стихотворении гражданский характер поэзии, считая, что
поэт "в годину горя" должен быть вместе с народом, живя его заботами,
чувствуя его боль, как свою, идя "в огонь за честь отчизны, за убежденье,
за любовь". Именно таким поэтом был Некрасов. В стихотворении "Вчерашний день, часу в шестом"

в безобразной сцене избиения крестьянки, предстает образ страдающего народа,
родной сестрой которого называет поэт свою музу.

...Там били
женщину кнутом,

Крестьянку
молодую,

Ни звука из ее
груди,

Лишь бич свистал,
играя...

И Музе я
сказал: "Гляди!

Сестра твоя
родная!"

Некрасовская
муза поет о народных страданиях, стремясь пробудить в читателях сочувствие и
сострадание к рабскому положению народа, к его подневольной, бесправной судьбе.
Поэт называет свою "неласковую музу" "печальной спутницей
печальных бедняков, рожденных для труда, страданий и оков". Она не только
страдает вместе с народом, но и зовет к мщению.

В порыве
ярости, с неправдою людской

Безумная
клялась начать безумный бой...

Муза ведет
поэта "чрез бездны темные насилия и зла, труда и голода", заставляя
его почувствовать народные страдания и поведать о них миру. Посвященное памяти
великого сатирика Гоголя стихотворение "Блажен незлобивый поэт"
рисует духовный облик двух поэтов. С нескрываемой иронией пишет автор о
популярности и славе "незлобивого поэта", которому современники
"при жизни памятник готовят".

Любя
беспечность и покой,

Гнушаясь
дерзкою сатирой,

Он прочно
властвует толпой

С своей
миролюбивой лирой.

Но все симпатии
Некрасова на стороне того поэта, "чей благородный гений стал обличителем
толпы, ее страстей и заблуждений". Труден и горек его путь. Его
"карающая лира" не вызывает в людях понимания и одобрения.

И веря и не
веря вновь

Мечте высокого
призванья,

Он проповедует
любовь

Враждебным словом
отрицанья.

Некрасов
убежден в том, что поэзия не должна замыкаться на возвышенных и прекрасных
темах, воспевая любовь, природу и красоту. Ее назначение — служить обществу,
облагораживая и возвышая человека, формируя его прогрессивное мировоззрение. В
конце жизненного пути Некрасов пишет стихотворение "Элегия", которое
считает самым задушевным и любимым. В нем он вновь обращается к вопросу о
содержании поэзии и о ее роли в общественной жизни. Поэт полемизирует с теми,
кто заявлял, "что тема старая — страдания народа и что поэзия забыть ее
должна". Обращаясь к молодому поколению России, Некрасов утверждает
злободневность и актуальность народной темы, которая неподвластна
"изменчивой моде". Несмотря на то, что прошли десятилетия со времен
Пушкина, она по-прежнему находится в центре внимания поэзии, ибо официальное
освобождение крестьянства не принесло ему ни счастья, ни благополучия.
"Народ освобожден, но счастлив ли народ?" — этот вопрос, содержащийся
в стихотворении, предполагает отрицательный ответ. И после царской реформы
народы, как и прежде, "влачатся в нищете, покорствуя бичам". Эти
слова Некрасова почти дословно повторяют пушкинскую строчку из стихотворения
"Деревня": "Здесь рабство тощее влачится по браздам..."
Очевидно, Некрасов подчеркивает этими словами то, что по сравнению с началом
века немногое изменилось в жизни народа, по-прежнему пребывающего в нужде и
бесправии. Значит, тема "страданий народа" должна быть основной в
поэзии, хотя темнота и неграмотность широких масс крестьянства препятствует
распространению поэзии в народной среде. С горечью пишет Некрасов о том, что
тот, "кому посвящены мечтания поэта", "не внемлет он и не дает
ответа".

Подобно Пушкину
в стихотворении "Памятник", Некрасов в своей "Элегии"
подводит итог своего долгого творческого пути, видя главную свою заслугу в
служении народу, в борьбе за его интересы:

Я лиру посвятил
народу своему,

Быть может, я
умру неведомый ему,

Но я ему служил
— и сердцем я спокоен...

Взгляды Н. А.
Некрасова на роль поэзии в общественной жизни нашли своих последователей в лице
многих замечательных русских писателей нашего столетия, утверждая неразрывную
связь литературы с жизнью народа. В ней, как в зеркале, отразилась его судьба,
все жизненные потрясения и прозрения. Поэзия и сейчас помогает людям осмыслить
трагические события современности, ищет пути к гармонии с миром и счастью.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Роль руководителя в системе управления
Реферат Abs, 4 Air-Bag, гур, климат-контроль, сигнализация, иммобилайзер, центральный замок, cd-проигрыватель, dvd-проигрыватель, tv, 4 эл стеклоподъемника, эл
Реферат Векторна функція скалярного аргументу Похідна її геометричний і механічний зміст Кривизна кри
Реферат Американская трагедия. Драйзер Теодор
Реферат Основные проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в Россию
Реферат Инвестиционный процесс и его участники
Реферат Математические методы экономики
Реферат Юридическая ответственность за налоговые правонарушения в Российской Федерации
Реферат Понятие и строение человеческой деятельности
Реферат Повышение эффективности управления персоналом ТКУП "Универмаг Беларусь"
Реферат Основні етапи матеріально-технічної підготовки проекту
Реферат Особенности развития детей-билингвов
Реферат Фразеологизмы в обзорах Михаила Идова журнал Сноб
Реферат Князь Ярослав Мудрий. Колективізація на Україні причини, суть, методи, наслідки
Реферат Анализ выполнения Программы повышения правовой культуры избирателей, организаторов и других участников избирательного процесса в Свердловской области в 1 полугодии 2006 года г. Екатеринбург