Россия в
лирике А. А. Блока
Примерный
текст сочинения
Блок... При
звуке этого имени почему-то вспоминается:
Когда я думаю о
Блоке,
Когда тоскую по
нему,
То вспоминаю я
не строки,
А мост,
пролетку и Неву...
Наверное, эти
стихи связываются с обликом неповторимого поэта России оттого, что он сумел с
редкой художественной силой и убедительностью выразить в своем творчестве и
себя, и то время, в которое жил. Личное и общественное так тесно переплелись в
его поэзии, что их невозможно отделить друг от друга.
Начиная со
"Слова о полку Игореве" тема родины стала ведущей в творчестве
выдающихся русских писателей. Главной она была и для Блока. Он сумел увидеть в
России и тютчевскую тайну, и некрасовскую убогую деревенскую Русь, и летящую
вдаль гоголевскую птицу-тройку. Но, пожалуй, ни у одного из писателей
патриотическая тема так полно не сомкнулась с любовной, интимной лирикой, как у
Блока. Нетрадиционным стал блоковский образ родины-невесты, жены, Прекрасной Дамы,
Вечной Женственности. Не как мать любит Блок Россию, а как возлюбленную. Но ее
облик постоянно меняется. Прекрасная Дама оборачивается то Незнакомкой, то
проституткой, являя собой новые и новые лики России. Сначала, как невеста или
жена, она напоминает небесную возлюбленную. В стихах "На поле
Куликовом" она охраняет спящих воинов.
И когда,
наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой
лик нерукотворный
Светел
навсегда.
У Блока даже в
щит воина, готовящегося к битве, вместо нерукотворного Спаса вписан образ
"светлой жены". Но в лирике поэта его возлюбленная — родина —
принимает и другие черты. Блок подсмотрел в ней что-то буйное, хмельное,
страстное, что властно прорывается сквозь лик богоизбранной невесты,
благочестивой девы.
Там прикинешься
ты богомольной,
Там старушкой
прикинешься ты,
Глас
молитвенный, звон колокольный,
За крестами —
кресты да кресты...
Только ладан
твой синий и росный
Просквозит мне
порою иным...
Нет, не
старческий лик и не постный
Под московским
платочком цветным!
Нет, родина
Блока не смиренная кроткая дева или богомольная старушка, а полная сил и
страсти женщина, наделенная "разбойной красой". Значит, Россия
предстает у Блока не только поэтической, одухотворенной и прекрасной, но и
нищей — с серыми избами, расхлябанными колеями, острожной тоской, унылой песней
ямщика. Здесь в этой контрастности выступает острое противоречие между идеалом
и действительностью, которое и порождает трагические предчувствия поэта. Но в
то же время Блок верит в будущее отчизны, в то, что она преодолеет все беды и
невзгоды. И обрести эту веру ему помогает Гоголь, к которому не раз обращается
поэт в своей публицистике. В свое неспокойное, жестокое и противоречивое время
сквозь столетие слышит Блок взволнованный голос великого писателя XIX века,
призывающий русских людей любить не только прекрасную Россию, но и убогую,
нищую, переполненную болезнями и страданиями родину. Тревожный мотив летящей
птицы-тройки пройдет через всю поэзию и публицистику Блока, приобретая новое
неожиданное звучание. В статье "Интеллигенция и революция" поэт в
"чудном" звоне колокольчика слышит тот возрастающий гул, который
предвещает революцию. "Что, если тройка, вокруг которой "гремит и
становится ветром разорванный воздух", — летит прямо на нас?" — пишет
Блок в 1908 году. Поражает пророческий дар писателя, который провидит грядущую
трагедию России, где прямо "под ногами бешеной тройки" нашли гибель
десятки тысяч русских людей. Гоголевская птица-тройка преображается у Блока в
"степную кобылицу" в цикле "На поле Куликовом".
И вечный бой!
Покой нам только снится
Сквозь кровь и
пыль...
Летит, летит
степная кобылица
И мнет
ковыль...
И нет конца!
Мелькают версты, кручи...
Остановись!
Идут, идут
испуганные тучи,
Закат в крови!
Когда читаешь
эти стихи, возникает ощущение, что бешеная, захлебывающаяся скачка, которую
невозможно остановить, должна завершиться катастрофой. Россия неудержимо
несется к своим страшным годам. Это прозрение Блока особенно подчеркивается
последними строками, которые означают уже не только человеческий бунт, но и бунт
неба. Как новое пророчество о будущем появляется у Блока новый образ
Возлюбленной — России: "пьяная Русь", "разбойная краса",
"роковая, родная страна".
Тебя жалеть я
не умею
И крест свой
бережно несу...
Какому хочешь
чародею
Отдай разбойную
красу!
Пускай заманит
и обманет, —
Не пропадешь,
не сгинешь ты,
И лишь забота
затуманит
Твои прекрасные
черты...
Да, любовь
несовместима с жалостью, она же дает поэту твердую веру в Россию, в то, что она
выстоит, не погибнет, несмотря на кровь и страдания. Пусть будет больше одной
слезой, но все равно все те же "лес и поле, да плат узорный до
бровей" — у России. Кровавый отсвет от дней войны и "дней
свободы" не может затуманить ее "прекрасные черты". В
замечательном стихотворении "Грешить бесстыдно, беспробудно" с жестоким
реализмом изображается то злое, низкое, подлое и пошлое, что есть в России,
Изображенное лицо, которое и олицетворяет здесь эти качества, несколько раз
крестится, целуя "столетний бедный и зацелованный оклад", кладет
грошик, а дома на тот же грош обсчитывает ближнего и, икнув, отпихивает
голодного пса от двери, чтобы затем "на перины пуховые в тяжелом
завалиться сне". Много душевных сил и истинной любви нужно иметь поэту,
чтобы и после этого сказать:
Да, и такой,
моя Россия
Ты всех краев
дороже мне.
Верно заметил
Гумилев, что из некрасовских заветов любить отчизну "с печалью и
гневом" он принял только первый. Страшная, пьяная, преступная Россия,
предстающая в стихах Блока, не убивает светлых, оптимистических надежд поэта на
великое будущее родной страны. Его волнуют не политические судьбы России, а
спасение ее живой души. Может быть, поэтому Блок находит образ, издавна
символизирующий любовь и добро, которые все-таки должны воцариться в мире. Это
образ Христа — Сына Человеческого, который так же, как и художественное
воплощение Вечной Женственности, возникает в интимно-личных переживаниях поэта.
Блок знал, что политическая реакция преходяща, что через нее придется выйти на
путь борьбы за вселенскую идею. И тогда сквозь "тьму исторической ночи"
проникнут в души людей лучи нового мира. И этот свет, означающий
духовно-нравственный поиск народа, несет в себе образ Христа.
Христос! Родной
простор печален,
Изнемогаю на
кресте.
И челн твой
будет ли причален
К моей распятой
высоте?
В этом
риторическом вопросе звучат и боль, и отчаяние, и надежда. Здесь появляется и
развивается мотив "сораспинания" с родиной, которая всегда была для
Блока и смыслом, и целью его поэзии. Образ России в душе поэта "светел
навсегда". Он давал ему силу, рождал волю к жизни, внушал надежду. Поэтому
и сейчас по-прежнему
Горит звезда
Вифлеема
Так светло, как
любовь моя.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/