Социальные и философские истоки бунта Раскольникова
Вот бог поверженный
лежит -
Он пал, и низко пал.
Мы для того и строили
Повыше пьедестал.
Фрэнк Герберт
Роман
"Преступление и наказание" был написан в 1866 году. Шестидесятые года
девятнадцатого века были очень бурными не только в политическом плане, но и в
области мышления: рушились вековые моральные устои общества. Очень широко
проповедовалась теория Наполеонизма. Молодые люди думали, что им позволено всё.
"За одну жизнь - тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения. Одна
смерь и сотня жизней взамен - да ведь тут арифметика!". Конечно, в
реальной жизни никто никого не убивал, а только думал об этом - в шутку.
Достоевский довёл эту теорию до апогея, чтобы посмотреть, что получилось. А
получилось вот что: несчастный, не понимающий своей ошибки, одинокий человек,
мучающийся духовно и физически. Таким нам предстаёт Раскольников.
Если
обратиться к воспоминанию Раскольникова о детстве (сон), то мы видим доброго,
чувствительного мальчика, который пытается спасти умирающую лошадь. "Слава
богу, это только сон! Но что это? Уж не горячка ли во мне начинается: такой
безобразный сон!" - говорит Раскольников, проснувшись. Он уже не может
представить себя таким, для него этот мальчуган - "тварь дрожащая,
вошь". Но что так изменило Раскольникова? Причин множество, но их можно
свести к нескольким, более общим.
Первой,
наверное, назовём время, в котором жил Раскольников. Сама эта пора подталкивала
к переменам, протестам, бунтам. Наверное, каждый молодой человек тогда (да и
сейчас!) считал себя спасителем мира. Время является первопричиной действий
Раскольникова.
Второй
причиной стоит назвать город Петербург. Вот что пишет о нём Пушкин:
Город
пышный, город бедный,
Дух неволи,
стройный вид,
Свод небес
зелёно-бледный,
Скука, холод
и гранит.
В
"Преступлении и наказании" Петербург - город-вампир. Он пьёт
жизненные соки из людей, которые туда приезжают. Так случилось и с
Раскольниковым. Когда он только приехал учиться, он ещё оставался тем славным
мальчиком из детства. Но проходит время, и гордо поднятая голова опускается всё
ниже и ниже, город начинает душить Раскольникова, ему хочется вздохнуть полной
грудью, но он не может. Интересно, что за весь роман Петербург только однажды
предстаёт перед Раскольниковым частичкой своей красоты: "Необъяснимым
холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна
была для него эта пышная картина..." Но величественный вид Исаакиевского
собора и Зимнего дворца нем для Раскольникова, для которого Петербург это его
каморка - "шкаф", каморка - "гроб". Именно Петербург во
многом повинен в романе. В нём Раскольников становится одиноким и несчастным, в
нём он слышит разговор офицеров, в нём, наконец, живёт виноватая в своём
богатстве старушка.
Покопавшись
в основных социальных причинах бунта, стоит взяться за философские и
психологические. Здесь первой стоит назвать, конечно, характер Раскольникова:
гордый, даже тщеславный, независимый, нетерпеливый, самоуверенный,
категоричный... да мало ли можно подобрать определений? Из-за своего характера
Раскольников попал в такую яму, из которой мало кто сможет выбраться...
Когда
Раскольников только разрабатывал свою теорию, он, ещё не подозревая, уже
относил себя к Людям с большой буквы. Дальше - больше. Находясь в постоянном
одиночестве, он только и делал, что думал. Так, он сам себя обманывал, убеждал
в том, чего нет. Интересно, что в начале он оправдывает себя, как и многие молодые
люди, благородной целью помочь другим. Но после совершения преступления
Раскольников понимает, что убил-то он не для помощи другим, а для себя.
"Старуха была только болезнь... я переступить поскорее хотел... Я не
человека убил, а принципы убил. Принципы убил, а переступить-то не переступил,
на этой стороне остался", "...мне надо было узнать тогда, и поскорей
узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право
имею..." Интересно также, что Раскольников до самого конца считал себя единственно
правым. "Ничего, ничего не поймут они, Соня, и недостойны понять",
"...может, я ещё человек, а не вошь и поторопился себя осудить. Я ещё
поборюсь".
Близкие
Раскольникова понимали его лучше, чем он - сам себя. "Ведь он никого не
любит; может, и никогда не полюбит!" - говорит Разумихин. "А шельма,
однако ж, этот Раскольников! Много на себе перетащил. Большою шельмой может
быть со временем, когда вздор повыскочит, а теперь слишком уж жить ему
хочется", - говорит Свидригайлов."Я вас почитаю за одного из таких,
которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять да с улыбкой смотреть на
мучителей, - если только веру иль бога найдёт. Ну, и найдите, и будете
жить", - говорит Порфирий Петрович.
"Она [Соня] знала к тому же его тщеславие, заносчивость, самолюбие
и неверие".
Неверие.
Именно этим словом хочет и обосновать поступок Раскольникова Достоевский. Об
этом свидетельствует Соня, "персонаж номер два", истинно верующая и
живущая этим, поднявшаяся за счёт этого много выше, чем Раскольников. Об этом
говорит и фамилия главного персонажа. Об этом свидетельствуют многочисленные
намёки и "раскавыченные" цитаты из Священного Писания, скрытые
евангельские образы. Ведь Бог означает не просто веру во что-то
сверхъестественное, но и присутствие минимальных моральных устоев. А это так
необходимо в эпоху перемен и бунтов, чтобы удержать человека на плаву, не сбить
с "пути истинного"!
"Если
существо уже стало кем-то, оно умрёт, но не превратится в собственную
противоположность", "между людьми и богами нет резкой грани: люди
становятся богами, а боги превращаются в людей" - эти строчки были
написаны много позже, и это доказывает, что в какое бы время мы ни жили, темы
для романов остаются одни и те же: где проходит граница между fas и nefas
(дозволенное и недозволенное).
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru