Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Лирика Лермонтова

Лирика  Лермонтова

Вхождение Л. в литературу было стремительным. В дни смерти
Пушкина вся Россия  узнала имя его
преемника. Лермонтов как бы подхватил знамя  
поэзии, выпавшее из рук Пушкина, когда появилось  в рукописных экземплярах его знаменитое
стихотворение «Смерть поэта». Но писал Л. уже многие годы. Писал, но не
публиковал. Л. боготворил Пушкина как поэта. Он не был с ним знаком, хотя у них
были общие друзья. Молодой  Л. только
мечтал о том, чтобы понести на суд Пушкина свои произведения. Одним из них
было  стихотворение  «Бородино».В стихотворении «Бородино»
рассказ о войне доверен старому 
солдату. Характерно,  что Л.
сумел показать народный взгляд на войну. И говорит солдат просторечным языком,
с характерными пословицами и поговорками. Даже неправильность речи  солдата («Постой-ка, брат мусью»)
подчеркивает взгляд на войну. Напряженность битвы  передается  подбором
особой лексики:

Звучал булат, картечь
визжала,

Рука бойцов колоть
устала,

И ядрам  пролетать мешала

Гора кровавых тел...

Солдат, ведущий  
повествование, не один, он только выступает от имени всех. При этом  постоянно подчеркивает общность  патриотических целей:

И умереть мы обещали,

И клятву верности
сдержали

Мы в Бородинский бой...

Поэт постоянно подчеркивает общее отношение к войне, как к
серьезному воинскому долгу. Это, пожалуй, 
основное в стихотворении: 
общность людей перед лицом врага.

Солдатам не свойственны хитрость и изворотливость: «Уж мы
пойдем ломить стеною...». Основная мысль стихотворения выражается в словах:
«Да, были люди в наше время,  не то, что
нынешнее племя ...». В этих словах жалоба на настоящее  поколение, зависть к великому  прошедшему, 
полному  славы и доблести. Л.
считал,  что это стихотворение не стыдно
показать Пушкину.

И в эти дни он узнает о трагической гибели поэта. Мог ли он не
откликнуться  на это трагическое
событие? Как видим, в первом же стихотворении, которое стало известно  общественности, проявился его вольнолюбивый
дух. Для  лирики Л.  свойственны двойственность в восприятие
мира, такая же, которую он показал в своем романе «Герой нашего времени». В
душе  Л. был свой идеальный особый мир,
который резко отличался от действительности. «В уме своем я создал мир
иной...». Необычайно широка тематика 
стихотворений  Л.. За свою
короткую жизнь (он умер в 27 лет)  он
создал огромное количество  философских,
романтических, патриотических стихотворений 
о любви  и дружбе, о природе, о
поисках смысла жизни. Когда  читаешь эти
стихотворения, тебя охватывает  странное
чувство. В его стихотворениях такая глубокая горечь и печаль, что   сердце невольно  сжимается от боли:

И скучно и грустно, и некому руку подать

               В минуту душевной невзгоды...

Эта горечь распространяется 
не только на него самого, но и на все поколение («Дума»).   «Дума» - поэтическая исповедь,
чистосердечная и печальная. Композиция 
стихотворения подчинена авторскому 
замыслу: в первом четверостишье  
высказывается  общее суждение о
поколении  30-х годов:

               Печально я гляжу на наше поколенье!

               Его грядущее иль пусто, иль темно...

Последующие четверостишья 
развивают и доказывают 
мысль  высказанную ранее.

Мы видим  открытое и
беспощадное отрицание окружающего мира, которое обращено и на всех, и во
внутренний мир души.  Л.  огорчает то, что многие его современники
живут «ошибками отцов  и поздним их
умом». Он  говорит о декабристах,
которые  смирились, прекратили борьбу. С
тревожной болью   говорит о том, что у
его современников - образованных людей - нет ни сильных чувств, ни прочных
привязанностей, ни убеждений:

   И ненавидим мы, и
любим мы случайно,

   Ничем, не жертвуя ни
злобе, ни любви ...

Нравственно опустошенные, утратившие цельность мировоззрения,
современники поэта не способны  ни на
подвиг, ни на труд. И заканчивается стихотворение убийственным выводом, который
подготовлен всем ходом рассуждений:

   Толпой угрюмою и скоро
позабытой

   Над миром мы пройдем
без шума и следа.

   Не бросивши векам ни
мысли плодовитой,

   Ни гением  начатого труда.

Какая  ирония  звучит в словах!

   Мы жалко бережем в
груди остаток чувства...

   Мы иссушили  ум наукою бесплодной...

К добру и злу послушно равнодушны...

«Дума» -  это сатира и
элегия. Поэт говорит от лица  той
интеллигенции, которая не хотела мириться с действительностью, но и сделать
ничего не могла.

Безусловным 
шедевром  русской  лирики 
является стихотворение «Выхожу один 
я на  дорогу». В нем  проявилось исключительное  мастерство поэта в изображении переживаний  лирического героя. Перед  нами 
изумительные картины природы, которые подчеркивают  мысли об одиночестве героя. Стихотворение
сопровождается риторическими вопросами: «Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?" Автор показывает нам, что невозможно найти
успокоение в  общении с природой. Это
только мечта, желание, а не реальность:

   Уж не жду от жизни
ничего я,

   И не жаль мне прошлого
ничуть...           

 Показывая переживания
лирического героя от отчаяния до умиротворенности, автор   дает нам возможность почувствовать, что
грусть его светла. Контраст, который 
обнажил  в самом начале
стихотворения  поэт, - это контраст
природы и внутреннего состояния человека:

   В небесах торжественно
и чудно!

   Спит земля  в сиянье голубом...

   Что же   мне так больно и так трудно?

   Жду ль чего? жалею ли
о чем?

Таким образом, мы видим, что во многих  стихотворениях Л. явно просматривается
грусть, тоска, одиночество. Противоречия между героем и миром  углубляются и расширяются. Эти противоречия
связаны и с личной жизнью героя, и с особенностями эпохи, в  которой он жил. Недаром он говорил: «Я поэт
другой эпохи».

При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.