Лирика
Некрасова конца 60-х годов
Глубокая вера в
народ помогала поэту подвергать народную жизнь суровому и строгому анализу,
как, например, в финале стихотворения "Железная дорога". Поэт никогда
не заблуждался относительно ближайших перспектив революционного крестьянского
освобождения, но и никогда не впадал при этом в отчаяние:
Вынес
достаточно русский народ,
Вынес и эту
дорогу железную,
Вынесет все,
что Господь ни пошлет!
Вынесет все - и
широкую, ясную
Грудью дорогу
проложит себе.
Жаль только -
жить в эту пору прекрасную
Уж не придется
- ни мне, ни тебе.
Так в
обстановке жестокой реакции, когда пошатнулась вера в народ у самих его
заступников, Некрасов сохранил уверенность в мужестве, духовной стойкости и
нравственной красоте русского крестьянина. После смерти отца в 1862 году
Некрасов не порвал связи с родным его сердцу ярославско-костромским краем. Близ
Ярославля он приобрел усадьбу Карабиха и каждое лето наезжал сюда, проводя время
в охотничьих странствиях с друзьями из народа. Вслед за "Морозом"
появилась "Орина, мать солдатская" - стихотворение, прославляющее
материнскую и сыновнюю любовь, которая торжествует не только над ужасами
николаевской солдатчины, но и над самой смертью.
Появился
"Зеленый Шум" с весенним чувством обновления, "легкого
дыхания"; возрождается к жизни спавшая зимой природа, и оттаивает
заледеневшее в злых помыслах человеческое сердце. Рожденная крестьянским трудом
на земле вера в обновляющую мощь природы, частицей которой является человек,
спасала Некрасова и его читателей от полного разочарования в трудные годы
торжества в казенной России "барабанов, цепей, топора"
("Надрывается сердце от муки...").
Тогда же
Некрасов приступил к созданию "Стихотворений, посвященных русским
детям". "Через детей душа лечится",- говорил один из любимых
героев Достоевского. Обращение к миру детства освежало и ободряло, очищало душу
от горьких впечатлений действительности. Главным достоинством некрасовских
стихов для детей является неподдельный демократизм: в них торжествует и
крестьянский юмор, и сострадательная любовь к малому и слабому, обращенная не
только к человеку, но и к природе. Добрым спутником нашего детства стал
насмешливый, лукаво-добродушный дедушка Мазай, неуклюжий "генерал"
Топтыгин и лебезящий вокруг него смотритель, сердобольный дядюшка Яков,
отдающий букварь крестьянской девчушке.
Особенно
трудным для Некрасова оказался конец 60-х годов: нравственный компромисс, на
который он пошел во имя спасения журнала, вызвал упреки со всех сторон:
реакционная публика уличала поэта в корыстолюбии, а духовные единомышленники -
в отступничестве. Тяжелые переживания Некрасова отразились в цикле так
называемых "покаянных" стихов: "Ликует враг...", "Умру
я скоро...", "Зачем меня на части рвете...". Однако эти стихи не
вписываются в однозначное определение "покаянных": в них звучит
мужественный голос поэта, исполненный внутренней борьбы, не снимающий обвинений
с себя, но клеймящий позором и то общество, в котором честный человек получает
право на жизнь ценой унизительных нравственных компромиссов.
О неизменности
гражданских убеждений поэта в эти драматические годы свидетельствуют стихи
"Душно! без счастья и воли...". Тогда же, в конце 60-х годов,
расцветает сатирический талант Некрасова. Он завершает цикл "О
погоде", пишет "Песни о свободном слове", поэтические сатиры
"Балет" и "Недавнее время". Используя изощренные приемы
сатирического разоблачения, поэт смело соединяет сатиру с высокой лирикой, широко
применяет полиметрические композиции - сочетание разных размеров - внутри
одного произведения. Вершиной и итогом сатирического творчества Некрасова
явилась поэма "Современники", в которой поэт обличает новые явления
русской жизни, связанные с бурным развитием капиталистических отношений. В первой
части "Юбиляры и триумфаторы" сатирически воссоздается пестрая
картина юбилейных торжеств в развращенных бюрократических верхах, во второй -
"Герои времени" - свой голос обретают грабители-плутократы,
разномастные хищники, рожденные "веком железных путей". Некрасов
проницательно замечает не только грабительскую, антинародную сущность, но и
неполноценные, трусливые черты в характерах поднимающихся русских буржуа,
которые никак не укладываются в классическую форму буржуа европейского.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/