Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Роль портретной характеристики героев в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"

Роль
портретной характеристики героев в романе Л. Н. Толстого "Война и
мир"
Примерный
текст сочинения

Каждый
художественный образ, созданный писателем или поэтом, включает в себя
портретную характеристику героя. Она может быть подробной и детальной, как у
Тургенева и Гоголя, или краткой, лаконичной, как у Л. Н. Толстого. Знакомство с
героями "Войны и мира" начинается с описания их внешности, в которой
писатель акцентирует внимание на основных чертах их характера. Интересно, что в
портретах Андрея Болконского и Пьера Безухова Толстой очень бегло говорит об их
внешнем облике и подробно останавливается на описании выражения лиц героев,
подробно комментируя их. Он вскользь замечает, что князь Андрей был
"весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами".
Но на его лице было выражение скуки и недовольства, которое резко
контрастировало с оживленностью его маленькой жены. Не ограничиваясь этим,
писатель размышляет о том, что, по всей вероятности, все бывшие в гостиной ему
были не только знакомы, "но уже надоели ему так, что и смотреть на них и
слушать их ему было очень скучно". Такое авторское пояснение невольно
заставляет читателя задуматься о том, что этого молодого человека с красивой
аристократической внешностью тяготит и раздражает та жизнь, которую он ведет в
роскошных великосветских гостиных. Во всем его облике чувствуется стремление к
какому-то высшему идеалу, презрение к мелочной, ничтожной суете. Под внешней
сухостью и сдержанностью героя скрывается богатый мир чувств. К такому выводу
нас приводит автор замечанием, что, увидев Пьера Безухова, Андрей
"улыбнулся неожиданно доброю и приятною улыбкою", потому что Пьер был
единственным живым, естественным, умным и искренним человеком в гостиной.

Значит,
портретная характеристика Толстого не только оттеняет особенности характера
героя, но и помогает понять его отношение к окружающим людям. Эта неприязнь к
пустым, высокомерным посетителям салона А. П. Шерер и симпатия к другу
дополняются голосом, интонацией Болконского. "Сухо-неприятно"
обратившись к Ипполиту, мешавшему ему пройти, князь Андрей ласково и нежно
попрощался с Пьером. Внешний облик Болконского меняется в зависимости от
обстановки. Присутствие рядом неприятных и неинтересных людей заставляет князя
Андрея натягивать на лицо бесстрастную непроницаемую маску, чтобы скрыть от
недоброжелательных и завистливых лиц свои истинные мысли и чувства.

Внешняя
характеристика героев у Толстого всегда тесно связана с их внутренним
состоянием. Так, автор отмечает, что Андрей Болконский, погрузившись в кипучую
деятельность штаба главнокомандующего, совершенно меняется. Особенно эта
перемена сказывается на выражении лица, походке. В нем теперь не было заметно
прежнего притворства, усталости и лени. Он производил впечатление человека,
нашедшего свое место в жизни, занятого интересным и полезным делом. После
совершенного подвига, тяжелого ранения и смерти жены князь Андрей впадает в
состояние тяжелейшей депрессии. И Пьера, приехавшего навестить его, поразила
происшедшая в нем перемена, его мертвый, потухший взгляд,
"сосредоточенность и убитость".

Портретная
характеристика Андрея Болконского подчеркивает его сдержанность в проявлении
чувств. Но всепоглощающая любовь к Наташе Ростовой преображает его внешний
облик, делает взгляд, обращенный к невесте, "бережно-нежным", а лицо
— "сияющим, восторженным и обновленным". Наташа и Пьер в отличие от
Андрея выражают свои чувства открыто и искренне.

Роль портрета в
характеристике Пьера очень велика. Внутренние перемены героя всегда отражаются
на его внешности. В начале романа Пьер Безухов — "массивный, толстый
молодой человек с стриженою головой", с "умным и вместе робким",
наблюдательным взглядом, отличавшим его от всех в этой гостиной. Незаконный сын
графа Безухова, обучавшийся за границей, впервые оказывается в кругу
великосветской петербургской элиты, испытывая робость и смущение перед этими
важными и значительными людьми. Но после женитьбы на Элен Курагиной мы видим
совсем другого Пьера, который уже не боится пропустить умные разговоры, а,
наоборот, глубоко презирает этих пустых и надменных людей. Лицо Пьера
"уныло и мрачно", ибо наступило прозрение, сознание своей
непоправимой ошибки. Только общение с простыми русскими людьми во время Бородинского
сражения и в плену возвращает Пьеру душевное спокойствие, которое снова меняет
его внешность. Толстой пишет о том, что взгляд Пьера никогда не имел прежде
такого твердого, спокойного и оживленного выражения. "Прежняя его
распущенность, выражавшаяся и во взгляде, заменилась теперь энергичною, готовою
на деятельность и отпор подобранностью". Значит, портретная характеристика
Пьера служит раскрытию его внутреннего мира, свидетельствует о становлении его
характера, в котором появляются несвойственные ему прежде решительность и воля.

Портретные
характеристики положительных героев Толстой дает в постоянном движении,
эволюции. Динамика развития характера Наташи раскрывается в описании ее
внешности, в которой автор подчеркивает живость, стремительность, эмоциональность
и одаренность. "Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая
девочка", вбежавшая в гостиную, полна внешнего и внутреннего движения. По
мере того, как развивается героиня, меняется и ее портрет, но при каждом новом
описании автор акцентирует внимание на выражении ее лица, стремительности
движений, полноте кипучей жизни. Эти качества по-прежнему живы в Наташе,
ставшей зрелой женщиной, матерью семейства. С той же страстью, с какой прежде
отдавалась пению, танцам, любви, Наташа погружается в мир семейных радостей,
находя в заботе о муже и детях свое вечное женское призвание.

В портретной
характеристике другой положительной героини Толстого, Марье Волконской, автор
часто упоминает о "лучистых глазах", которые в минуты сильного
душевного подъема делают некрасивое лицо княжны прекрасным.

Таким образом,
в романе Толстого "Война и мир" роль портретной характеристики героев
велика и многообразна. Она помогает раскрытию их характеров, подчеркивая
определяющие черты их натуры, позволяет проследить эволюцию их внутреннего
мира. Точность и лаконизм толстовских портретных характеристик делает его
героев яркими и запоминающимися, они остаются в памяти читателей на всю жизнь.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Операция Лотус
Реферат DesireeS Baby By Chopin And The Landlady
Реферат Створення математичної моделі процесу обробки кінцевими фрезами для прогнозування параметрів процесу різання
Реферат Внешняя среда агенства недвижимости ООО "Очаг"
Реферат Маркес Г.Г. "Сто лет одиночества"
Реферат Регулирование бухгалтерского учета в России 2
Реферат Коммунистическая партия большевиков Литвы и Белоруссии
Реферат Актуальность вопросов энергосбережения
Реферат Остап Вишня
Реферат Методика написания дипломной работы по маркетингу
Реферат ВНУТРЕННИЙ РЫНОК И ТОРГОВЫЙ БЫТ
Реферат Дискурс рынка и проблема гендера в экономике
Реферат Внутренняя и внешняя среда организации
Реферат Современные технологии в образовании
Реферат 24 февраля в нашей школе прошел галаконцерт – заключительное шоу фестиваля «Содружество», стартовавшего 14 февраля