Роман М. Ю.
Лермонтова "Герой нашего времени"
Подготовительные
вопросы к сочинению:
Каковы
характерные черты Печорина как героя последекабристской эпохи?
В чем трагедия
Печорина?
Какие беды он
приносит окружающим и почему?
Чем Печорин
отличается от Онегина?
В чем состоит
литературное новаторство Лермонтова?
Ответы
Печорин –
типичный молодой дворянин 30-х годов XIX века, эпохи, наступившей после
разгрома декабристского восстания в России, когда преследовались передовые
вольнолюбивые взгляды. Лучшие люди того времени не могли, подобно героям
"Думы", найти применения своим знаниям и способностям, преждевременно
утрачивали молодость, опустошали жизнь погоней за новыми впечатлениями. Именно
такова судьба одаренного, умного, образованного и волевого Печорина, который
вынужден играть роль "топора в руках судьбы", принося горе и
страдания окружающим, пусто и бесцельно растрачивая свои силы.
Печорин наделен
своеобразным обаянием, силой характера, в душе его таятся "силы
необъятные". Но на совести его много зла. С завидным постоянством, сам не
желая этого, Печорин причиняет окружающим людям страдания. Жажда действия,
интерес к жизни, бесстрашие и решительность толкают его в "Тамани" на
поиски опасных приключений, которые заканчиваются разрушением налаженного мирка
"мирных контрабандистов". Неудачей оканчивается и его попытка обрести
счастье и покой в любви горянки Бэлы. В каждом действии проявляется
неординарность, сила личности Печорина, он жадно ищет приложения своим
незаурядным способностям, "необъятным душевным силам", но
историческая действительность и психологические особенности его характера
обрекают его на трагическое одиночество. Наделенный острым аналитическим умом,
Печорин сам приходит к пониманию противоречия "между глубокостью натуры и
жалкостью действий", которое не позволяет ему ставить достойные цели и
добиваться их достижения.
Любовь Печорина
трагична для него самого и гибельна для тех, кто любит его. Погибает Бэла,
страдает Мери, несчастлива Вера. История с Грушницким – иллюстрация того, что
необъятные силы Печорина тратятся впустую на цели мелкие и недостойные его. То
же мы видим в повестях "Бэла" и "Тамань". Вмешательство
Печорина в жизнь горцев губит Бэлу и ее отца, делает Азамата бездомным абреком,
лишает Казбича любимого коня. Из-за любопытства Печорина рушится ненадежный
мирок контрабандистов. Застрелен на дуэли Грушницкий, трагически обрывается
жизнь Вулича.
Что же сделало
Печорина "топором в руках судьбы"? Сам герой пытается найти ответ на
этот вопрос, анализируя свои поступки, свое отношение к людям. Наверное,
причина трагизма Печорина во многом коренится в системе его взглядов, с
которыми мы знакомимся в дневнике. Он не верит в дружбу, потому что "из
двух друзей всегда один раб другого". По его определению, счастье – это
"насыщенная гордость". Это изначально неверное утверждение толкает
его к бешеной погоне за "приманками страстей", которая, по сути, и
составляет смысл его жизни.
Григорий
Александрович признается в дневнике, что смотрит на страдания и радости людей
как на пищу, поддерживающую его силы, что свидетельствует о его беспредельном
эгоизме, равнодушии к людям, проявляющемся во всех его поступках. В этом
огромная вина Печорина перед теми, кому он причинил зло и страдания, и перед
самим собой за бездарно прожитую жизнь.
Из романа
Пушкина мы узнаем, что Евгения Онегина интересует широкий круг современных
вопросов: политических, экономических, морально-этических и т. д. (Подробнее
смотри здесь.
) Он способен на
благородные поступки. Не исключено, что при определенном стечении обстоятельств
он мог оказаться в рядах декабристов. (Отрывки из уничтоженной автором главы
"Евгения Онегина" подтверждают это предположение.) Пессимистическое
мировоззрение Печорина не позволяет ему ставить высокие цели, ему интересен
только собственный внутренний мир, нигде в его дневнике мы не встретим даже
упоминания о своей родине, народе, политических проблемах современной
действительности. Безусловно, такая аполитичность и равнодушие связаны с
действительностью 30-х годов XIX века, когда были убиты надежды на коренные
преобразования в стране, когда молодая дворянская интеллигенция, не видя
возможности приложения своим силам, растрачивала жизнь впустую. Роман Лермонтова
появился в 1840 году, а Пушкин писал своего "Онегина" в 1823-31
годах, десять лет политической реакции изменили мировоззрение целого поколения.
Одаренность Печорина, его изощренный аналитический ум возвышают его над людьми,
приводя к индивидуализму, заставляя замкнуться в кругу собственных переживаний,
разрывая его связи с обществом.
М. Ю. Лермонтов
впервые в русской литературе использовал психологический анализ как средство
для раскрытия характера героя, его внутреннего мира. Глубокое проникновение в
психологию Печорина помогает лучше понять остроту социальных проблем,
поставленных в романе. Это дало основание Белинскому назвать Лермонтова
"решителем важных современных вопросов".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/