Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»

Образ Чацкого в комедии
«Горе от ума»

«Главная роль,
конечно, — роль Чацкого, без

которого не было бы
комедии, а, была бы,

пожалуй, картина
нравов».

(И.А. Гончаров)

     Нельзя не
согласиться с Гончаровым. Да, фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе
ее сюжетные линии. Пьеса писалась в те времена (1816-1824 гг.), когда молодые
люди типа Чацкого несли в общество новые идеи, настроения. В монологах и
репликах Чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было и
для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что «вольнее
всяких дышит». Свобода личности — вот мотив времени и комедии Грибоедова. И
свобода от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле
жизни. Чацкий и его единомышленники стремятся к «искусствам творческим, высоким
и прекрасным», мечтают «в науки вперить ум, алчущий познаний», жаждут
«возвышенной любви, перед которой мир целый… — прах и суета». Всех людей они
хотели бы видеть свободными и равными.

     Стремление Чацкого
— служить отечеству, «делу, а не людям». Он ненавидит все прошлое, в том числе
рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство.

     И что же видит он
вокруг? Массу людей, которые ищут лишь чинов, крестов, «денег, чтоб пожить», не
любви, а выгодной женитьбы. Их идеал — «умеренность и аккуратность», их мечта —
«забрать все книги бы да сжечь».

     Итак, в центре
комедии — конфликт между «одним здравомыслящим человеком» (оценка Грибоедова) и
консервативным большинством.

     Как и всегда в
драматическом произведении, суть характера главного героя раскрывается прежде
всего в сюжете. Грибоедов, верный жизненной правде, показал тяжкую участь
молодого прогрессивного человека в этом обществе. Окружение мстит Чацкому за
правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая
девушка, отворачиваясь от него, ранит героя больше всего, распуская сплетню о
его сумасшествии. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен
безумцем!

     «Так! Отрезвился я
сполна!»— восклицает Чацкий в конце пьесы. Что же это — поражение или
прозрение? Да, конец у этой комедии далеко не веселый, но прав Гончаров,
сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в
свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». Гончаров считает, что
роль всех Чацких — «страдательная», но в то же время всегда победительная. Но
они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие.

     Удивительно, что и
сейчас невозможно читать без волнения о страданиях Александра Андреевича. Но
такова уж сила подлинного искусства. Конечно, Грибоедову, может быть, впервые в
русской литературе удалось создать действительно реалистический образ
положительного героя. Чацкий близок к нам потому, что он написан не как
безупречный, «железный» борец за истину и благо, долг и честь — таких героев мы
встречаем в произведениях классицистов. Нет, он человек, и ничто человеческое
ему не чуждо. «Ум с сердцем не в ладу»,— говорит герой сам о себе. Пылкость его
натуры, которая часто мешает сохранить душевное равновесие и хладнокровие,
способность влюбляться безоглядно, это не дает ему видеть недостатки
возлюбленной, поверить в ее любовь к другому — это такие естественные черты!
«Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад»,— писал Пушкин в
стихотворении «Признание». Да, и Чацкий мог бы сказать о себе то же. А юмор
Чацкого, его остроты — как они привлекательны. Все это и придает такую жизненность,
теплоту этому образу, заставляет нас сопереживать герою.

     И еще… Написав о
своем современнике, отразив в комедии, как мы уже показали, проблемы своего
времени, Грибоедов создал в то же время образ непреходящего значения. «Чацкий —
декабрист»,— писал Герцен. И он, конечно, прав. Но еще более важную мысль
высказывает Гончаров: «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим.
Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого». В этом секрет вечной
актуальности пьесы и жизненности ее героев. Да, идея «свободной жизни» поистине
обладает непреходящей ценностью.

При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Модели коммуникации в массовой культуре
Реферат Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в Республике Казахстан
Реферат Лексика української мови на позначення обрядів, звичаїв
Реферат Правила как формы мышления. Об истине и конвенциях в науках
Реферат 1 блок. Изучение осведомленности обучающихся о психоактивных веществах
Реферат Психоаналіз та психологія установки
Реферат Программа "Истоки"
Реферат 2012 жылы Қазақстан бойынша аталып өтілетін және еске алынатын күндер күнтізбегі
Реферат Повышение эффективности деятельности строительного предприятия за счет выпуска нового вида продукции в рамках диверсификации и за счет внутренних резервов
Реферат The Scarlet Letter Symbolism In The Forest
Реферат Вне традиций русской литературы
Реферат Основні джерела та чинники небезпеки прогнозування небезпек та захист від їх дії хімічно небезп 2
Реферат История болезни - педиатрия (хронический неспецифический энтероколит)
Реферат Основы химической термодинамики
Реферат Влияние испарения оксидной пленки и теплообмена излучением на высокотемпературный тепломассообмен и кинетику окисления вольфрамового проводника