Жанр произведений Н.В.
Гоголя
Излюбленным жанром Н. В. Гоголя была повесть. Впервые Гоголь
создал из сказок и легенд живой образ простого украинского человека с его
фантазиями, хитростями, мечтами и чистой свободолюбивой душой. В своих
произведениях писатель широко использовал весь колорит и лексику украинского
языка, без которого открыть особенности человеческой души было бы невозможно.
На заре девятнадцатого века рос интерес к Украине, ее быту,
культуре, истории. Приехав в Петербург, Гоголь с радостным изумлением сообщал
матери: «Здесь так занимает всех все малороссийское ...».
Образ Украины раскрыт писателем в чудесных, поэтически насыщенных
пейзажах и прежде всего в изображениях персонажей, в передаче самого характера
народа, его храбрости, лиричности, беззаветного веселья, свободолюбия. В
представителях народа видит Гоголь лучшие человеческие черты и качества- любовь
к Родине, чувство собственного достоинства, живой и ясный ум, подлинную
человечность и благородство. Гоголь хотел показать народ не подневольным и
покорным, а гордым, свободным в его внутренней красоте и силе.
Ермилов своей книге «Гений Гоголя» пишет:»Во всей литературе
«нового времени» до Гоголя, не было столь могучих, героических народных
характеров, какие предстали в «Тарасе Бульбе». Ясность предмета и великодушие,
цельность, глубина и полнота всех чувств; львиная храбрость, беспощадность к
врагам Родины и народа, к предателям и изменникам; страстная любовь к Родине;
высокое чувство национальной чести и гордости, способность вытерпеть все муки
во имя отчизны; свободолюбие, богатырский размах всех чувств- таковы
человеческие качества, присущие народу, опоэтизированные в «Тарасе Бульбе».
Характер борющегося народа- главное, что влечет автора. Таков и сам Бульба,
таков и Остап, чьи характеры вполне соответствуют характеру той эпохи. Тарас и
Остап, погибшие в лютых муках, счастливо прожили свою жизнь».2
Не таков Андрий. С первой же минуты введения Андрия в повесть,
автор подготавливает нас к возможности его измены. Нет глубины и
основательности народного характера у Андрия и гибель его бесславна, но и
ничтожна той легкостью, с какой он попал в расставленную для него ловушку; этим
подчеркивается «легковерность» и всей его жизни. Образ Андрия дисгармонирует с
образом Сечи.
Тарас Бульба принадлежит, как и Данило Бурульбаш, к той части
мелкопоместного дворянства, которое в национально- освободительной войне шло
вместе с народом. Тарас демократичен во всем, и именно поэтому, он с наибольшей
полнотой выражает самую душу Сечи.
Образ Тараса проникнут суровой, высокой и нежной поэзией
отцовства. Тарас является отцом не только для своих сыновей, но и для всех
казаков, доверивших ему командование над ними.
И самая казнь Андрия для Тараса- исполнение долга отца. Тарас
Бульба- один из наиболее цельных и трагических образов в мировой литературе.
Его героическая гибель утверждает героическую жизнь, величие борьбы за свободу
народа.
В то же время, Гоголь не питает враждебных чувств к польскому
народу. В облике противника он раскрывает черты шляхты: хвастливость,
самоуверенность, любовь к деньгам, однако глубоко уважает польский народ,
который предпочитает голодную смерть капитуляции.
Когда Бульба с сыновьями приехал в Сечь, то первый, кто
попался им на встречу, был запорожец, спавший на середине дороги. Тарас
любуется своим земляком: «Эх, как важно развернулся! Фу, ты, какая пышная
фигура!»- говорил он, остановивши коня. В самом деле, то была картина довольно
смешная: запорожец, как лев, растянулся на дороге. Закинутый гордо чуб его,
захватывал на пол-аршина земли. Шаровары алого дорогого сукна были запачканы
дегтем для показания полного к ним презрения»3.
«Многое в Сечи, в поведении казаков, что может показаться
простой удалью, озорством молодецким, полно гораздо более глубокого значения.
Плох тот казак, который мог увлечься дорогими вещами, заразиться жадностью у
шляхты. Его уже нельзя было бы назвать «вольный казак». А важнее всего на свете
воля, любовь к отчизне, презрение к барству! Потому- то и надо всеми способами
было показывать пренебрежение к дорогим вещам- не за них сражался народ, а за
свободу!»4.
Казачество явилось для Гоголя носителем как украинского, так и
русского начала, объединенных общностью исторических судеб. В казачестве и в
образе Тараса, Гоголь видел типичное проявление русского характера. «Это было
точное необыкновенное явление русской силы: его вышибло из народной груди
огниво бед». Говоря о том, что в казачестве «русский характер получил ... ,
могучий, широкий размах» он добавляет: «Тарас был один из числа коренных,
старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой
прямотой своего нрава». Это «грубая прямота нрава», демократизм Тараса, резко противопоставленный
изнеженности польской шляхты. Образ народного героя противопоставлен тем,
которые «перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные
прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы». Гоголь при этом отмечает: «Тарасу это
было не по сердцу. Он любил простую жизнь казаков ...»5. Тарас
глубоко демократичен. Он ненавидит чужеземных угнетателей, равно как и своих,
соотечественных.
В своей работе над «Тарасом Бульбой» Гоголь изучил знаменитую
«Историю руссов», «Историю о казаках запорожских» Мышецкого, «Описание Украйны»
Боплана, читал рукописные списки украинских летописей- Самовидца, Величко,
Гробянки. Среди источников, которые помогали писателю в работе над повестью,
следует отметить еще один- важнейший: украинские народные песни и думы. Гоголь
черпал из украинской народной песни сюжетные мотивы, целые эпизоды. «Народность
и эпичность замысла «Тараса Бульбы» находит яркое и полное выражение в самой
форме этой героической повести- поэмы, в ее стиле, восходящем прежде всего
украинским историческим песням»6. Песенные отступления придают особо
торжественный, величественный характер повествования. Таково, например, лирико-
эпическое отступление, предворяющее описание битвы запорожцев с поляками: «Как
орлы, озирали они вокруг себя очами все поле и чернеющую в дали судьбу свою:
... далече раскинутся чубатые головы с перекрученными и запекшимися в крови
чубами, и запущенными к низу усами; будут, налетев, орлы выдирать и выдергивать
казацкие очи. Но добро великое в таком широко и вольно разметавшемся смертном
ночлеге! Не погибнет ни одно великодушное тело и не пропадет, как малая
порошинка с ружейного дула, казацкая слава. Будет, будет бандурист, с седою по
грудь бородою, а может, еще полный зрелого мужества, но белоголовый старец,
вещий духом, и скажет он про них свое густое могучее слово»7.
Родными и близкими нам становятся те могучие люди, о которых
рассказал поэт. С любовью склоняем мы головы перед памятью славных бойцов за
отчизну, павших в бою со словами: «Пусть же пропадут все враги, и ликуют вечные
веки Русская земля!»8...
Один из героев, Кукубенко, сказал перед кончиною: «Благодарю
бога, что довелось мне умереть при глазах ваших, товарищи! Пусть же после нас
живут еще лучшие, чем мы ...»9.
Вся жизнь Тараса безраздельно, целиком связана с Сечью.
Обращаясь к казакам, он говорит: «Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя,
дитя любит отца и мать; но это не то братцы: любит и зверь свое дитя! Но
породнится родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и
в других землях товарищи, но таких как в русской земле, не было таких товарищей
... Нет, братцы, так любить, как может любить русская душа,- любить не то, что
бы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе- а!» ...сказал
Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: «Нет,
так любить никто не может!»10.
Даже ночь измены Андрия дана в «Тарасе Бульбе» в красках,
придающих призрачный колорит событий всему происходящему; мы где- то на границе
сновидения и яви, что- то не настоящее совершается, чему нельзя поверить,
какие- то приведения, а не Андрий и татарка двигаются в странном тумане ночи,
озаренной заревом пожара, в дымке этого тревожного бессонного сна. Но как бы ни
было сильно чувство любви Андрия к Панне, как бы ни было оно лирически красиво,
оно должно померкнуть перед великим делом освободительной борьбы. Андрий
говорит польской Панне: «А что мне отец, товарищи и отчизна? Отчизна есть то,
чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя- ты!»11. И
чем неудержимее порывы Андрия, чем стремительнее его отказ от родины, тем
острее выступает справедливость постигшего его возмездия.
В конце повести, погибая на костре, Тарас произносит свою
проникнутую любовью к русской земле, гневом и презрением к врагам речь, которую
Гоголь заключает поразительными словами: «Да разве найдутся на свете такие
огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!».
«Тарас Бульба»- эпопея. Общепризнанно, что эпопея возникает
там, где возгорается идея гармонии, идея единства отцов и детей, природы и
человека, духа и плоти.
«Тарас Бульба», - писал Белинский, - есть отрывок, эпизод из
великой эпопеи жизни целого народа. Если в наше время, возможно, гомерическая
эпопея, то вот вам ее высочайший образец, идеал и прототип! ...».
Повесть Гоголя вошла в нашу жизнь, и мы часто говорим ее
словами, как словами пословицы: «Отыскался след Тарасов!» - это звучит так:
никогда не искоренить бойцов за отчизну силу русскую, народ русский!
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru