Картины родной природы в
цикле украинских повестей Н.В. Гоголя
«Вечера на хуторе близ Диканьки»- книга об Украине, где в 1809
году родился Н. В. Гоголь, и где прошли его детские и юношеские годы. В
повестях этой книги получила выражение восторженная любовь Гоголя к его родному
краю, к его природе и людям, к его истории и народным преданиям. Тема чудесной,
богатой и щедрой украинской природы, среди которой живут герои, играет в книге
совершенно особую роль. Автор широко использует здесь художественные средства
языка: эпитеты, сравнения,
олицетворения, метафоры. Не случайно такие знаменитые описания природы в
«Вечерах», как открывающее повесть «Сорочинская ярмарка» описание летнего дня в
Малороссии, картина украинской ночи в «Майской ночи» и описание Днепра в
повести «Страшная месть», выдержаны в восторженно- патетическом тоне и
представляют собой как бы небольшие стихотворения в прозе. Упоительный и
сверкающий летний день на Полтавщине, насыщенный бесчисленными звуками и
переливающийся всей радугой красок; тихая, напоенная ароматами украинская ночь,
с бесконечно раскинувшимся пологом неба, на котором сияет месяц; вольный и
широкий Днепр, свободно и плавно несущий свои воды к далекому морю через леса и
горы, - это не только обстановка действия гоголевских повестей, но и символ той
неувядаемой свежести, молодости и красоты, для которой по мысли писателя рожден
человек, к которой он должен стремиться, если хочет быть достоин этого
звания.
Поэтическая тема «Сорочинской ярмарки»- торжество любви,
первой, юной любви. Здесь все полно счастливой влюбленности, здесь небо
влюблено в землю, а земля в небо, и все нежно, все говорит о беспредельном,
неизмеримом просторе жизни и счастья.
«Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как
томительно- жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное, и голубой
неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землею, кажется,
заснул, весь потонувший в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных
объятиях своих! На нем ни облака! В поле ни речи. Все как будто умерло; вверху
только, в небесной глубине дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по
воздушным ступеням на влюбленную землю, да изредка крик чайки или звонкий голос
перепела отдается в степи. Лениво и бездумно, будто гуляющие без цели, стоят
подоблачные дубы, и ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые
живописные массы листьев, накидывая на другие темные, как ночь, тень, по которой
только при сильном ветре прыщет золото. Изумруды, топазы, яхонты эфирных
насекомых сыплются над пестрыми огородами, осеняемыми статными подсолнечниками.
Серые стога сена и золотые снопы хлеба станом располагаются в поле и кочуют по
его неизмеримости. Нагнувшиеся от тяжести плодов широкие ветви черешен, слив,
яблонь, груш; небо, его чистое зеркало- река в зеленых, гордо поднятых рамах
... как полно сладострастия и неги малороссийское лето!»14.
Та возвышенно- романтическая манера повествования, которая выражена
в «Сорочинской ярмарке», свойственна и «Майской ночи». Картины чудесной
украинской природы и здесь являются неотъемлемой частью повествования. «Знаете
ли вы Украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С
середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще
необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете: и чудный воздух и
прохладно- душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь!
Очаровательная ночь! ...»15
Читатель, разве скажешь лучше! Какой загадочной сказкой веет
от этих слов! Так бы «раскинул руки и полетел», как Катерина из «Грозы»
Островского. Только в такой ночи, возможно, все: и правда, и вымысел. И всему
поверишь с открытым, счастливо бьющимся сердцем ... .
«Майская ночь» созвучна по своей лирической тональности
«Сорочинской ярмарки». Характерными приметами языка, ритмическим строением
фразы лирическим ладом письма- всеми элементами своего стиля «Майская ночь»
очень близка украинской народно- песенной традиции.
А вот уже зимой: «Последний день перед рождеством прошел.
Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо
посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и
славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып
мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не
показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкой, как
бы вызывая принаряжавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через
трубу одной хаты повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом
поднялась ведьма верхом на метле»16.
Как все просто и красиво! Проста жизнь, дышащая ожиданием
волшебного короткого праздника, просты и старорусские слова, чарующие и завораживающие
слух. Где - то там далеко скоро зазвенит колокольчик Руси - тройки, а над ней в
ясном звездном небе загуляет на своем шабаше нечистая сила. Все смешалось на
земле - и сказка, и быль.
В каких же образах
автор представляет ночь на Украине? В образах неба, лесов, прудов, окруженных
садами, и села на горе, белые хаты которого, светятся под месяцем. Кроме того,
в описании автор использует яркие краски, звуки и запахи. Например: краски-
серебристый свет (месяца); леса полные мрака (черный); стены садов- темно-
зеленые; черемухи и черешни, белея, блестят при месяце (белые). Звуки: шелест
листьев, шум ветерка, величественный гром, тишина, голос перепела.
Гоголь так же великолепно использует эпитеты: ночь-
божественная, очаровательная; небесный свод- необъятный; холод- ключевой; снопы
хлеба- золотые, а так же- олицетворения: месяц- глядит; ландшафт- спит; снопы-
кочуют, и сравнения: село- дремлет; как очарованные.
Как многообразна и естественна природа в гоголевских
произведениях! Вся величавая красота, ширь, могучее спокойствие родины, чистота
и глубина души ее выражены в эпическом образе Днепра, ясного, как душа народа,
грозного в гневе, как грозен в гневе сам народ.
«Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит
сквозь леса и горы воды свои. Не зашелохнет, не прогремит ... . Редкая птица
долетит до середины Днепра. Пышный! Ему нет равной реки в мире. Чуден Днепр и
при теплой летней ночи, когда все засыпает, и человек, и зверь, и птица; а бог
один величаво озирает небо и землю, и величаво сотрясает ризу. От ризы сыплются
звезды. Звезды горят и светят над миром, и все разом отдаются в Днепре ... .
Когда же пойдут горами по небу синие тучи, черный лес, шатаясь до корня, дубы
трещат, молния, изламываясь между туч, разом осветит целый мир- страшен тогда
Днепр!»17.
В описании Днепра, кроме перечисленных средств
выразительности, Гоголь использует гиперболы: без меры в ширину; без конца в
длину, восклицания: пышный!; зеленокудрые!; нет реки ему равной в мире!. Свое
отношение к образу Днепра он передает и в глаголах- сказуемых: «не зашелохнет»,
«сыплются», «озирает».
Днепр показан в ясный солнечный день, в темную ночь, и во
время бури. Писатель, кроме образов величавой реки, рисует живописные берега:
леса и горы, немалое место занимает описание неба.
Днепр описывается в необычайно красивых ярких красках: голубая
зеркальная дорога, серебряная струя, синие тучи.
Река Днепр рисуется также с помощью эпитетов: чуден, страшен
(Днепр), он же пышный, синий; сравнений: будто весь вылит из стекла и будто
голубая зеркальная дорога, будто полоса дамасской сабли; олицетворении: Днепр
ходит, нежась и прижимаясь ближе к берегу; гиперболы: «редкая птица долетит до
середины Днепра», «пойдут горами по небу синие тучи» и т. д.
Днепр у Гоголя- былинный образ могущества и красоты отчизны,
образ безграничной шири, неизмеримой глубины, несравненного величия. Днепр
эпически расширен до беспредельности любовью к Родине. В эпическом образе
Днепра с особенной силой сказывается песенность гоголевской поэтической речи.
Волнами идут плавные лирические фразы, в самой музыке которых, слышен и виден
вольный разлив могучей реки; лирический разлив гоголевской поэтической речи
передает ритм движения Днепра. «Синий, синий ходит он плавным разливом»,-
прекрасен этот музыкальный повтор, вызывающий образ плавного движения. Богат и
многосторонен образ Днепра. Сперва он встает перед нами в сиянии солнечного дня
и вот уже превращается в отдыхающий Днепр- богатырь. Но есть и страшный Днепр.
Как он грозен, шатающий леса, низвергающий молнии, гремящий водяными холмами!
Вот как неисчерпаемо богат Днепр! Все в нем есть- и тоска, и счастье, и образ
матери, провожающий сына в войско.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru