Мое открытие
"серебряного века" русской поэзии
К. Бальмонт,
Н. Гумилев, А. Ахматова (Примерный текст сочинения)
Красивое
название "серебряный век" заставило меня обратиться к русской поэзии
конца XIX - начала XX столетия. Этот удивительный мир поражает своей
необычностью, оригинальностью. Человеку, воспитанному на стихах Пушкина,
Лермонтова и Некрасова, непросто понять поэтику символистов, акмеистов и
футуристов, их идеи, особенный, нетрадиционный взгляд на окружающую
действительность и самого себя. Первым поэтом, открывшим мне неповторимый мир
"серебряного века", стал К.
Бальмонт. За удивительную музыкальность стиха его называли
"Паганини русского стиха". Его произведения воспринимаются как
слияние поэзии с музыкой, на стихах Бальмонта, как на нотах, можно ставить
музыкальные знаки.
Я мечтою ловил
уходящие тени,
Уходящие тени
погасавшего дня,
Я на башню
всходил, и дрожали ступени,
И дрожали
ступени под ногой у меня.
Мечта, тени,
угасавший день, попытка поймать то, что ушло, остановить время - эти образы
помогают поэту выразить мысль о том, что бытие - это лишь тень, а значит, не
нужно жалеть об оставленном и ждать будущего. По-моему, читая Бальмонта,
убеждаешься в верности старой истины о том, что человек - это целый мир,
который интересен сам по себе. В стихотворениях этого замечательного поэта все
внимание сосредоточено на его собственной душе, которая не ищет контакта с
окружающим. В его стихах передаются многообразные оттенки ощущений,
переживаний, настроений лирического героя.
Я ненавижу
человечество,
Я от него бегу,
спеша.
Мое единое
отечество -
Моя пустынная
душа.
По-моему, вызов
и бравада, звучащие в этих словах поэта, не могут скрыть его крайнего
одиночества. Создается впечатление, что Бальмонт творит легенду о себе самом.
Его часто упрекали в эгоцентризме, в восторженном отношении к самому себе, к
своей неповторимости, избранности. "Не для меня законы, раз я гений",
- писал Бальмонт. Но мне думается, что это высокомерие одиночки - только поза,
роль, которую выбрал сам поэт и которую играл не всегда блестяще и убедительно.
Ведь холодный, надменный эгоист, вознесшийся над толпой, никогда не смог бы
написать таких глубоко человечных, выстраданных строк:
Я насмерть
поражен своим сознаньем,
Я ранен в
сердце разумом моим.
Я неразрывен с
этим мирозданьем,
Я создал мир со
всем его страданьем,
Струя огонь, я
гибну сам, как дым.
Поэзия
Бальмонта по-прежнему жива. Она волнует своей эмоциональностью,
одухотворенностью, радостью бытия.
Романтизм
мировосприятия характерен для другого замечательного поэта "серебряного
века" - Н. Гумилева.
В отличие от Бальмонта Гумилев всячески стремится скрыть свой интимный мир за
красочными экзотическими картинами, за "маской конквистадора". Очень
трудно, а скорее всего, просто невозможно более или менее полно рассказать о
стихах этого поэта. Ведь каждое его стихотворение открывает какую-то новую
грань взглядов, настроений, видения мира. В одном он - певец отваги, риска,
смелости. Его "Капитаны" - гимн мужественным людям, бросающим вызов
судьбе и стихиям.
Быстрокрылых
ведут капитаны -
Открыватели
новых земель,
Для кого не
страшны ураганы,
Кто изведал
мальстремы и мель.
Чья не пылью
затерянных хартий -
Солью моря
пропитана грудь,
Кто иглой на
разорванной карте
Отмечает свой
дерзостный путь.
Но вот
энергичный, упругий ритм стиха неожиданно сменяется грустными элегическими
строками:
Еще один
ненужный день,
Великолепный и
ненужный!
Приди,
ласкающая тень,
И душу смутную
одень
Своею ризою
жемчужной.
Стихотворение
"Вечер" проникнуто настроением спокойной печали, сожалением о том,
что только во сне является поэту "обетованная страна - давно оплаканное
счастье". Но когда я думаю о Гумилеве, то в памяти всплывает прежде всего
таинственное озеро Чад, на котором "изысканный бродит жираф". Почему
такой странный, непривычный образ так трогает, завораживает? Это символ того
чудесного, прекрасного и таинственного, в которое нужно верить.
Я знаю веселые
сказки таинственных стран
Про черную
деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком
долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не
хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе
расскажу про тропический сад,
Про стройные
пальмы, про запах немыслимых трав...
Ты плачешь?
Послушай... далеко, на озере Чад
Изысканный
бродит жираф.
По-моему, в
этом стихотворении содержится резкое неприятие той серой, однообразной, скудной
чувствами и событиями действительности, в которой мы живем. Чтобы ощутить всю
полноту и радость бытия, нужно самому создать мир, расцветить его яркими
красками и звуками и, главное, поверить в его реальность. Но сделать это не под
силу обычному человеку, который не может преодолеть свой скептицизм,
рассудочность, рационализм. Такой человек духовно беден: он не способен увидеть
и ощутить красоту.
К миру прекрасного
нас приобщает и поэзия А. Ахматовой,
хотя в ней нет экзотических картин, утонченности языка, изысканности стиля.
Несмотря на открытую обыденность и предельную простоту языка, ее стихи поражают
внутренней силой чувства и непосредственностью эмоций. При мысли о поэзии
Ахматовой сразу приходит слово "любовь". Встречи и расставания,
нежность и самоотверженность, рвущаяся из сердца радость и тихая грусть - все
эти разнообразные оттенки любовного чувства я встретила на страницах
ахматовских книг. Правда, любовь у поэтессы редко бывает счастливой. Она несет
с собой печаль, бесприютность, трагедию. Но обратимся к стихам Ахматовой,
которые гораздо лучше расскажут о любви.
Настоящую
нежность не спутаешь
Ни с чем, и она
тиха.
Ты напрасно
бережно кутаешь
Мои плечи и
грудь в меха.
И напрасно
слова покорные
Говоришь о
первой любви.
Как я знаю эти
упорные
Несытые взгляды
твои!
Жгучая мечта о
любви истинно высокой, ничем не искаженной, обостренное чувство фальши,
разочарование в любимом человеке нашли свое выражение в этом небольшом
стихотворении. Любовная лирика Ахматовой воспринимается как огромный роман, в
котором переплетаются человеческие судьбы, отражаются все многообразные нюансы
интимных отношений. Но чаще всего это рассказы о "таинственных невстречах",
"несказанных речах", о ком-то "непришедшем", о чем-то
невоплощенном. В стихотворении "Рыбак" развивается тема предчувствия,
ожидания любви. Первое, еще детское чувство властно завладевает девочкой,
"что ходит в город продавать камсу".
Щеки бледны,
руки слабы,
Истомленный
взор глубок,
Ноги ей щекочут
крабы,
Выползая на
песок.
Но она уже не
ловит
Их протянутой
рукой.
Все сильней
биенье крови
В теле,
раненном тоской.
Лирика
Ахматовой раскрывает не только ее духовную жизнь. Она созвучна чувствам и
переживаниям людей, жизнь которых осветила любовь, даря и радость, и грусть, и
волнения, и страдания.
Поэзия
"серебряного века" открыла мне неповторимый мир красоты, добра,
гармонии. Она научила видеть прекрасное в обыденном и привычном, заставила
прислушаться к себе и к людям. Благодаря знакомству с ней моя жизнь стала
богаче и одухотвореннее. Я почувствовала себя первооткрывателем земли, где
царит "союз волшебных звуков, чувств и дум".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/