Современность сатиры В.В.
Маяковского
Отношение Маяковского
к миру всегда было чисто полярным, всё делится на чёрное и белое, полутона почти
отсутствуют. «Ненавижу всяческую мертвечину, обожаю всяческую жизнь» – вот
лейтмотив творчества поэта. Именно эта ненависть к «мертвечине» ярче всего
проявляется в сатирических произведениях. При этом Маяковский предельно чёток в
разграничениях, последователен и гиперболичен, то есть, способен преувеличивать
и доводить предмет сатиры до абсурда.
Второй причиной того,
что поэт уделяет огромное внимание написанию сатирических произведений,
является безусловная вера Маяковского в силу слова («Я знаю силу слов, я знаю
слов набат…»). Поэту всегда было свойственно желание заставить читателя
изменить себя и мир. Следствием этого являются прямые постоянные обращения к
читателю и стремление Маяковского к общедоступности его сатиры (известно, что
его стихи печатались даже на конфетных обёртках), лёгкость тиха, ритма и рифмы.
В своей статье «Как
делать стихи» Маяковский указывает, что писать те или иные стихи его побуждает
«творческая необходимость, социальный заказ». Поэт ощущает опасность того или
иного явления, необходимость его искоренения. Отсюда – поразительная
злободневность стихов Маяковского,
материал для которых брался непосредственно из жизни. А потому темы и образы
сатиры в разные периоды творчества поэта различны.
До революции поэт
считает мёртвым весь мир, и поэтому весь мир становится объектом высмеивания.
Маяковский постоянно эпатирует публику, дразнит её, отсюда – постоянный вызов
толпе в названиях стихотворений («Нате!», «Вам!», «Эй!»).
Маяковский
переосмысливает само искусство сатиры, вводит новые приёмы и переиначивает
использование старых. Поэт снижает жанр гимна («Гимн обеду»), широко использует
метафору («Легко ли критикам наше бельё ежедневно прополаскивать в газетной
странице?»), искажённые цитаты (Мысль одна под волосица вложена: «Причёсываться?
Зачем же?! На время не стоит труда, а вечно причёсанным быть невозможно…»).
После Октябрьской
революции происходит перелом в творчестве
Маяковского. «Я с теми, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден…» - провозглашает
поэт и посвящает свою поэзию революционной борьбе.
Аудитория сатиры
Маяковского – 150000000. Отсюда – появление главных её качеств – простоты и
доходчивости, основными жанрами становятся жанры народные – частушка, песня,
сказка. Стихотворения, как правило, строятся по одной схеме: общие соображения
по теме стиха («Хоть пока победила крестьянская рать, хоть пока на границах
мир, не время ещё в землю штык втыкать, красных армий ряды крепки!»); предмет
сатиры («Кто из вас не крещёным огнём, кто считает, что шкурнику лучше?
Прочитай про это, подумай о нём, вникли в этот сказочный случай»);
фантастическая сказочная история, имеющая реальную основу; печальный конец
героя сатиры и предостережение читателям («Бабу видели мою, наши обыватели? Не
хотите в том раю сами побывать ли?»).
В период с 1919 по
1922 год идёт работа Маяковского в окнах РОСТа, которые поэт назвал «красочной
историей трёх боевейших годов Союза». Язык произведений того периода предельно
краток и понятен, используются народные жанры: загадка, пословица, частушка, а
также пародия на старое искусство. Эта работа помогла поэту отточить сатиру,
выработать новые приёмы и навыки.
В 1921 году выходит
стихотворение «О дряни»: Слава, славе героям!!! Впрочем, им довольно воздали
дани. Теперь поговорим о дряни». Стихотворение «О дряни» становится программным
для последующего творчества Маяковского. Бури утихомирились, «и вылезло из-за
спины РСФСР мурло мещанина». Мещанство у поэта – это не сословие, а
нравственная категория. После отступления опасности на фронтах наибольшую
опасность начинает представлять собой быт. Мещанин очень легко усваивает
советскую атрибутику, символы («И мне с эмблемами платья. Без серпа и молота не
покажешься в свете!»), на стене у него портрет Маркса, котёнок греется, «на
«Известиях» лежа». Для Маяковского обыватели мертвы, и поэтому он использует
приём оживления вещей – портрет оказывается живее настоящих людей.
Итак, «мещане» и
«обывательщина», по мнению поэта, являются первым врагом республики. Второй
враг, безусловно, бюрократия, опасность которой Маяковский увидел сразу после
революции (в автобиографии «Я сам» в главе «Октябрь» он записал: «Начинают
заседать»). В 1922 году поэт пишет лейтмотивное для этой темы стихотворение
«Прозаседавшиеся». Сам факт постоянных заседаний там доводится до абсурда
(«Поневоле приходится раздвоятся. До пояса здесь – остальное там»). В конце,
как обычно, даётся вывод- -указание к
действию: «О, хотя бы ещё одно заседание относительно искоренения всех
заседаний!» Тема бюрократии развивается также в стихах «Бюрократиада», «Анчар»,
«Фабрика бюрократов».
Кроме главных
вышеуказанных пороков нового общества Маяковский критикует религию,
взяточничество и многие нравственные пороки людей: ханжество, трусость,
сплетничество. Сатирические произведения поэта – это всегда деятельный призыв к
искоренению недостатков.
Большое количество
стихотворений Маяковского является сатирой на бесчеловечный дух наживы в
капиталистическом обществе (циклы «Стихи об Америке», «Париж» и прочие.).
Маяковский высмеивает мещанство в различных аспектах советской и западной
жизни, делая выводы в пользу своей страны.
Сатирические темы
затрагиваются и в ряде драматических произведений автора. Маяковский по-новому
понимает театр: театр не зеркало, а увеличительное стекло, всё работает на гиперболизацию.
«Мистерия-буфф»,- сатира на старый мир, пьеса «Клоп» направлена против мещан,
«Баня» – пьеса о бюрократах. Все они злободневны, остры, сатирический эффект
достигается за счёт преувеличения недостатков и введения элементов фантастики.
Всё сатирическое
творчество Маяковского отчётливо ориентировано на будущие. Уверенность поэта в
том, что Россия избавится от всего дурного и что его произведения могут этому
помочь.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru