Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Человек и тоталитарная система (по произведению А.И.Солженицына "Архипелаг Гулаг")

«ДУША
И КОЛЮЧАЯ ПРОВОЛОКА».

ЧЕЛОВЕК И ТОТАЛИТАРНАЯ СИСТЕМА. (ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А.
И. СОЛЖЕНИЦЫНА «АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ»)

Термин
«тоталитаризм» возник в XX веке И это не случайно именно в наше столетие
унижение, подавление и уничтожение человеческого «я» приняло наиболее
масштабный и жесткий характер Идея тысячелетнего рейха, зародившаяся в
фашистской Германии, как и стремление построить коммунизм миллионов погубленных
жизней в СССР. в раиной степени ориентированы на безличную массу, толпу,
неспособную самостоятельно мыслить и действовать Так, в советском обществе
героем стал «новый» человек, который решительно порвал с «проклятым» прошлым, с
религией. культурой, с «порочащими» его связями, а если надо, то и с самыми
близкими людьми, и, таким образом, с нравственностью

Однако,
несмотря на все ухищрения политиков, всегда были и есть люди, не утратившие
совести, памяти, творческих способностей Они духовно противостоят бездушной
государственной системе, сохраняют не только мужество, но и свободу мысли

В русской
прозе 1970—90-х годов, а также «возвращенной» литературе значительное место
занимают произведения, в которых воссоздана трагедия народа, пережившего
массовые репрессии в сталинскую эпоху Лагерная тема нашла отражение в прозе В
Шаламова, А Солженицына. Ю Домбровскою, О Волкова и других авторов, испытавших
на себе ад ГУЛАГа

Жизненный и
творческий путь крупнейшего писателя современности, лауреата Нобелевской премии
Александра Солженицына уникален и неповторим И эта уникальность выражена в
тяжести испытаний, выпавших на его долю. Война с фашизмом, сталинские лагеря,
раковый корпус, внезапная слава, связанная с опубликованием повести «Один день
Ивана Денисовича», затем замалчивание, запреты, высылка из страны и вновь обретение
российского читателя

Его труд
можно сравнить с трудом археолога. то же стремление добраться, докопаться до
истины Только не через толщу материально-культурных напластований, а через слои
лжи, фальши, сознательных н бессознательных искажений, толщу забвения н
умолчания Исследовать прошлое, опираясь не столько на документы (они или
уничтожены, или до сих пор недоступны), сколько на мемуары. собственный опыт.
интуицию художника.—такова цель «Архипелага ГУЛАГа», создававшегося в 1958—68
годы

«Архипелаг
ГУЛАГ» — густо населенная книга В ней есть образы, поданные писателем крупно,
масштабно, во весь рост Немало людей, затронутых эскизно, мимоходом Но более
всего—безымянных,

молчаливых,
нередко безграмотных страдальцев, представлявших многомиллионный российский
народ

Солженицын пишет не только о потоке репрессированных
1937—38 годов, в который угодила партийная элита До этого был поток 1929—30-го
годов, «с добрую Обь», протолкнувший в тундру пятнадцать миллионов мужиков А
потом поток послевоенный, «с добрый Енисей», когда по сточным трубам тюремной
канализации гнали целые нации, миллионы военнопленных или побывавших в плену А
сколько было малых рек, ручьев и ручейков, беспрестанно питавших реку
безысходного народного горя!

Одна из
глав второго тома — «Зэки как нация» Это своеобразное этнографическое
исследование, не лишенное горькой иронии Писатель комплексно подходит к
рассмотрению такого понятия, как «народный характер» зэков, их жизненная
позиция, психология, нравственные принципы В итоге получается, что перед нами
встает действительно особая общность людей, живущих по собственным законам,
обладающих своей территорией и даже своим лагерным языком Каторжный труд,
изнуряющий арестантов, оказывается несовместимым с настоящей работой, он
нереэультативен потому, что принудителен Кроме того, заключенные понимают, что
хорошо работать — значит поддерживать тоталитарную систему, то есть работать
против себя и себе подобных

Главными
ценностями являются в лагере еда, покои, сон, а выражением наивысшей мудрости
афоризм «не верь, не бойся, не проси»

Однако
продуманный и налаженный механизм насилия иногда давал сбои, которые не
предусматривались инструкциями Во-первых, сами исполнители в какие-то мгновения
оказывались «порочными» проявляли жалость и сострадание к заключенным
Во-вторых, немало было безалаберности и лени среди лагерного начальства
В-третьих, действовал фактор, названный Солженицыным «сердечностью» Именно
«сердечность» побуждала лагерников во время войны проситься в штрафные
батальоны «Вот это и был русский характер" лучше умереть в чистом поле,
чем в гнилом закутке» Конечно, подчеркивает писатель, в лагере важно выжить
«любой ценой», но все же не ценой утраты души или духовного омертвления Поэтому
многом осужденным и прежде всего самому автору удалось сохранить свою живую
душу, не осквернить ее подлостью, ложью, доносительством и прочими «свинцовыми
мерзостями» лагерного бытия «Душа и колючая проволока» —так символично названа
одна из глав книги

Судьба
миллионов простых людей, к сожалению, часто решается «кручением большого
колеса, ходом внешних могучих обстоятельств», но человек при этом не теряет
своей самоценности Этой мыслью о величии духа человеческого автор «Архипелага
ГУЛАГа» бросает вызов самим основам тоталитаризма «Противостояние души и

решетки»
нередко заканчивалось моральной победой бессильного ээка-одиночки над
всесильным режимом

Для
некоторых узников, к которым прежде всего относится сам автор, пребывание в аду
ГУЛАГа означало взятие духовно-нравственной высоты Люди внутренне очищались и
прозревали, поэтому у Солженицына неоднократно можно встретить непонятные на
первый взгляд слова благодарности в адрес тюрьмы

Солженицын убежден в тоталитарном государстве
многие представления об истории, добре и зле фальшивы Поэтому он призывает всех
и каждого «жить не по лжи» Все, что выходит из-под пера писателя, включая и его
публицистику, и многочисленные выступления перед аудиторией, значительны тем,
что заставляют задуматься о сегодняшнем дне, о высших нравственных ориентирах,
которые во все времена были путеводными звездами для честно мыслящих и
бесстрашных людей


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организационно-управленческие детерминанты правонарушений в органах внутренних дел Украины
Реферат Формування комплексу маркетингових комунікацій для просування банківських продуктів
Реферат Акмеолого-управленческий курс Рефлексивная организация управленческой деятельности и мышления в условиях решения муниципальных проблем Учебное пособие
Реферат Организационно-правовые формы некоммерческих организаций и их деятельность
Реферат Влияние различных систем обработки чистого пара на урожайность яровой пшеницы в лесостепной зоне
Реферат Heart Disease Essay Research Paper 4 COMMON
Реферат Разработка модели программного обеспечения для телевизора в среде Rational Rose
Реферат Новиков, Николай Иванович
Реферат Неоднородность ментального пространства культуры и своеобразие типов его жизнедеятельности
Реферат «П. П. Бажов и "Уральские сказы". Из цикла «П. П. Бажов-мастер, мудрец, сказочник». К 133 годовщине со дня рождения
Реферат Электрические свойства сплавов типа твердых растворов
Реферат Прохождение амплитудно-модулированных колебаний и радиоимпульсов через одиночный контур и систему связанных колебательных контуров
Реферат Невменяемость и ограниченная вменяемость. Понятие, разграничение и практическое значение
Реферат Дягилев. Великий вождь авангарда
Реферат Прецеденты проявления креативных способностей в практике дополнительного образования