Реферат по предмету "Литература и русский язык"


"Земля в огне". По страницам романа М.А.Шолохова "Они сражались за Родину"

ЗЕМЛЯ
В ОГНЕ

(ПО СТРАНИЦАМ РОМАНА М. А. ШОЛОХОВА «ОНИ СРАЖАЛИСЬ
ЗА РОДИНУ»)

Творчество
М. А. Шолохова занимает особое место в военной прозе. И вот почему. На фронте
писатель оказался в первые же дни Великой Отечественной войны. И, начиная с
1941 года, один за другим выходили его фронтовые очерки: «В казачьих станицах»,
«По пути к фронту», «Люди Красной Армии», «Военнопленные» и другие. Наибольший
отклик находили в сердцах воевавших пророческие строки из знаменитого рассказа
«Наука ненависти». Сразу после победы, обобщая публицистику военных лет,
Шолохов создает «Слово о Родине». Это и гимн освобожденной земле, и реквием
погибшим. Позиция, которую занимает писатель, оценивая и осмысляя опыт грозных
сражений, типична для литературы военных и послевоенных лет. Это позиция
яростной непримиримости к врагам Отечества, скорбь о миллионных жертвах,
стойкий оптимизм и уверенность в будущих победах.

Вот,
например, какую «символическую картину» рисует автор в «Слове о Родине»: полузасыпанный
окоп, скелет убитого гитлеровца, осколком рассеченное лицо и рот, полный
плодородного чернозема, из него уже тянется к стенке окопа курчавая, унизанная
цветами веточка. «Да, у нас много плодородной земли. И ее с избытком хватит,
чтобы набить ею рты всем, кто вздумает перейти от разговора о тотальных
схватках к действию».

Картина,
конечно, глубоко символична. Но сейчас мы бы порассуждали не только о нашей
силе, но и о мудрости жизни, пробивающейся сквозь смерть зеленым росточком, и,
может быть, даже о несчастной судьбе немецкого воина. Кто знает, по своей ли
воле он пришел на нашу землю? Кто ответит точно: свершился ли закон сурового
возмездия, или сам он — тоже жертва бесчеловечной политики?

Словом,
рассуждать можно о многом. Но все наши рассуждения носят отвлеченный, скорее
философский характер. Шолохов же конкретен и однозначен. И было бы странно и
непонятно, если бы человек, только что видевший смерть в лицо, стал
философствовать о превратностях бытия. Это —удел следующего поколения писателей,
пришедших в литературу в конце 1950-х годов. С именами Юрия Бондарева, Григория
Бакланова, Василя Быкова, Виктора Астафьева и других мы связываем второй этап в
развитии военной прозы, основная особенность которого — в пристальном внимании
к отдельной человеческой судьбе.

Однако
получилось так, что, будучи современником и единомышленником с Василием
Гроссманом как автором повести «Народ бессмертен», Ильей Эренбургом, чьи
гневные антифашистские выступления наполняли сердца воинов жгучей ненавистью,
Алек-сандром Фадеевым, воспевшим в «Молодой гвардии» героику подвига, Михаил
Шолохов органически вписался и в «молодую» литературу послевоенного периода.
Его роман «Они сражались за Родину», публикация которого началась в 1943 году,
а продолжилась в 1969 году, хронологически и тематически связал собой два
поколения писателей-баталистов и два этапа в развитии русской прозы о Великой
Отечественной войне. Этим и объясняется уникальность шолоховского произведения
и его особая способность сочетать крупномасштабность и эпичность изображения
(традиция, идущая от «Войны и мира» Л. Толстого) с детализированностью
повествования, с острым ощущением неповторимости человеческого характера.

Написанные
страницы романа воссоздают один из самых трагических моментов войны —
отступление наших войск на Дону летом 1942 года. Писатель не побоялся открыто
сказать о трудностях, ошибках, хаосе во фронтовой дислокации, об отсутствии
«сильной руки», способной навести порядок. Не хлебом и солью встречают
отступающие части жители казачьей станицы, а бросают в лицо измученным солдатам
гневные, хотя и несправедливые слова. «Я до старости на работе хрип гнула, все
налоги выплачивала и помогала власти не за тем, чтобы вы сейчас бегли и
оставляли бы все на разор да на поруху»,— в сердцах говорит Лопахину острая на
язык старуха-станичница. И за ее словами стоят, конечно, недоумение, боль и
большая человеческая правда.

Общеизвестно,
что на войне, в час жестоких испытаний, от человека отлетает все мелочное,
наносное, суетное, остается его истинное «я». Герои Шолохова — это бывший
комбайнер Иван Звягинцев, шахтер Петр Лопахин, агроном Николай Стрельцов.
Истинная суть этих людей — в приверженности к обычной мирной жизни, без
грохотов и взрывов, без «смердящей мертвечины» на поле боя. Автор описывает и
состояние изнурительного марша, и молитву под бомбами, и боль на операционном
столе, и мгновения перед смертью — переживания людей, лишенных внешних
признаков героизма и в то же время настоящих героев.

Шолохов
показывает, как сложна человеческая душа, как много самых разных и
противоположных чувств могут одновременно бушевать в сердце.

Вот,
например, движется Николай Стрельцов в походной колонне, оставляющей очередной
хутор. За околицей неожиданно видит белоголового мальчика, похожего на
собственного сына. В каком-то суеверном страхе Стрельцов отводит глаза: «Перед
боем не нужны ему воспоминания, от которых размякает сердце». Однако, заставив
себя мысленно пересчитывать свой патронный запас, в последнюю минуту он не
выдерживает, оглядывается. «И снова... неожиданно и больно сжалось у Николая
сердце, а к горлу подкатил трепещущий, горячий клубок...»

Рисуя
психологию мирного человека, ставшего вдруг солдатом, Шолохов не
останавливается на описании состояний внутренней переходности, неупорядочности
чувств. Ему важно показать, что в процессе испытаний характер
кристаллизируется, принимает четкие очертания, не окаменивает, но отвердевает.

Бросается в
глаза еще одна особенность шолоховского повествования — обилие юмористических
сцен и зарисовок. Это и солдатские байки, на которые не скупится Лопахин, и его
ухаживания за хуторской красавицей, владелицей богатых кладовых, и история
странной «окопной болезни», привязавшейся к старослужащему Некрасову, из-за
которой он спросонья лезет не в дверь, а на печь. Юмор выступает как важнейшая
черта национального характера, помогающая выстоять в экстремальных ситуациях.

Вспоминая
Гоголя и перефразируя его, можно сказать, что солдатский смех, звучащий на
страницах произведения, — это смех сквозь ненависть. Смерть и смех — вещи
несовместимые, но в преддверии гибели люди способны забыть о ней. В жизни
трагическое и комическое нередко сопрягаются друг с другом.

Так и в
романе Шолохова «Они сражались за Родину» сопряжены глубокое понимание
психологии народа как целого и погруженность во внутренний мир конкретного
человека, представления о родине как огромном государстве и готовность умереть
за то место на земле, где родился и вырос, правда истории и правда искусства.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Нидерландский язык
Реферат The Puritans Essay Research Paper The Puritans
Реферат Legislation Passed To Address Computer Crimes Essay
Реферат "Порядок формирования,изменений и учет добавочного капитала банка"
Реферат Понятие следственных действий. Следственный осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент
Реферат Зависимость поведенческой культуры подростков от уровня информированности по проблеме СПИДА
Реферат Social Security Essay Research Paper Social SecuritySocial
Реферат Влияние международных правовых норм на осуществление ВЭД Российскими предприятиями
Реферат Homosexual Marriage And The Catholic Church Essay
Реферат Об этнографическом аспекте языковых изменений
Реферат The Best Years Of Our Life Essay
Реферат 25 августа 2006 г. N 530 о страховой деятельности
Реферат Теории развития личности 2
Реферат Анализ особенностей детерминизации общественных отношений и личности
Реферат Angular Momentum Essay Research Paper Angular momentum