Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Мотивы и сюжеты у поэтов-символистов

Мотивы и сюжеты у поэтов-символистов


Выбор мотивов и сюжетов у поэтов-символистов так же как и
поэтические их приемы обуславливаются их идеологией и всем их поэтическим
мироощущением. Излюбленным мотивом является чистая лирика, то есть передача в
стихотворении своего личного переживания, чаще всего мистического и
религиозного. Эти личные переживания говорят о Вечности, Тайне, Солнце,
Дьяволе, Огне, Люцифере и так далее, причем все эти слова поэты-символисты
пишут с заглавной буквы. Далее, особенно привлекает любовь, начиная с чисто
земного сладострастия и кончая романтическим томлением о Прекрасной Даме,
Господе, Вечной Женственности, Незнакомке… Пейзаж у символистов является
средством выявить свое настроение. Поэтому так часто в их стихах русская,
томительно-грустная осень, когда нет солнца, а если и есть, то с печальными,
блеклыми лучами, тихо шуршат падающие листья, на всем "прощальная улыбка
увядания", все окутано дымкой чуть-чуть колыхающегося тумана. Солнца,
весны, с ее бодрящим воздухом, голубых теней, радостно сверкающего неба
русского морозного дня, которые так ярко изображены на картинах русских художников-импрессионистов,
поэты-символисты мало ощущали.

Осенью.

Брожу один усталым шагом

Глухой тропинкою лестной…

Певучий шелест над оврагом

Уже не шепчется со мной …

Синеют дали без привета…

Угрюм заглохший круг земли…

И, как печальная примета,

Мелькают с криком журавли…

Плывет их зыбкий треугольник,

Сливаясь с бледной синевой…

Молись, тоскующий невольник,

Свободе доли кочевой!

                     
Ю. Балтрушайтис

Так же через призму своего настроения воспринимает
поэт-символист и город. Он "стилизует" городской пейзаж так же, как
"стилизует" пригород, то есть придает всему свою форму, свой колорит,
свой характер. Город воспринимается символистом, как "город-Вампир",
"Спрут", сатанинское наваждение, место безумия, ужаса и безысходности,
ничем не утомленной тоски (Блок, Сологуб, Белый, Соловьев, Брюсов). Образом
города поэт-символист пользуется лишь для того, чтобы опять-таки отметить свое
настроение и переживать.

Пляски смерти.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала,

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

                                      А. Блок

Как всякий романтик, поэт-символист любит прошлое, прошлое не вчерашнего
дня, а то, которое ушло далеко, стало невозвратимым, грезой, сном, о чем можно
с болью и грустью вспоминать. В прошлом опять манит поэта-символиста не
реальность, а мнимая красота, ушедшая из жизни, греза, мечта. Он так же
"стилизует" прошлое, как "стилизует" пейзаж, город, быт,
окружающую действительность. Образы античности – Греции, Рима, библейские
мотивы, фижмы, робы, кринолины, белые парики и бархатные мушки, маркизы, одетые
в шелк и бархат – особенно охотно используется, как материал в стихотворениях
русских символистов (Кузьмин, Белый, Блок, Брюсов).

Так же романтичны отношения поэта-символиста к быту. Он не
воспринимает его как реальность, но создает из него театр марионеток,
трагикомический "балаганчик", или кошмарную эпопею
"Петербурга" и "Мелкого Беса", анекдотически-занятные
фарфоровые фигурки Кузмина или безумную истерику "Пепла"
А.Белого.

Остается еще отметить любовь символистов к прошлому русского
народа и "стилизованному" быту русской деревни. Характерна любовь
символистов к славянизмам в стихах, к "русскому духу", к
художественному фольклору (Добролюбов, Бальмонт, Сологуб, Иванов), к образу
"Руси" (Сологуб, Блок, Белый). Этот своеобразный
"национализм" и "фольклор" имеет те же корни, что и любовь
символистов к прошлому. Он так же порожден основной психологической стихией
символизма – его романтической, лирическо-мечтательной природой.

Гимны Родине.

Люблю я грусть твоих просторов,

Мой милый край, святая Русь.

Судьбы унылых приговоров

Я не боюсь и не стыжусь.

И все твои пути мне милы.

И пусть грозит безумный путь

И тьмой, и холодом могилы, -

Я не хочу с него свернуть.

Не заклинаю духа злого,

И, как молитву наизусть,

Твержу все те ж четыре слова:

"Какой простор! Какая грусть! "

                                  Ф. Сологуб

При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира
Реферат Оптимізація соціально-економічних трансформацій національної економіки до сучасних глобалізацій
Реферат Comparison Of The Characters In
Реферат Изменение численности физиологических групп почвенных микроорганизмов и биологической активности почв
Реферат Стилістичні засоби лексикології та фразеології
Реферат МВД и его структурные подразделения
Реферат Инвестиционные банки 2
Реферат Как вырастить самоубийцу
Реферат Учет выработки и заработной платы
Реферат Народность нация и проблема национальных культур
Реферат Мотивация в процессе управления работоспособностью
Реферат Натуралистический русоцентризм
Реферат Islam Declaration Of Faith Essay Research Paper
Реферат Споры о человеке в пьесе М.Горького "на дне".
Реферат Предмет и метод социологии права Основные этапы становления социологии права