Мотивы и сюжеты у поэтов-символистов
Выбор мотивов и сюжетов у поэтов-символистов так же как и
поэтические их приемы обуславливаются их идеологией и всем их поэтическим
мироощущением. Излюбленным мотивом является чистая лирика, то есть передача в
стихотворении своего личного переживания, чаще всего мистического и
религиозного. Эти личные переживания говорят о Вечности, Тайне, Солнце,
Дьяволе, Огне, Люцифере и так далее, причем все эти слова поэты-символисты
пишут с заглавной буквы. Далее, особенно привлекает любовь, начиная с чисто
земного сладострастия и кончая романтическим томлением о Прекрасной Даме,
Господе, Вечной Женственности, Незнакомке… Пейзаж у символистов является
средством выявить свое настроение. Поэтому так часто в их стихах русская,
томительно-грустная осень, когда нет солнца, а если и есть, то с печальными,
блеклыми лучами, тихо шуршат падающие листья, на всем "прощальная улыбка
увядания", все окутано дымкой чуть-чуть колыхающегося тумана. Солнца,
весны, с ее бодрящим воздухом, голубых теней, радостно сверкающего неба
русского морозного дня, которые так ярко изображены на картинах русских художников-импрессионистов,
поэты-символисты мало ощущали.
Осенью.
Брожу один усталым шагом
Глухой тропинкою лестной…
Певучий шелест над оврагом
Уже не шепчется со мной …
Синеют дали без привета…
Угрюм заглохший круг земли…
И, как печальная примета,
Мелькают с криком журавли…
Плывет их зыбкий треугольник,
Сливаясь с бледной синевой…
Молись, тоскующий невольник,
Свободе доли кочевой!
Ю. Балтрушайтис
Так же через призму своего настроения воспринимает
поэт-символист и город. Он "стилизует" городской пейзаж так же, как
"стилизует" пригород, то есть придает всему свою форму, свой колорит,
свой характер. Город воспринимается символистом, как "город-Вампир",
"Спрут", сатанинское наваждение, место безумия, ужаса и безысходности,
ничем не утомленной тоски (Блок, Сологуб, Белый, Соловьев, Брюсов). Образом
города поэт-символист пользуется лишь для того, чтобы опять-таки отметить свое
настроение и переживать.
Пляски смерти.
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
А. Блок
Как всякий романтик, поэт-символист любит прошлое, прошлое не вчерашнего
дня, а то, которое ушло далеко, стало невозвратимым, грезой, сном, о чем можно
с болью и грустью вспоминать. В прошлом опять манит поэта-символиста не
реальность, а мнимая красота, ушедшая из жизни, греза, мечта. Он так же
"стилизует" прошлое, как "стилизует" пейзаж, город, быт,
окружающую действительность. Образы античности – Греции, Рима, библейские
мотивы, фижмы, робы, кринолины, белые парики и бархатные мушки, маркизы, одетые
в шелк и бархат – особенно охотно используется, как материал в стихотворениях
русских символистов (Кузьмин, Белый, Блок, Брюсов).
Так же романтичны отношения поэта-символиста к быту. Он не
воспринимает его как реальность, но создает из него театр марионеток,
трагикомический "балаганчик", или кошмарную эпопею
"Петербурга" и "Мелкого Беса", анекдотически-занятные
фарфоровые фигурки Кузмина или безумную истерику "Пепла"
А.Белого.
Остается еще отметить любовь символистов к прошлому русского
народа и "стилизованному" быту русской деревни. Характерна любовь
символистов к славянизмам в стихах, к "русскому духу", к
художественному фольклору (Добролюбов, Бальмонт, Сологуб, Иванов), к образу
"Руси" (Сологуб, Блок, Белый). Этот своеобразный
"национализм" и "фольклор" имеет те же корни, что и любовь
символистов к прошлому. Он так же порожден основной психологической стихией
символизма – его романтической, лирическо-мечтательной природой.
Гимны Родине.
Люблю я грусть твоих просторов,
Мой милый край, святая Русь.
Судьбы унылых приговоров
Я не боюсь и не стыжусь.
И все твои пути мне милы.
И пусть грозит безумный путь
И тьмой, и холодом могилы, -
Я не хочу с него свернуть.
Не заклинаю духа злого,
И, как молитву наизусть,
Твержу все те ж четыре слова:
"Какой простор! Какая грусть! "
Ф. Сологуб
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru