Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Духовно-религиозные искания М.А. Булгакова (по роману «Мастер и Маргарита»)

Духовно-религиозные искания М.А. Булгакова (по роману «Мастер и Маргарита»)

Наверное, любому человеку, хоть немного приобщенному к духовному опыту предшествую­щих поколений, свойствен поиск
некоего при­станища в этом безграничном пространстве, ог­ромной частью которого является религия. Духовно-религиозные искания для людей твор­ческих — это знак,
которым отмечены их творе­ния. У писателя носителями этого знака являют­ся герои его книг.

Герои большинства произведений М. А. Булга­кова реалистичны и современны автору. Фантастико-историческо-аллегорический роман
«Мас­тер и Маргарита» дает большие возможности понимания воззрений и поисков автора. Введе­ние плана исторического (Пилат и Иешуа) позво­ляет писателю (и
читателю) размышлять о про­блемах выбора, ответственности и наказания и, главное, переосмысливает Евангельскую исто­рию. Введение в реальную
современность фантастико-метафизических героев (Воланд и его свита) дает толчок к поиску Истины Мастеру, Маргарите и Ивану Бездомному. Еще одна линия исканий
связана с «вечной любовью» Мастера и Маргариты.

Герои ищущие — это Пилат, Мастер, Маргари­та и отчасти Иван Бездомный. Маргарита и Иван менее первых, ибо для Маргариты
главное при­обретается после встречи с Мастером, а Иван, идущий к истине не самостоятельно, а ведомый страшными чудесами и случайными встречами, не познает
ее до конца. Нужно отметить, что между Пилатом и Мастером устанавливаются до­полнительные отношения Творца и творения, поскольку для данного произведения Пилат является
еще и героем романа Мастера. Поэто­му наибольшая смысловая нагрузка именно на нем.

Библейский Пилат после осуждения Христа на казнь умыл руки, показав тем самым, что за кровь Христа ответствен не он, а
иудеи. Пилат булгаковский ответственности за смерть Иешуа снять со своей души не смог. Но дело здесь даже не в крови невинного. Пилат увидел в подсудимом
свет исти­ны и, потеряв его, мучается не только духовно. У Пилата была возможность спасти Иешуа — он ею не воспользовался и потому ответствен за свой
выбор и наказан за него бессмертием.

Булгаков переосмысливает Библейский сюжет не только на примере Пилата. У него другой Хрис­тос, не Богочеловек, а всего
лишь Тот, Кто знает и несет Истину. Его образ лишен чудесного, в от­личие от Во ланд а, который является в романе не абсолютным Злом, но карающим мечом правосу­дия,
прокладывающим дорогу к познанию Исти­ны.

Искания Мастера — это искания всякого писа­теля, равно как и любого творческого человека. Он проходит испытания главным в его жизни
— романом и любовью, — не выдерживая, кажется, даже второго, потому что не выдерживает первого, сжигая рукопись. Но для Булгакова важно, что «рукописи не
горят» и «вечная любовь» существу­ет, потому что есть надземная, Высшая сила, ко­торая спасает книгу и дарует Мастеру счастье с любимой женщиной, ибо,
написав свой роман, Мастер заранее заплатил за все.

Перераспределяется у Булгакова соотношение Света и Тьмы на земле, в частности в России. В основной массе человеческая
натура столь нелице­приятна, что сам Сатана становится пророком Ис­тины. Царство бездуховности и лжи на земле — эта мысль проходит через весь роман.

«Каждый получает то, что выстрадал», — так можно трактовать финал романа. «Прощенный в ночь на воскресенье... жестокий
пятый прокура­тор Иудеи, всадник Понтий Пилат» уходит по лунной дорожке, беседуя с Иешуа. «Кто-то» от­пустил «на свободу Мастера», даровав ему и Мар­гарите
не Небесный, но его собственный и Мар­гариты рай — полное спокойствие. Иван Бездо­мный, став профессором философии и истории без псевдонима, знает то, что
он хочет знать, мучаясь и сомневаясь лишь в дни полнолуния. А для само­го Булгакова «рукописи» по-прежнему «не го­рят». Эта главная истина для писателя
проверена временем на примере его произведений.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка электропривода прошивного стана трубопрокатного агрегата
Реферат 7 Deadly Sins Of Fantasy Essay Research
Реферат Русское просторечие как социолингвистическое явление
Реферат Походження українців росіян білорусів та їхніх мов 2
Реферат Проблемы правового регулирования алиментных обязательств членов семьи
Реферат Как сохранить и приумножить
Реферат Влияние природных и геополитических факторов на государство и общество в России
Реферат Landscape Architecture Essay Research Paper Landscape Architecture
Реферат Причины и источники появления неологизмов в интернет-ресурсах
Реферат Получение и использование сжиженных газов
Реферат Толстой Упустишь огонь - не потушишь
Реферат Вторая волна реформ в России в середине XIX в. Великие реформы Александра II, их результаты и зн
Реферат Дворцовые перевороты 1725 1762 г
Реферат Послевоенный Сингапур
Реферат 7. Достоинства сети Интранет 12 Часть 2