Позиция автора в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» создавался во время подготовки крестьянской реформы Александра II и вышел в свет в 1862 году.
Это время отмечено усилением в общественной жизни страны роли демократической интеллигенции. И основной темой своего произведения Тургенев избрал конфликт
между разночинной и дворянской идеологиями.
Действие «Отцов и детей» происходит на фоне социально-экономических преобразований того времени, но для автора важнее
показать изменения в общественном и индивидуальном сознании. Проблематика романа соответствует и его названию, которое не следует понимать в буквальном
смысле. Ведь конфликт «отцов» и «детей» у Тургенева — это столкновение мировоззренческих позиций людей, занимающихся активной деятельностью и чутко
реагирующих на какие-либо изменения в обществе.
Такими людьми в романе изображаются Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров. Ярчайшие представители своих поколений, они
являются и носителями идеологий этих поколений. Основным выразителем взглядов «отцовского» поколения стал Павел Петрович Кирсанов — типичный поместный
дворянин. В молодости он сделал блестящую карьеру офицера, но впоследствии погубил свою жизнь из-за несчастной любви к княгине Р. — пустой,
легкомысленной женщине. Павлу Петровичу присущи лучшие черты русского дворянства: безукоризненная честность, порядочность, высокая культура, благородство
нравственных принципов. Все эти качества высоко ценил в своем герое Тургенев, так же как и его способность поэтически воспринимать действительность, сильно
и глубоко чувствовать и переживать. Но недаром многие критики того времени называли роман антидворянским. Автор, не выступая против этого сословия вообще,
хотел показать его неспособность «играть прогрессивную роль в общественном развитии». Тургенев не мог не замечать такие его черты, как бездеятельность,
созерцательность и несостоятельность в различных практических, жизненных ситуациях. Он симпатизирует Павлу Петровичу как человеку, но осуждает его
консерватизм, неумение осмыслить происходящее.
Но не идеален, по мнению Тургенева, и Евгений Базаров, потому что он лишен таких качеств, важнейших для человека любого
поколения, как поэтическое отношение к действительности, глубокое понимание искусства, высокая культура чувств. Конечно же, герой-разночинец способен к
практическому действию, он приучен к труду, даже ощущает потребность в нем. Ему присущи решительность характера, внутренняя уверенность в себе и психологическая
устойчивость. Базаров не созерцатель, а «делатель», однако на страницах романа автор как бы спрашивает нас: во имя чего вся эта деятельность? Ведь философия
практической пользы, считает Тургенев, обедняет личность, не оставляя места романтике, способности самоотверженно любить. Чувствовать красоту в жизни,
природе, искусстве — этих качеств лишен главный герой романа. Поэтому многие читатели увидели в Базарове карикатуру на передовую молодежь. Тургенев же назвал это
«бессмысленными упреками». Он писал: «Базаров — это мое любимое детище, на которое я потратил все находящиеся в моем распоряжении краски...» К тому же
автор, по его собственным словам, разделял почти все убеждения своего героя, исключая его взгляды на искусство.
Тургенев ясно видел будущее России за такими людьми, как Базаров, поэтому в идейном конфликте романа Базаров побеждает. Но в борьбе
с такими человеческими качествами, как любовь к женщине, к природе, к жизни он терпит поражение. И в этом отношении глубоко символично то, что писатель
заканчивает свое произведение смертью главного героя — человека, уже сомневающегося в собственных убеждениях. А для Базарова потеря этих убеждений,
сформировавшихся на основе тяжелого жизненного опыта, равносильна моральной смерти. Недаром Тургенев выступал против того, чтобы гибель его героя
воспринималась как случайность. По мнению автора, она — единственное логическое завершение образа Базарова.
Гораздо менее трагична потеря убеждений у таких людей, как Аркадий Кирсанов. Яростный приверженец нигилистических взглядов в начале
романа, в конце он как бы переходит в лагерь «отцов», оставляя своего друга (по словам Аркадия) в одиночестве.
Аркадий — человек обыкновенный, которого гораздо больше волнуют личные проблемы, чем вопросы общественной жизни. И Тургенев
вовсе не считает, что это плохая черта. Ведь таких людей большинство, на них держится общество, но двигать это общество вперед призваны не они. Недаром
писатель сказал однажды: «Николай Петрович — это я, Огарев и тысячи других», подчеркнув, что такие люди, как Базаров, редки. И
Павел Петрович, и Николай Петрович, и Аркадий, по словам Тургенева, симпатичные люди, «хорошие представители дворянства». Именно
потому и выбраны они автором, чтобы объективно «доказать несостоятельность» дворянства.
Однако, изображая новых людей, писатель не скрывал их недостатков. Подтверждение тому — образы Ситникова и Кукшиной, типичных «спутников»
каждой новой идеи. Писатель иронизирует над тем, что самые передовые мысли звучат в их устах нелепо и смешно.
Создание образов Ситникова и Кукшиной — это не стремление автора оскорбить молодое поколение. Эти персонажи реальны,
правдивы, автор предупреждал, что этот тип людей, их «деятельность» ничего, кроме вреда, не принесет обществу.
На все упреки и похвалы в адрес романа Тургенев отвечал: «Это жизнь так складывалась». И тут же добавлял: «Опять говорил мне
опыт, может быть, ошибочный, но, повторяю, добросовестный. Личные мои наклонности тут ничего не значат...» Тургенев показал, таким образом, широкую и
правдивую картину борьбы «старого» и «нового», вопреки собственным симпатиям и антипатиям, но следуя жизненной правде. В этой борьбе он отдал идейную победу
«новому» герою. В этом величайшая заслуга Тургенева-реалиста.