Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Литературная полемика вокруг образа Гамлета

Литературная полемика
вокруг образа Гамлета

Количество интерпретаций всей трагедии и особенно характера ее
главного героя огромно. Исходной точкой для непрекращающейся и по сей день
полемики, стало суждение, высказанное героями романа Гете “Годы учения
Вильгельма Мейстера”, где прозвучала мысль о том, что Шекспир хотел показать
“великое деяние, тяготеющее над душой, которой порой такое деяние не по силам…
здесь дуб посажен в драгоценный сосуд, которому назначение было лелеять в своем
лоне только нежные цветы…”1. С Белинским согласились в том, что
Гамлет – образ, имеющий всеобщее значение: “…это человек, это вы, это я, это
каждый из нас, более или менее, в высоком или смешном, но всегда в жалком и
грустном смысле…”2.  С Гете
начали спорить, и все настойчивее, с завершением романтического периода,
доказывая, что Гамлет не слаб, а поставлен в условия исторической
безысходности. В России  такого рода
исторический поворот мысли был предложен уже В. Г. Белинским. Что же касается
слабости Гамлета, то, находя своих приверженцев, все чаще эта теория
встречалась с опровержением.

   На протяжении XIX в. суждения о Гамлете
касались, прежде всего, выяснения его собственного характера.      

Сильного или слабого; самопогруженного, представляющего,
прежде всего самоанализ, “эгоизм, а потому безверье”, в противоположность
нравственному идеализму Дон Кихота. Таким его увидел И. С. Тургенев в
знаменитой статье “Гамлет и Дон Кихот”(1859), еще десятью годами ранее дав
современное воплощение вечного образа в рассказе “Гамлет Щигровского уезда”. В
английском шекспироведении, напротив, утвердилась традиция видеть в случае с
Гамлетом трагедию, пережитую нравственным идеалистом, вступившим в мир с верой
и надеждой, но болезненно потрясенным гибелью отца и изменой матери. Именно
такую интерпретацию  предложил в своей
классической работе “Шекспировская трагедия” А. С. Брэдли (1904). В каком-то
смысле углублением и развитием этой концепции явилось фрейдистское прочтение
образа, намеченное самим Фрейдом и подробно разработанное его учеником Э.
Джоунзом, в духе психоанализа представившим трагедию Гамлета как результат
Эдипова комплекса: неосознанной ненависти к отцу и любви к матери.

   Однако
в XX веке все чаще стало раздаваться предупреждение, которым начал свое
знаменитое эссе о трагедии Т. С. Элиот, сказавший, что “пьеса “Гамлет” –
первостепенная проблема, а Гамлет как характер – только второстепенная”. Понять
Гамлета – значит понять  законы
художественного целого, в рамках которого он возник. Сам Элиот счел, что
Шекспир в этом образе гениально угадал рождение человеческих проблем, настолько
глубоких и новых, что не смог ни дать им рационального объяснения, ни найти для
них адекватной формы, так что в художественном отношении “Гамлет” – великая
неудача.

  Около этого времени в России начинает
складываться анализ трагедии “Гамлет” с точки зрения жанровой структуры,
проведенной Л. С. Выготским. Задавая вопрос: “Почему медлит Гамлет?” –
замечательный лингвист и психолог ищет ответ в том, как, согласно законам
построения и воздействия трагедии, в ней сосуществуют фабула, сюжет и герой,
приходя в неминуемое противоречие. И в этом смысле “Гамлет” не нарушение жанра,
а идеальное осуществление его закона, определяющего для героя в качестве
неизбежного условия существование в нескольких планах, которые он тщетно
пытается свести и сводит лишь в финале, где акт отмщения совпадает с актом его
собственной смерти.

   Гамлет – герой
интеллекта и совести, и этим он выделяется из всей галереи шекспировских
образов. Только в Гамлете соединились блестящая цивилизованность и глубокая
чувствительность, усовершенствованный образованием ум и ничем не поколебленная
нравственность. Он ближе, роднее нам, чем все другие герои Шекспира, и силой
своей и слабостью. С ним гораздо легче мысленно подружиться, через него как бы
сам Шекспир непосредственно общается с нами. Если Гамлета так легко полюбить,
то это потому, что в нем мы чувствуем в какой-то мере себя; если иногда так
трудно его понять, то это потому, что мы и себя не совсем еще хорошо поняли.

Список литературы

Гете И. В. , Годы учения Вильяма Мейстера, собр. соч. в 13
томах, т.VII - М.,
Художественная литература, 1978, стр. 248.

Белинский В. Г. 
“Гамлет”, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета - М., государственное
издательство художественной литературы,1948, стр.301.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Affirmative Action Debate Essay Research Paper Affirmative
Реферат Gender In The Workplace Essay Research Paper
Реферат Blasted Wabbitt Essay Research Paper Insomnia is
Реферат LIFE IN THE SIXTIES Essay Research Paper
Реферат Digestion and absorption of carbohydrates
Реферат Декларация прав человека и гражданина 1793 года
Реферат Европейская Конвенция по правам человека и российское законодательство
Реферат Панель управления Windows XP
Реферат Проверка материально-производственных запасов при проведении аудита
Реферат Анализ метафор в произведении Бернарда Шоу Дом где разбиваются серд
Реферат 4. Справочники в составе иаис сферы образования
Реферат Нормобарическая гипокситерапия в реабилитации детей с различными заболеваниями
Реферат Способы измерения теле и радио аудитории
Реферат Проблеми автоматизації схемотехничного проектування нелінійних вузлів радіоелектронної апаратури
Реферат Топики для сдачи экзамена по английскому языку в 11-ом классе Шпаргалка