Критика российской действительности в пьесе
А.М.Горького “На дне”
Хорошо, когда прочитанная книга оставляет след в душе. И если он
яркий, мы вдруг задумываемся над тем,
какое значение имеет для нас это произведение, что оно дало нам.
Со времени создания пьес Горького прошло много лет, но и теперь
они читаются и идут в театрах. Видимо,
им предопределена долгая жизнь. Можно сказать, что это - энциклопедия
предреволюционной России, история,
запечатленная мастерски и жизненно, но нельзя забывать, что в них много
общечеловеческого, подходящего не
только к прошлой, но и к нынешней жизни.
“Человек - это великолепно! Это звучит... гордо!” Эти слова,
сказанные на заре ХХ века, определяли твор-
ческую линию писателя. Он любил людей, поэтому его воображение,
пронизанное прекрасной мечтой о вели-ком призвании человека, рождало такие
изумительные образы, как Данко.
Но он же выступал и со страстным, горячим протестом против всего,
что принижало человека, против всех
“свинцовых мерзостей жизни”.
В пьесе “На дне” с большой силой и непревзойденным художественным
мастерством показаны те ужасные
условия жизни, которые толкают на “дно” ее, в “яму”. И тогда человек
перестает быть человеком. Да разве ж
это люди обитают в омерзительной ночлежке Костылева ? Они утратили все
человеческое, потеряли даже об-лик человека, превратились в жалких,
никому не нужных существователей.
Конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними
случилось: у них не хватило твердости или уме-ния бороться с судьбой,
желания трудиться, преодолевать трудности. Но виноваты и социальные
условия. Это
была эпоха быстрого обогащения одних и обнищания других, эпоха, когда
рушились остатки вековых устоев. В
каждой загубленной судьбе мы видим сплав общественных и личных проблем.
Но даже и здесь, “на дне” жизни, действуют свои неумолимые
волчьи законы. Здесь свои “короли” и под-
властные, эксплуататоры и эксплуатируемые, хозяева и работники. Законы
общества преследуют человека от
рождения до смерти, от царских чертогов до вонючей ночлежки. Только в
последних все гораздо обнаженнее, а
отношения более дикие. И в этом обвинение строю и обществу! Жизнь
здесь для нормального человека хуже
каторги. Она толкает людей на преступления, черствость, бесчестность.
Ворует Васька Пепел, умирает в страш-
ных муках Анна, идет на самое ужасное в жизни Настя, окончательно спивается
Актер. Они уже не поднимутся.
А ведь это люди, которые знали когда-то и другую жизнь. И поэтому
полна страстных мечтаний о будущем
Наташа, думает о светлых чувствах Настя, верит в свою мечту больной и
опустившийся Актер. У них только и
осталось в жизни, что вера. “У нас нет имени! Даже собаки имеют клички, а
мы нет!” - с горьким чувством вос-
клицает Актер. И в этом возгласе нестерпимая обида человека, выброшенного
за борт жизни. У них отняли все, у этих забытых людей, но не смогли
отнять веры в лучшее. Этим качеством с избытком обладал сам Горький,
наделял он им и своих героев.
Странник Лука, появляющийся в пьесе, сумел заронить и зажечь в
сердце каждого искру надежды и мечты. Но после его ухода еще тяжелее
стала жизнь ночлежников. Люди эти так изломаны, что им уж нечего ждать. И
надежда, оброненная Лукой, лишь разбередила их раны. Поманил странник, а
дороги не показал.
Как ореховая скорлупа, раздавлены мечты Клеща о лучшем времени, и
в результате мы видим его падшим
крайне низко: “Никогда уже он не выберется отсюда”. И читателю становится
не по себе от этих слов.
Пьеса утверждает: так больше жить невозможно !
Многие свои мысли вкладывает автор в уста Сатина. Порой странно
слышать такие высокие слова от ка-
торжника и шулера. Мы понимаем, что в Сатине погибли недюжинная натура,
сильный, ясный ум. Гордые сло-
ва о человеке стали крылатыми, они заставляют верить, что люди достойны
лучшей участи.
Пьеса “На дне” проникнута горячим и страстным призывом любить
человека, сделать так, чтобы имя это
действительно звучало гордо. Пьеса имела огромный политический резонанс,
звала к переустройству общества,
выбрасывающего людей “на дно”. Нет и не может быть счастья, пока человек несвободен, пока несправедли-
вость господствует на каждом шагу. Человек достоин счастья и свободы потому
уже, что он Человек !
Сейчас, в эпоху, когда мы вновь заговорили о гуманизме и
милосердии, когда призываем “милость к пад-
шим”, пьеса Горького обретает иное значение. Это не только исторический
документ, не просто выдающееся
творение человеческого ума, это и произведение, которое вновь и вновь
будет обращать взоры людей к вечным
проблемам добра, милосердия, социальной справедливости.