«ВИШНЁВЫЙ САД» А.П. ЧЕХОВА
Творчество великого русского писателя Антона Павловича Чехова относится к
концу XIX века. Он родился в 1860 году, то есть его рождение практически
совпало с реформой 1861 года, и формирование личности писателя шло уже в
после реформенной России, состояние которой он прекрасно изобразил в своих
произведениях.
Чехов стремился к тому, чтобы в его пьесах господствовала
жизненная правда, неприкрашенная, во всей её обычности, будничности.
Показывая естественное течение повседневной жизни обычных людей,
Чехов кладёт в основу своих сюжетов не один, а несколько
органически связанных, переплетающихся между собой конфликтов. При
этом ведущим и объединяющим является по преимуществу конфликт
действующих лиц не друг с другом, а со всей окружающей их
социальной средой.
В пьесе «Вишнёвый сад» основной конфликт, отражая глубокие
общественные противоречия конца XIX – начала XX века, заключается в
желании Раневской сохранить за собой вишнёвый сад и в стремлении
Лопахина превратить вишнёвый сад в капиталистическое предприятие.
Но, подчёркивая индивидуальные положительные особенности
дворянских персонажей, Чехов убедительно показывает, что, будучи
представителями паразитического класса, отживающих общественных
отношений, они являются отрицательными в своих определяющих чертах.
Так, доброта Раневской не выражает её жизненных принципов. Это
лишь условность, видимость, манеры поведения человека по существу
откровенно эгоистичного. Эгоизм Раневской воспитан в ней всем
образом её жизни, привычкой к тому, чтобы люди преклонялись перед
её богатством, благоговели перед её красотой и выполняли её
прихоти.
Смысл жизни она видит лишь в сменяющихся личных удовольствиях,
в сердечных увлечениях, но и здесь она не обладает ни глубиной, ни цельностью чувств. В сущности – это всего-навсего чувствительно-
слезоточивая, капризная и легкомысленная барыня, с весьма не
глубокими, быстроменяющимися настроениями. Лично у меня Любовь
Андреевна вызывает неприязнь, это действительно человек прошлого,
отживающий свой век, потому что она уже не сможет жить по-новому,
не сможет изменить свои жизненные принципы. У действующих лиц
«Вишнёвого сада» противоречие между социально-типическим и
индивидуальным наиболее резко проявляется в характере купца
Лопахина.
Лопахин не является той общественной силой, которая была
способна в корне изменить жизнь и внести в неё начала подлинной
справедливости и красоты. Свою огромную энергию, хозяйственную
практическую сметку он направляет на удовлетворение не общественных
интересов, и личных стремлений к наживе и обогащению.
Но у Лопахина есть такие индивидуальные качества, которые
находятся в противоречии с сущностью его характера. Это известная
мягкость, доброта, лиризм, стремление к красоте. Разве типично для
купца сочувствие Раневской, стремление помочь помещице спасти
вишнёвый сад от продажи и появления неловкости оттого, что
приобрёл вишнёвый сад именно он. Разве типична для купечества
такая черта Лопахина, о которой говорит Трофимов: - «тонкая, нежная
душа»?
Но поступки Лопахина определяются не этими частными,
индивидуальными чертами, а теми, которые отражают социально-типическую
сущность его характера. Несмотря на свойственную ему
сентиментальность, Лопахин купил имение Раневской, которой он многим
обязан, он явно бестактно, при ней начинает рубить вишнёвый сад.
На мой взгляд, Лопахин – человек цели, и как он ведёт себя с
Раневской и остальными, это не имеет большого значения - главное то, что это человек практичный, жизнедеятельный и на него всегда можно положиться, ведь это человек настоящего.
Ответственность за завтрашний день в пьесе ложиться на молодое
поколение его представителем является Петя Трофимов.
Трофимов – демократ по происхождению, по привычкам и убеждениям.
Создавая образы Трофимова, Чехов выражает в этом образе такие
ведущие черты, как преданность общественному делу, стремление к
лучшему будущему и пропаганда борьбы за него, патриотизм,
принципиальность, смелость, трудолюбие. Трофимов несмотря на свои 26
или 27 лет, имеет за плечами большой и тяжёлый жизненный опыт. Его
уже два раза исключали из университета. У него нет уверенности,
что его не исключат в третий раз и что он не останется «вечным
студентом».
Эгоизму помещиков и купцов Трофимов противопоставляет свою
преданность общественному делу, свой патриотизм.
Трофимов – человек именно такого мировоззрения, и это является
причиной его абстрактных представлений о будущем и о путях борьбы
за него.
Драматургия Чехова, откликавшаяся на актуальные вопросы своего
времени, обращавшиеся к повседневным интересам, переживаниям и
волнениям обычных людей. Поэтому она всегда оказывала на читателей
и зрителей огромное влияние.