ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ А. А. ФЕТА
А. А. Фет — поэт лирический и только лирический, что было особенно
ненавистно большинству его современников. И это удивляет, потому что при
наличии самой развитой и передовой в мире литературы в России активно
существовала самая реакционная и самая примитивная литературная критика.
Единственное положение, которым руководствовался средний российский критик,
— общественная полезность произведения. Однако несмотря на ругательные
статьи, популярность Фета в России была чрезвычайно велика. Это
свидетельствует как о большом его таланте, так и о необычайно высоко
развитом вкусе читающей публики. Содержанием поэзии Фета всегда была
красота окружающего мира и природы и, конечно, любовь. В этом смысле
действительно глубоко прав Писарев: стихи Фета бесполезны практически. В
них ничего нет, кроме нежных движений человеческой души.
В моем саду, в тени густых ветвей Поет в ночи влюбленный соловей.
У Фета в стихах есть все, что должно быть в поэзии: «любовь и кровь»,
«морозы и розы». Его природа персонифицирована и одухотворена — это роднит
его с Тютчевым:
Как майский глубокий Зефир, ты, мой друг, хороша.
У него все живо, все дышит, способно плакать, радоваться и грустить:
В небесах летают тучи, На листах сверкают слезы, До росы шипки грустили, А
теперь смеются розы.
Часто, чтобы ярче представить сущность жизни, поэты создают для нее
специальные образы. Так, Данте выписал человеческое зло в девяти
грандиозных кругах своего «Ада». Полонский стянул и сжал обычное содержание
человеческой жизни в тесный мирок насекомых. Для Фета жизнь состоит в
медленном, но беспечном сосуществовании природы и человека:
Какой горючий пламень
Зари в такую пору!
Кусты и острый камень
Сквозят по косогору.
Ушли за днем послушно
Последних туч волокна...
О, как под кровлей душно,
Хотя раскрыты окна.
Поэзия для Фета — высший род художества. Она по-своему заключает в себе
элементы всех других искусств. Как истинный поэт, он наделяет свое слово и
музыкальными звуками и красками и пластическими формами. У различных поэтов
легко заметить преобладание того или другого из этих элементов. У Фета
поэзия и живописна и музыкальна. Картины природы, нарисованные Фетом в
стихах, играют всеми цветами, а сами стихи звучат, как хорошо настроенный
инструмент в руках мастера:
Смотри, красавица, — на матовом фарфоре Румяный русский плод и южный
виноград. Как ярко яблоко на лиственном узоре! Как влагой ягоды на солнышке
горят.
Мастер рисует эту картину медленными, тягучими, густыми мазками. Огромное
количество глухих согласных в каждой строфе замедляет речь, делает ее
тягучей, созвучной поэтическому языку XX века. Стоит вспомнить
мандельштамовское: «Золотистого меда струя из кувшина текла...» —
ритмический и музыкальный рисунок цитируемого стихотворения резонирует и
совпадает с фетов-ской мелодикой и ритмикой.
Образы природы, нарисованные Фетом, завораживают. Они безупречны. Но эта
безупречность тепла и полна скрытой жизни:
Уснули метели С печальной зимой, Грачи прилетели, Пахнуло весной.
Широкая карта Полночной земли Чернеет, и марта Ручьи потекли.
Для песни полночной
Отныне живи,
Душой непорочной
Предайся любви.
Даже запись в альбом, поэтический пустяк он превращает в эстетическое
событие: «Среди фиалок в царстве роз / Примите искренний поклон...» Его,
фетовские леса «благоуханны», тропинки «желты», растения он наделяет
«царственной мудростью», луговая трава в его стихах «осыпана жемчугом», а
не росой, ночь «сладострастна», а еще:
На природе с каждой каплей Зеленеет вся одежда, В небе радуга сияет, Для
души горит надежда.
При всем различии разобранных здесь стихотворений они сходятся в том, что,
по мысли и внутреннему чувству Фета, все значение поэзии — в безусловном
независимом от внешних или практических целей и намерений, самозаконном
вдохновении, создающем то прекрасное, что по своему существу есть
нравственное и доброе.
Этим достаточно определяется значение поэзии Фета, а содержание ее
раскрывается при последовательном прочтении всего ряда его стихотворений.