Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»
Общественная атмосфера конца 60-ых годов и её отражение в идеологическом
романе «Преступление и наказание». С такими мыслями приступил Ф.М.
Достоевский к одному из ключевых произведений своего творчества – к роману
«Преступление и наказание». Это одна из самых сложных, исторически важных,
интересных книг в истории литературы. Писатель начинал работу над ней в
условиях трудного времени. Россия вступает в сумеречную переходную эпоху,
эпоху реформ, прозванную «железным веком». Петербург становится её
олицетворением.
Есть два Петербурга. Один – город, ослепляющий своей красотой, творение
гениальных архитекторов. Петербург петровских времен, дворцовых
переворотов, пышных балов и роскошных приемов, Петербург Дворцовой площади
и Дворцовой набережной. Но есть и другой Петербург – город грязных дорого,
пыльных улиц, бедных людей, живущих в тесных клетушках.
С самых первых страниц романа перед нами предстает Петербург, но автор
описывает не его божественное величие, не ослепительную красоту, не жизнь
высшего света. Достоевский решает показать читателю другую сторону северной
столицы, помещая главных героев не в центре города, где бьет ключом жизнь
аристократов, а на окраине Петербурга. На улицах города происходят ужасные
вещи. Здесь кончают жизнь самоубийством, просят милостыню, совершают
убийства, видят страшные сны. Но никто не приходит на помощь. Все как будто
ослепли и оглохли. Никто не видит страданий, переполняющих сердца, не
слышит криков души о помощи, никто не проявит хоть капли сострадания. Все
погружены в себя, в свои собственные проблемы.
Здесь же мы видим главного героя романа, студента Петербургского
университета, Родиона Раскольникова. На протяжении целого месяца его
преследовало «болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от
которого морщился». Одинокий юноша, брошенный в круговорот общественных
страстей, лишенный прочной духовной почвы втянутый в идейную борьбу,
вступает в болезненные отношения с миром. Живет он в «крошечной клетушке,
шагов шесть длиной, имевшей самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными
и всюду отстающими от стен обоями». Сцена знакомства Раскольникова с
Мармеладовым в трактире задает тон всему повествованию. «Понимаете ли вы,
милостивый государь, что значит, когда некуда больше идти…», «А коли не к
кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же чтобы всякому человеку хоть
куда-нибудь можно было пойти…» – так происходит знакомство Раскольникова и
Мармеладова, обедневшего чиновника «с отекшими от постоянного пьянства
веками». Исповедальный монолог Мармеладова, который тут же выслушивает
главный герой, окрашивает всю ситуацию в драматические тона. Под пьяный
хохот и ядовитые насмешки посетителей распивочной рассказывает чиновник
историю своей жизни. В романе возникает образ Петербурга мертвенного,
холодного, равнодушного к судьбам людей. Семья Мармеладова многодетная:
больная жена – Катерина Ивановна и четверо полураздетых детей. Катерину
Ивановну, которую погубило противоречие между прошлой обеспеченной и
богатой жизнью и жалкой, нищенской настоящей, преследуют глубокий,
страшный, чахоточный кашель, бессонные ночи в ожидании мужа, плач голодных
детей. Соня Мармеладова, старшая из детей, вынуждена торговать собой. Не
пойди Соня на улицу, умерли бы с голоду её домочадцы. Даже самоубийство как
достойный выход исключено. Соня становится грешницей, жертвует собой,
отказывается от себя, но вера в Бога, как единственная надежда на спасение,
не покидает её. Она живет в «большой комнате, но чрезвычайно низкой»,
которая походила на «сарай, имела вид весьма неправильного
четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое», «желтоватые,
обшмыганные и истисканные обои», «бедность была видимая; даже у кровати не
было занавесок». + Все герои, поставленные в невыносимые для жизни условия,
находятся в непрерывном нервном напряжении. Они озлоблены на себя, на своих
близких, на окружающий мир. Герои не могут мириться с такой жизнью, злоба
на которую доводит до остервенения. Так они создают свои теории, идеи,
воплощение которых в жизнь приводит к непоправимым последствиям. Все герои
отчасти становятся преступниками.
Так что же такое Петербург для Достоевского? «…Петербург, не знаю почему,
для меня всегда казался какою-то тайною. Ещё с детства, почти затерянный,
заброшенный в Петербурге, я как-то все боялся его». Можно прийти к выводу,
что Петербург для Достоевского город одиноких, несчастных людей, город
тесных пыльных, вонючих улиц, город убийств и кошмаров. …Автор решает освободить главных героев. Отправляя их в Сибирь, на
каторгу, он дарит им свободу, позволяет обрести искреннее раскаяние,
душевное спокойствие, помогает найти любящего, необходимого человека.