ЦЕНА СЫНОВЬЕГО ПРЕДАТЕЛЬСТВА.
По повести Ф. Абрамова «Поездка в прошлое».
Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь, - на самом деле то, что именуют мной, - не я один. Нас много. Я – живой.
Н. Заболоцкий.
Все мы в долгу перед прошлым и будущим, каждый из нас отвечает за
свое время. Но не бывает чувства ответственности без чувства памяти,
сопричастности жизни. «Поездка в прошлое» Ф. Абрамова – живая боль о
времени, когда внушалось: «Предай в пути родного брата… и зверствуй именем
вождя».
В произведении Абрамова раскрываются проблемы человечности, совести
и сострадания, а также такие проблемы, как потеря чувства ответственности
за происходящее вокруг, воспитание уважения к предыдущим поколениям,
укрепление исторической памяти народа.
Главное событие в повести «Поездка в прошлое» происходит в сознании
прозревающего главного героя Кабылина Никифора Ивановича, который только
сейчас начал задумываться о своей ошибке. И тяжесть переживаний о
совершенном стала невыносимой сердечной болью. Микша пытается вывернуть
«наизнанку всю свою жизнь», чтобы оправдать слова соседки-старухи: «Скажи
Никифору, что у отца нету зла на него. Не он виноват. Дядья его таким
сделали».
Теперь, когда герой изменился, познал истину и мучается из-за своего
предательства, он хочет изменить отношение к отцу, попросить у него
прощения, но уже поздно. И поэтому Микша заходит в тупик, ищет новые пути
для успокоения своей совести.
Мы меняемся с возрастом, меняются наши взгляды на жизнь, отношение к
людям. Мы становимся старше. Умнеем ли мы с возрастом. Считается, что да,
умнеем ради того, чтобы как можно вернее отличать добро от зла.
Кроме того, нас меняет требование времени (или судьбы) четко
заявлять о своей позиции. Четко, открыто. Тогда-то мы и становимся ясны
самим себе и окружающим. Тогда и понятно, кто мы на самом деле. Такой же
процесс происходит с Н. И. Кобылиным. На протяжении всей повести автор
доказывает на многочисленных приемах, что и в нечеловеческих условиях можно
остаться людьми. Наряду с ''погружением во тьму'' ищет противоположное
движение: от тьмы к свету. Символично, что героя на середке жизни застает
снегопад: ''вмиг стало слепо, бело, залепило глаза – неизвестно куда и
ехать'', даже ''пролетающие где –то над головой гуси'' и те теряются ''в
этой заварухе''. Фон, на котором развивается событие, весьма безрадостный:
мрачный, темный, страшный.
Горькое похмелье, прозрение, осмысление и осознание погубленной и
бесцельно прожитой жизни. Шаг за шагом ведет писатель своего героя через
трудности, заблуждения и ошибки к нравственной зрелости.
Происходит неизбежное крушение, все становится на свои места: и
кремневые головорезы-дядья, которых всегда сопровождал праздник с красными
знаменами, и тихий, мягкий, мужественно защищавший крестьян отец, которого
Микша предал, презирал и стыдился. А. Абрамов пишет: ''Он повернул голову
на восток и увидел там черную громадину часовни, освещенную заревом
свечей''.
Писатель учит нас милосердию, высокой нравственности,
гражданственности, учит быть ''людьми из тех людей, что людям, не пряча
глаз, глядит в глаза''.