Роль эпилога в одном из произведений русской
литературы XIX века.
Эпилог
представляет собой итог романа. В произведениях Л. Н. Толстого и Ф. М.
Достоевского роль эпилога чрезвычайно велика. Во-первых, эпилог логически
завершает сюжет произведения, во-вторых, эпилог содержит авторскую философскую
и жизненную позицию, оценку сюжетных событий и персонажей. Посмотрим, как
достигают этих целей авторы романов «Война и мир» и «Преступление и наказание».
В
романе «Война и мир» две самостоятельных части эпилога соответствуют двум
вышеназванным целям. Философская позиция Толстого настолько отдалена от сюжета
произведения, что могла бы существовать самостоятельно, в качестве философского
трактата.
Сюжетная
развязка (первая часть эпилога) занимает существенно меньшую часть эпилога.
Прямо
противоположным образом строит свой эпилог в «Преступлении и наказании»
Достоевский: фактическое описание жизни героев тесно, буквально неотделимо связано
с его философской концепцией. Так, например, реальное описание сна Раскольникова
на каторге о причинах (страшных вирусах гордыни и честолюбия), погубивших все
человечество, одновременно является показом гуманистических убеждений
Достоевского; раскаяние Раскольникова в его преступлении, в неверии в Бога отражает
стремление к Богу самого Достоевского; установившиеся отношения Сони и
Родионова провозглашают идеал Достоевского человеколюбия.
Нельзя
сказать, что первая часть эпилога «Война и мир» не содержит авторской позиции.
Напротив, первая часть эпилога так не богата выражением авторской позиции, как
и весь роман Толстого. Но, в отличие от второй части и в отличие от эпилога
Достоевского, первая часть содержит лишь описания фактов, подчеркивающих позицию
Толстого, причем в описаниях этих фактов автором искусно вставлены
многочисленные свои наводящие линии. Так, Толстой показывает нам своих героев
уже после событий войны 1812 года (действие эпилога происходит в 1821 году).
Пьер стал прекрасным мужем, семьянином, настоящим человеком, приятным и даже
необходимым в общении. Тот первый жизненный цикл, который наметил для своего
героя Толстой, пройден с честью. Что ждет героя дальше? Тихая, уютная семейная
жизнь? Занятие поместьем? Нет. На эти вопросы автор дает совсем другой ответ:
Пьера ждут новые испытания. Испытания, связанные с участием Пьера (как мы
понимаем Пьер станет декабристом, примет участие в восстании! на Сенатской
площади). Так Толстой доказывает нам, «что люди, как реки», все время меняются,
ищут что-то, к чему-то стремятся, и это стремление к гармонии, к истине делает
их «вполне хорошими». Удивляет нас в эпилоге образ Наташи, ставшей сильной,
мудрой, плодовитой. Она совсем не походит на ту девочку, грациозную,
жизнерадостную, какой мы видим ее в начале романа.
Смысл
жизни Наташи – в материнстве. А именно так представляет судьбу и предназначение
женщины сам Толстой. Николай Ростов вполне добропорядочный средний человек,
привыкший подчинятся и не сомневаться. Марья Волконская (теперь уже Ростова) находит
свое счастье в семье. Младший Волконский, Николенька, только начинает жизнь, и
мы надеемся, что он также достойно пройдет свой жизненный путь, как и его отец.
Таким
образом, рассказывая о судьбах героев в первой части эпилога, Толстой достигает
того, что любому внимательному читателю приходит на ум те самые выводы, которые
и желает получить от него автор, несмотря на то, что сам автор эти выводы не
формулирует.
Как
в «Войне и мире», так и в «Преступлении и наказании» практически все выражения
философской позиции автора сосредоточены в эпилоге. Рассматривая концепции
Достоевского и Толстого, нетрудно заметить, что их с трудом удается сопоставить
либо противопоставить. И неудивительно: авторы рассматривают и разрешают разные
философские вопросы.
Достоевского
интересуют проблемы добра и зла, сущность человека, падения и возрождения души
человека. Его позиция – гуманизм, любовь к человеку, кто бы он ни был. Поэтому
он дает возможность своему грешному герою, Родиону Раскольникову, прозреть и
ужаснуться содеянному, поверить в любовь и возрождение своей души. Поэтому
роман заканчивается фразой: «Но тут уже начинается новая история, история
постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного
перехода из одного мира в другой, знакомство с новою, доселе совершенно
неведомую действительность…» Толстой же, в отличие от Достоевского задается
более глобальной проблемой: «Что движет миром, его историей?» И дает на него
ответ: «Законы необходимости». Его позиция - фатализм.
Несмотря
на разницу подходов писателей, есть философские вопросы, на которые они оба
дают ответы. Одним из таких вопросов является вопрос о роли человека в
окружающем его мире.
Как
«Преступление и наказание», так и все другие произведения Достоевского
посвящены изучению сущности человека, и уже в этом проявляется то, что
Достоевский отводит человеку ключевую роль в мироздании. Примеры из
«Преступления и наказания» тому подтверждение. «Это человек-то вошь!?» -
восклицает Соня, которая в данном вопросе выражает авторскую позицию. Все
положительные герои «Преступления и наказания» стоят на позициях человеколюбия,
и лишь после принятия этой позиции способен возродиться Раскольников.
Совсем
другую роль отводит человеку Толстой: по его мнению, человек – лишь пешка в
сложной игре, исход которой предопределен, и цель пешки - осознать правила игры
и следовать им (и в таком случае оказаться в числе победителей и праведников),
в противном случае пешка будет наказана судьбой, сопротивление которой
бесполезно. Гигантская иллюстрация такой позиции – картины войны, где все,
включая царей и великих полководцев, бессильны перед судьбой, где побеждает
тот, кто лучше понимает законы необходимости и не противиться им (Кутузов).
Очень
интересны предпосылки, из которых великие писатели заключают о равенстве всех
людей: Достоевский ценит каждого человека столь высоко, что никто не может
превзойти этого человека в глазах писателя (поэтому все люди индивидуальны, все
люди равны как божеское творение). Толстой же утверждает, что любой человек
(даже Наполеон) одинаково беспомощен перед судьбой, и поэтому все люди равны.
В
эпилогах окончательно проявляется взгляд писателей на Бога. Достоевский никак
не упоминает Бога в связи с фактическими происшествиями, не утверждает его
влияние на судьбы людей. Однако все положительные герои в «Преступлении и наказании»
набожны (включая исправившегося Раскольникова). И притча о воскрешении Лазаря
проходит лейтмотивом через весь роман. Достоевский ценит христианскую религию
за ее человеколюбивые заповеди, которые совпадают с его философскими убеждениями.
Отношение
Толстого к Богу куда более сложное. Это - отрицание Бога общепринятого, с одной
стороны, и в то же время – одобрение веры в Бога, как в высшее провидение (оно
же – законы необходимости). Примером одобрения такой веры служат образ Пьера
Безухова, после долгих лет скитаний и испытаний пришедшего к Богу.
Как
видно из вышесказанного, в эпилогах обоих произведениях авторами разрешаются
многие важнейшие философские вопросы, которые было бы проблематично разрешить по
ходу произведения.
Безусловно,
в эпилоге «Войне и мира» представлена более широкая философская позиция, чем в
эпилоге «Преступления и наказания». Отличие эпилога Толстого и в том, что для
подтверждения своей позиции во второй части эпилога он не использует сюжетного
материала своего произведения, а пользуется вновь придуманными аргументами.
Особа следует отметить необыкновенное новаторство Толстого, превратившего
эпилог из небольшого придатка или просто последней главы в самостоятельное
произведение, роль которого сравнима с ролью основной части «Войны и мира».
Таким
образом, мы видим, что в обоих произведениях эпилоги играют огромную роль,
завершая сюжетную линию и показывая философскую концепцию автора. Кроме того, в
«Войне и мире» вторая часть эпилога служит доказательством философской позиции
Толстого, и ее значение сравнимо со значением основной части романа. Вторая
часть эпилога в романе «Война и мир», представляет собой историко-философский
трактат, мировоззренческий итог многолетних поисков и размышлений автора на
заданную тему.
Вспомним
заключительную фразу романа: «… в настоящем случае… необходимо отказаться от
несуществующей свободы и признать неощущаемую нами зависимость».
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
http://lib.sportedu.ru