Сюжетно-композиционное
своеобразие одного из произведений русской литературы XX века.
Наиболее ёмко и
совершенно философские размышления И.А. Бунина о прошлом и будущем, тоска по
уходящей патриархальной России и понимание катастрофичности грядущих перемен
отразились в рассказе “Антоновские яблоки”, который был написан в 1900 году, на
рубеже веков. Дата эта символична, поэтому и привлекает особое внимание. Она
разделяет мир на прошлое и настоящее, заставляет ощутить движение времени,
обратиться к будущему. Именно эта дата помогает понять, что рассказ начинается
(“...Вспоминается мне ранняя погожая осень”) и заканчивается (“Белым снегом путь-дорогу
заметал...”) нетрадиционно. Образуется своеобразное “кольцо” – интонационная
пауза, которая делает повествование непрерывным.
Фактически
рассказ, как и сама вечная жизнь, не начат и не закончен. Он звучит в
пространстве памяти и звучать будет вечно, так как в нём воплощена душа
человека, душа многострадального народа. В нём отражена история государства
Российского.
Особое внимание
следует обратить на композицию произведения. Автор разделил рассказ на четыре
главы, и каждая глава – это отдельная картина прошлого, а все вместе они
образуют целый мир, которым так восхищался писатель.
В начале первой
главы описан удивительный сад, “большой, весь золотой, подсохший и поредевший”.
И кажется, что жизнь деревни, надежды и помыслы людей – всё это как будто на
втором плане, а в центре прекрасный и таинственный образ сада, и сад этот –
символ Родины, и включает он в своё пространство и Выселки, которые “...ещё со
времён дедушки славились богатством”, и стариков и старух, которые “жили...
очень подолгу”, и большой камень около крыльца, который хозяйка “сама купила
себе на могилу”, и “овины и риги, крытые впричёску”. И всё это живёт вместе с
природой единой жизнью, всё это неотделимо от неё, поэтому таким чудным и
далёким кажется образ проносящегося мимо Выселок поезда. Он – символ нового
времени, новой жизни, которая “всё громче и сердитее” проникает в устоявшийся
русский быт, и дрожит земля, как живое существо, и человек испытывает какое-то
щемящее чувство тревоги, а потом долго смотрит в “тёмно-синюю глубину” неба,
“переполненную созвездиями”, и думает: “Как хо! лодно, росисто и как хорошо
жить на свете!” И в этих словах заключена вся тайна бытия: радость и скорбь,
мрак и свет, добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, в них прошлое,
настоящее и будущее, в них вся душа человека.
Вторая часть,
как и первая, начинается с народной мудрости: “Ядрёная антоновка – к весёлому
году”, с добрых предзнаменований, с описания урожайного года – осени, которая
была порой престольных праздников, когда народ “прибран, доволен”, когда “вид
деревни совсем не тот, что в другую пору”. Проникновенной поэзией согреты
воспоминания об этой сказочно богатой деревне с кирпичными дворами, которые
были построены ещё дедами. Всё вокруг кажется близким и родным, и над усадьбой,
над деревней ощущается удивительный запах антоновских яблок. Этот сладостный
запах воспоминаний тонкой нитью связывает в одно целое весь рассказ. Это
своеобразный лейтмотив произведения, и замечание в конце четвёртой главы о том,
что “запах антоновских яблок исчезает из помещичьей усадьбы”, говорит, что всё
меняется, всё уходит в прошлое, что начинается новое время, “наступает царство
мелкопоместных, обедневших до нищенства”. И далее автор пишет, что “хороша и
эта нищенская мелкопоместная жизнь!” И вновь н! ачинает описывать деревню, свои
родные Выселки. Рассказывает о том, как проходит день помещика, подмечает такие
детали, которые делают картину бытия настолько зримой, что кажется, будто
прошлое превращается в настоящее, только при этом привычное, обыденное воспринимается
уже как утраченное счастье. Возникает это ощущение ещё и потому, что автор
использует большое количество цветовых эпитетов. Так, описывая во второй главе
раннее утро, герой вспоминает: “...распахнёшь, бывало, окно в прохладный сад,
наполненный лиловатым туманом...” Видит он, как “сучья сквозят на бирюзовом
небе, как вода под лозинами становится прозрачной”; замечает он и “свежие,
пышно-зелёные озими”.
Не менее богата
и разнообразна и звуковая гамма: слышится, “как осторожно поскрипывает...
длинный обоз по большой дороге”, раздаётся “гулкий стук ссыпаемых в меры и
кадушки яблок”, звучат голоса людей. В конце рассказа всё настойчивее слышится
“приятный шум молотьбы”, и “однообразный крик и свист погонщика” сливаются с
гулом барабана. А потом настраивается гитара, и кто-нибудь начинает песню,
которую подхватывают все “с грустной, безнадёжной удалью”.
Особое внимание
в рассказе Бунина необходимо обратить на организацию пространства. С первых
строк создаётся впечатление замкнутости. Кажется, что усадьба – это отдельный
мир, который живёт своей особой жизнью, но в то же время этот мир – часть
целого. Так, мужики насыпают яблоки, чтобы отправить их в город; проносится
куда-то вдаль мимо Выселок поезд... И внезапно возникает ощущение того, что все
связи в этом пространстве прошлого разрушаются, утрачивается безвозвратно
целостность бытия, исчезает гармония, рушится патриархальный мир, изменяется
сам человек, его душа. Поэтому так необычно в самом начале звучит слово
“вспоминается”. В нём светлая грусть, горечь утраты и одновременно надежда.
Необычна и
организация времени. Каждая часть выстраивается по своеобразной вертикали: утро
– день – вечер – ночь, в которой закреплено естественное течение времени. И
всё-таки время в рассказе необычное, пульсирующее, и кажется, что в конце
повествования оно убыстряется: “съезжаются мелкопоместные друг к другу” и “по
целым дням пропадают в снежных полях”. И в памяти потом остаётся только один
вечер, который провели они где-то в глуши. И об этом времени суток написано: “А
вечером на каком-нибудь глухом хуторе далеко светится в темноте зимней ночи
окно флигеля”. И символичной становится картина бытия: дорога, заметаемая
снегом, ветер и вдали одинокий дрожащий огонёк, та надежда, без которой не
может жить ни один человек. И поэтому, по-видимому, автор не разрушает
календарное течение времени: за августом следует сентябрь, потом наступает
октябрь, за ним – ноябрь, за осенью – зима.
И завершается
повествование словами песни, которую поют нескладно, с особым чувством.
Широки мои ворота
растворял, Белым снегом путь-дорогу заметал...
Почему Бунин
именно так заканчивает своё произведение? Дело в том, что автор вполне трезво
сознавал, что “белым снегом” заносит дороги истории. Ветер перемен ломает
вековые традиции, устоявшийся помещичий быт, ломает человеческие судьбы. И
Бунин пытался увидеть впереди, в будущем, тот путь, по которому пойдёт Россия,
но с грустью понимал, что обнаружить его в силах только время.
Итак, главным
символом в рассказе с самого начала и до конца остаётся образ антоновских
яблок. Неоднозначен смысл, вкладываемый автором в эти слова. Антоновские яблоки
– это богатство (“Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась”).
Антоновские яблоки – это счастье (“Ядрёная антоновка – к весёлому году”). И
наконец, антоновские яблоки – это вся Россия с её “золотыми, подсохшими и
поредевшими садами”, “кленовыми аллеями”, с “запахом дёгтя в свежем воздухе” и
с твёрдым сознанием того, “как хорошо жить на свете”. И в связи с этим можно
сделать вывод, что в рассказе “Антоновские яблоки” отразились основные идеи
творчества Бунина, его миропонимание в целом, отразилась история души
человеческой, пространство памяти, в котором ощущается движение бытийного
времени, прошлое России, её настоящее и будущее.
Список
литературы
Для подготовки данной
работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/