Реферат по предмету "Литература и русский язык"


"Странное" в языковом сознании А. С. Пушкина

"Странное" в языковом сознании А. С. Пушкина

Н. А. Купина , О. В. Пушкарева

При
интерпретации и оценке национальной русской картины мира нередко используется
оператор странное, содержащий смысл "необычное, непонятное, непривычное,
не такое, как всегда, и поэтому вызывающее удивление и недоумение".
Странными не только со стороны, но и изнутри (Мы не такие, как все; Умом Россию
не понять; Наш путь необычный, особенный и под., ставшие шаблонными суждения)
кажутся лица, характеры, обычаи русских, некоторые участки вещного мира, мира
идей, эмоций.

Русский
язык выработал разветвленную систему средств, служащих для реализации значения
странного. Эти средства комбинируются в поле, включающее слова, так или иначе
варьирующие значение "странное"; особые синтаксические конструкции,
прежде всего вопросительные; некоторые частицы, союзы (ужли, ужели, ведь,
разве, но) и др. Можно говорить о том, что в русском языке существует
модальность странного 1 .

В
структуру модальности странного 2 входит нормативная картина мира в
представлении говорящего субъекта, субъект модального отношения, объект
модального отношения и само отношение к объекту как странному.

Модальность
странного есть отношение к нарушению стереотипа, свидетельствующее о
невозможности или неспособности субъекта объяснить кажущееся отклонение.

Модальное
отношение странного охватывает многие высказывания, суждения, философские,
публицистические, художественные тексты, связанные с оценкой русской жизни. Для
осмысления странного в национальном бытии и характере целесообразно обратиться
к А. С. Пушкину.

Анализ
языка А. С. Пушкина 3 показывает некатегориальность странного в восприятии
национальным поэтом русской действительности. Об этом свидетельствуют статистические
данные, сведенные нами в таблицу. Дадим некоторые пояснения. В первой колонке
представлены слова группы "странное" в русском языке (цифра около
слова указывает номер его значения в толковом словаре 4 ); во второй приведено
количество конкретных словоупотреблений во всех текстах А. С. Пушкина (или в
пушкинском сверхтексте); в третьей - количество конкретных словоупотреблений в
лирике поэта; в четвертой - количество конкретных словоупотреблений в романе
"Евгений Онегин".

Частотность
слов из ФСГ странное




Слово из ФСГ странное





Количество употреблений







в пушкинском сверхтексте





в стихотворениях





в "Евгении Онегине"







странное





126





7





10







странно





19





1





0







странность





4





2





1







странность (=странные привычки)





15





0





 







таинственный





35





20





7







таинственно





8





6





1







таинственность





4





0





0







фантастический





6





0





0







мистический





5





0





0







неведомый





35





13





0







неведомо





8





0





0







загадочный





3





0





0







загадка





11





2





2







невероятный





2





0





0







невероятность





2





0





0







невероятно





1





0





0







невиданный





2





0





0







небывалый (=необычайный)





1





0





0







небывалый (=вымышленный)





2





2





0







небывальщина





1





0





0







необычайный





5





0





0







необычайно





1





0





0







исключительный





5





0





0







чрезвычайный





10





0





0







необыкновенный





67





1





1







необыкновенно





1





0





0







непостижный





2





1





0







непостижимый





3





0





1







непостижимо





0





0





0







непостижно





0





0





0







непонятный





32





6





3







непонятно





0





0





0







неизъяснимый





32





5





2







неизъяснимо





2





0





0







озадачить





1





0





0







непривычный





1





0





0







непривычно





0





0





0







недоумение/-нье





28





3





3







недоумевать





3





0





0







смутный (=неясный)





7





3





1







смутный (=вызывающий смятение, беспокойство)





9





2





0







темный (=неясный, непонятный)





34





10





3







темный (=вызыв. недоверие, сомнительный, подозрительный)





3





0





1







темно (=туманно, непонятно)





7





1





1







чудесный - 1





11





3





1







чудесный - 2





10





5





0







чудесный - 3





16





8





1







чудесно





4





1





0







чудный - 1





13





1





0







чудный - 2





24





12





3







чудный - 3





21





11





2







чудно





11





1





3







чудо





82





13





1







чудесить





2





1





0







чудеснее





1





1





0







причудливый





0





0





0







причуда





9





0





2







причудник





0





0





0







причудница





3





0





2







дивный





40





22





1







дивно





4





1





0







дивить





2





2





0







дивиться





52





15





2







чудотворный





5





1





1







чудотворец





6





1





0







чудотворица





1





0





0







чудотворно





0





0





0







диковинный





0





0





0







диковина/-нка





1/3





0/0





0/0







удивительный - 1





29





0





0







удивительный - 2





40





0





0







удивить





22





2





2







удивиться





15





2





0







удивление





33





3





1







удивлять





7





1





0







удивляться





28





1





1







потрясать - 4





3





0





0







потрясение - 2





11





0





0







потрясаться





0





0





0







поразить - 4





65





3





4







нелепый





17





1





0







нелепица





1





0





1







нелепость





16





0





0







нелепо





0





0





0







несуразный





0





0





0







чудак





17





1





8







чудаковатый





0





0





0







сумасбродить





1





0





1







сумасбродный





1





0





0







сумасбродство





1





1





0







сумасброд





6





0





2







дикий - 4 //





28





9





0







дикий - 5





2





0





0







дико





8





1





3







диво





25





5





0







дивоваться





2





2





0







надивиться





3





0





0







изумление/-нье





45





1





3







изумлять





2





0





1







изумляться





2





0





0







изумить





45





8





0







изумиться





22





3





0







поразительный





0





0





0






 

Из
таблицы видно, что лексические средства выражения модальности странного в
лирике относительно немногочисленны по сравнению со всем языковым творчеством
поэта. Между тем именно лирика отражает авторское видение мира. Ядерный элемент
поля - слово странное зафиксировано в лирических текстах всего 7 раз; многие
слова группы "странное" А. С. Пушкин вообще не употребляет. Например,
слово непостижимо вообще отсутствует в лексике поэта, ибо для гения А. С.
Пушкина нет ничего непостижимого. Странное для поэта - это прежде всего
"дивящее в силу неожиданности, восхищающее". Отсюда сравнительно
высокая частотность в лирике слов чудесный (16), чудный (25), чудо (13), дивный
(22), дивиться (15). Выделяется также группа слов, связанных общим значением "сверхъестественный,
неразгаданный": таинственный (20), загадочный (22), неведомый (13), темный
(10). Не случайна тенденция к употреблению этих слов при описании романтической
ситуации: И светел ты сошел с таинственных вершин; Вы, тени мирные
таинственного леса; Луна, спокойное сиянье / Твоих таинственных лучей...

В
лирике наблюдается разнообразие объектов модального отношения странного. Эти
объекты принадлежат таким семантическим сферам, как "физический мир",
в частности "мир природы": природа, лес, гром, лучи, равнины, сени
сосен, цветок, ключи; "человек": потомки, дева, певец, Наполеон;
"психический мир": мечты, мечтанье, грусть, унынье, влечение, мысль,
дух, судьба, счастье и др. Значения слов, обозначающих объект модального
отношения странного, колеблется от предельно обобщенного (мир, все, что мило)
до частно-предметностного (ворота, колокольчик).

Странное
имеет отношение к "чужой, иной стране": Ты рождена воспламенять /
Воображение поэтов, / Его тревожить и пленять... / Восточной странностью
речей...

Странное
возникает как неожиданное ощущение поэтом гармонии там, где обыденное сознание
ее не ощущает: Стихи бесстыдные приапами торчат, / В них звуки странною
гармонией трещат; То звуков или слов / Нежданное стеченье... / То странность
рифмы новой, / Неслыханной дотоль.

В
большинстве случаев странное существует на уровне впечатления, первичного
восприятия, фиксируется поэтом в отдельной фразе или строфе и не разрушает
нормативно-ценностную картину мира. Странное, по А. С. Пушкину, не
характеризует русскую действительность как аномальную. Достаточно сказать, что
культурно-этнографические реалии не выступают как объекты модального отношения
странного. Национальное скорее проявляется в изображении эмоций, часто
разноречивых: тайное волнение (любовь); Дивились долгому любви моей мученью
(любовь и страдания); Что ж непонятная грусть / Тайно тревожит меня? (грусть и
тревога); Страшно, страшно поневоле / Средь неведомых равнин (страх,
беспокойство); Непонятно счастье ваше, / Но молчите ж обо всем (счастье,
тревога) и др. Чувства нередко воспроизводятся как неопределенные,
нераспознаваемые, нерасчленяемые: Не страшное влеченье / Чего-то жаждущей души;
Какой-то негой неизвестной, / Какой-то грустью полон я; Неизъяснимый сердца
жар...

Национальное
проявляется и в изображении плена фантазий - неясных, неопределенных, но
неизменно притягательных: И вот уже мечтою странной / Душа наполнилась моя;
Мечтанья смутные в груди моей тая, / Скитаюсь по лугам, по рощам молчаливым, /
Поэтом забываюсь я; Он оживляет тайной силой / Твои неясные мечты...

Возможно,
национальное можно усмотреть в модальных смыслах, передаваемых с помощью
вопросительных предложений. "Альтернативность пушкинских вопросов...
глубоко содержательна. Опредмечивающий ход пушкинской мысли отнюдь
не стирает оттенок неизъяснимого" 5 . Очевидное становится объектом
сомнений:

Дар
напрасный, дар случайный,

Жизнь,
зачем ты мне дана?

Иль
зачем судьбою тайной

Ты
на казнь осуждена?

Странное
здесь составляет основу философического модального смысла текста, отражающего
отношение русского поэта к жизни. Актуальны смыслы "не подлежащее
разгадке, непонятное, неуловимое, тревожащее, будоражащее". Наблюдается
особая значительность: вопросы, не предполагающие конкретных ответов,
обнаруживают, что "окружающий мир имеет голос, что он по меньшей мере
равноправен с человеком и находится с ним в непрестанном
диалоге" 6 . Человек же призван сам понять, расшифровать вечные мировые
загадки.

Лирический
мир А. С. Пушкина чужд тривиальностей. Поэт избегает прямых номинаций
странного, развивая и углубляя модальные обертоны. Используя модальное
отношение для характеристики принятого нормативного положения вещей, А. С.
Пушкин, в частности, трактует норму как право на индивидуальность. Это ярко
выражается в романе "Евгений Онегин".

В
тексте романа 8 раз употребляется слово чудак. Чудак - прямой носитель
странного, анормального, и смотрит на него Пушкин прежде всего глазами света 7
: Мелькают профили голов / И дам, и модных чудаков. Нормативно-социальная
оценка охватывает то, что бросается в глаза - внешность, манеру поведения.
Оценочное слово чудак используется как ярлык. Чудака отличает эпатирующее
поведение; чудак "надевает" на себя маску странного; он притягивает
взгляды своей необычностью.

Онегин
как объект модального отношения странного характеризуется словосочетанием
опаснейший чудак, передающим негативную оценку (в сочетании с агрессивностью),
пронизывающую оппозицию Онегин - все. Онегин, разумеется, не такой, как все. В
то же время для Татьяны Онегин - пасмурный чудак, чудак печальный и опасный, не
лишенный романтического обаяния, одинокий, непонятый, совершивший непоправимое.
Попутное замечание автора "я сердечно люблю героя моего" говорит о
том, что чудаковатое поведение, с точки зрения Пушкина, не повод для того,
чтобы отвергнуть человека. Выражения прослыть чудаком, корчить чудака передают
идею масочности. Маска - это еще не лицо. В словах мой неисправленный чудак
скрыта снисходительность к чудачествам. Способность на сумасбродство
противостоит посредственности. Притяжательное местоимение мой создает
тональность доверительности и понимания. Чудак - "человек, способный на
неожиданные поступки, разрушающий стереотипы поведения, верный себе без оглядки
на мнение света". Таковы грани чудачества как варианта странного.
Странность встает в один ряд с мечтательностью и холодной аналитичностью. Такое
соединение несоединимого можно расценить как одобряемое А. С. Пушкиным
выражение национального в характере героя: Мне нравились его черты, / Мечтам
невольная преданность, / Неподражательная странность / И резкий охлажденный ум.

Итог
лирического размышления А. С. Пушкина парадоксален: И... посредственность одна
/ Нам по плечу и не странна? Модальное отношение странного приписывается
собирательному субъекту, некоему обобщенному обывательскому сознанию. Странное,
с точки зрения автора, становится синонимом неординарного.

Странность,
непохожесть, способность оставаться верным себе, даже совершая непредсказуемые
поступки, наконец, неординарность - знаки любимых героев А. С. Пушкина.

Странное
утверждается А. С. Пушкиным как право на индивидуальность и отрицается как
максималистское аксиологическое средство. А. С. Пушкин не приписывает странное
всему русскому; для него не характерна реакция недоумения и отталкивания при
восприятии странного.
Список литературы

1
См.: Вольф Е.М. Оценка и странность как виды модальности // Язык и логическая
теория. М., 1987. С. 179-186.   

2
См.: Малышева А.А. Норма и модальность странности // Нормы человеческого
общения: Тез. докл. межвуз. науч. конф. М., 1987. С. 17-19.   

3
См. по изд.: Пушкин А. С. Полное собр. соч.: В 10 т. 3-е изд. М., 1962 - 1964.   

4
См.: Словарь языка Пушкина: В 4 т. / Под ред. В.В. Виноградова . М., 1956.   

5
См.: Грехнев В.А. Этюды о лирике Пушкина. Н. Новгород. 1991. С. 89-90.   

6
См.: Непомнящий В.С. Лирика Пушкина. Статья 4 // Литература в школе. 1995. № 1.
С. 7.   

7
См.: Лотман Ю.М. Пушкин. Спб., 1997. С. 577. 


Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.eunnet.net/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.