Карамзин Н. М. - Особенности творчества
В
1791 году после выхода в свет революционной книги А. Н. Радищева, начало
печататься описание путешествия другого автора, которое сыграло роль очень
важную, но совсем иную в развитии русской литературы. Это были “Письма русского
путешественника” молодого писателя Николая Михайловича Карамзина.
Карамзин,
хотя и был значительно моложе Радищева, принадлежал к той же эпохе русской
жизни и литературы. Обоих глубоко волновали одни и те же события современности.
Оба были писателями-новаторами. Оба стремились свести литературу с
отвлеченно-мифологических высот классицизма, изобразить реальную русскую жизнь.
Однако по своему мировоззрению они резко отличались друг от друга, непохожа, а
во многом и противоположна была оценка действительности, поэтому столь различно
и все их творчество.
Сын
небогатого сибирского помещика, воспитанник иностранных пансионов, недолгое
время офицер столичного полка, Карамзин нашел свое истинное призвание, лишь выйдя
в отставку и сблизившись с основателем “Типографической компании” Н. И.
Новиковым и его кружком. Под руководством Новикова участвует в создании первого
в нашей стране детского журнала “Детское чтение для сердца и разума”.
В
1789 году Карамзин путешествует по странам Западной Европы. Поездка и послужила
ему материалом для “Писем русского путешественника”. В русской литературе еще
не было книги, которая так живо и содержательно рассказывала о быте и нравах
европейских народов, о западной культуре. Карамзин описывает свои знакомства и
встречи с выдающимися деятелями европейской науки и литературы; восторженно
рассказывает, о посещении сокровищ мирового искусства.
Своего
рода откровениями для русских читателей были встречающиеся в “Письмах русского
путешественника” настроения “чувствительного путешественника”. Особую чуткость
сердца, “чувствительность” (сентиментальность) Карамзин считал основным
качеством, необходимым для писателя. В заключительных словах “Писем...” он как
бы намечал программу своей последующей литературной деятельности.
Чувствительность
Карамзина, напуганного французской революцией, которую он ощущал как предвестие
“всемирного мятежа”, в конечном счете уводила его от русской действительности в
мир воображения.
Вернувшись
на Родину, Карамзин приступил к изучению “Московского журнала”. Помимо “Писем
русского путешественника” в нем были опубликованы его повести из русской жизни
— “Бедная Ли за” (1792), “Наталья, боярская дочь” и очерк “Флор Силин”. В этих
произведениях с наибольшей силой выразились основные черты сентиментального
Карамзина и его школы.
Очень
важное значение имело творчество Карамзина для развития литературного языка,
разговорного языка, книжной речи. Он стремился создать один язык для книг и для
общества. Он освободил литературный язык от славянизмов, создал и ввел в
употребление большое число новых слов, таких, как “будущность”,
“промышленность”, “общественность”, “влюбленность”.
В
начале XIX века, когда за языковую реформу Карамзина боролась литературная
молодежь — Жуковский, Батюшков, Пушкин-лицеист, сам он все больше отходил от
художественной литературы.
В
1803 году, по его собственным словам, Карамзин “постригается в историки”.
Последние двадцать с лишним лет своей жизни он посвятил грандиозному труду —
созданию “Истории Государства Российского”. Смерть застала его за работой над
двенадцатым томом “Истории...”, рассказывающим об эпохе “смутного времени”.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.5ka.ru