В напевах счастья и тоски...
Валентина
Коростелева
Их
немного, истинных волшебников слова: Бунин, Тютчев, Фет, Алексей Толстой,
Есенин... Каждый из них - чудо. А чудеса в нашей жизни не часты. Не потому ли
так притягательна, и особенно в нынешние, смутные для культуры времена, - эта
музыка стихов, идущая из самой глуби мудрого и нежного сердца?
Чем
жарче день, тем сладостней в бору
Дышать
сухим смолистым ароматом,
И
весело мне было поутру
Бродить
по этим солнечным палатам.
Повсюду
блеск, повсюду яркий свет,
Песок
- как шелк... Прильну к сосне корявой
И
чувствую: мне только десять лет,
А
ствол - гигант, тяжелый, величавый.
Кора
груба, морщиниста, красна,
Но
так тепла, так солнцем вся прогрета!
И
кажется, что пахнет не сосна,
А
зной и сухость солнечного света.
Вот
и мы побывали в этом бору и вспомнили теплый запах сосновой коры и счастливый
день, насквозь пропитанный солнцем...
Стремление
к возвышенному, чистому и прекрасному владело его душой с юности. "Я...
часами простаивал, глядя на ту дивную, переходящую в лиловое синеву неба,
которая сквозит в жаркий день против солнца в верхушках деревьев, как бы
купающихся в этой синеве, - и навсегда проникся глубочайшим чувством истинно
божественного смысла и значения земных и небесных красок".
Большинство
читавших Бунина считают его прежде всего прозаиком. И естественно. Именно такие
произведения, как повесть "Деревня", рассказы "Сны Чанга",
"Митина любовь", великолепный цикл "Темные аллеи", и не
только -сделали по-настоящему знаменитым Бунина, нобелевским лауреатом. Но не
будем забывать, что все это - проза Поэта. Вот почему она очаровывает нас,
пленяет чуть слышной мелодией, удивляет и радует ярким, точным и щемящим, как в
поэзии, языком. И, кстати, сам Бунин говорил: "...я главным образом
поэт." Более того, переживал из-за того, что проза его вытесняет столь
дорогую для души поэзию, - в глазах читателей. Когда один из поэтов-эмигрантов
высказался: "Мы вас любим не за стихи", Бунин тут же дал сдачи:
"Я вас тоже люблю не за стихи".
Революцию
Бунин не смог ни понять, ни принять. Современность, разрушающую милую его
сердцу старину, нравственные устои народа, он встретил более чем холодно и
уехал за границу. Но и там русский писатель "шумел", по его же
словам, "своему бору", то есть нам с вами. И очень надеялся, что его
поэзия станет необходимой потомкам, как воздух родины. А родина для Бунина -это
прежде всего природа и человек, любящий ее. И как понимал он, как чувствовал
родной язык! К примеру, название церкви "Спас-на-бору", по его
признанию, и волнует, и восхищает древностью, кровным родством с Русью. Ради
одного единственного слова "опевают" он пишет рассказ
"Петухи", где сияет фраза: "...петухи опевают ночь".
Бунин
всю жизнь стремился к совершенству в творчестве. Он будто спорил с тем, что
"мысль изреченная есть ложь". И брал в плен книгочея - без боя,
только высоким своим искусством, где каждое слово согрето истинной любовью и
потому дышит, как живое. Волшебное это воздействие на читателя подчеркивали его
великие современники. Вот что говорил о повести "Деревня" Максим
Горький в письме к автору: "Так глубоко, так исторически деревню никто не
брал... Я не вижу, с чем можно сравнить вашу вещь, тронут ею - очень сильно.
Дорог мне этот скромно скрытый, заглушённый стон о родной земле, дорога
благородная скорбь, мучительный страх за нее - и все это - ново. Так еще не
писали". От себя добавлю, что и нынче эта повесть берет за сердце - при
виде всего, что происходит сегодня с нашей многострадальной деревней, вековой
хранительницей души России...
Известно,
что Иван Алексеевич в повседневном общении не был человеком легким и сам это,
конечно, сознавал. Но в России -что ни настоящий поэт, то драматическая судьба,
мало способствующая мягкости характера. Зато и стихи порой - как скрижали на
древних письменах...
Они
глумятся над тобою,
Они,
о родина, корят
Тебя
твоею простотою,
Убогим
видом черных хат...
Так
сын, спокойный и нахальный,
Стыдится
матери своей –
Усталой,
робкой и печальной
Средь
городских его друзей,
Глядит
с улыбкой состраданья
На
ту, кто сотни верст брела
И
для него, ко дню свиданья,
Последний
грошик берегла.
Прошел
век, а как современны эти строки сегодня, когда в погоне за мнимыми ценностями
иные и родину готовы поменять, как костюм!
Бунин
умер в ноябре 1953-го. И во все годы скитаний была рядом с ним его жена, мудрая
и добрая Вера Николаевна Муромцева. А главными словами поэта перед кончиной
были: "Конечно, я надеюсь, очень надеюсь, что меня будут когда-нибудь
читать в России..." Да, сегодня читают, а завтра? Когда великими именуются
нынешние поэты-песенники, а также мелькающие во всех шоу рифмующие остряки - то
и немудрено, если у неискушенного читателя "крыша поедет". А иные
смотрят на классику как на отработавшее богатство нации. Но, пока есть у человека
душа, он будет тянуться к родному, глубокому и душевному слову, к истинной
литературе, для которой нет рамок времени.
И
закончить свое слово об одном из самых славных сынов русского народа хочется
стихотворением, таким актуальным сегодня:
Молчат
гробницы, мумии и кости,
-
Лишь слову жизнь дана:
Из
древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат
лишь письмена.
И
нет у нас иного достоянья! Умейте же
беречь
Хоть
в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш
дар бессмертный - речь.