Мое открытие Набокова
Творчество
Владимира Набокова произвело на меня глубокое впечатление. Блестящий русский
писатель XX в., долго не признаваемый у себя на родине, он обрел славу и
почитание за границей. Произведения Набокова носят психологическую “окраску”.
Набоков воспринимал действительность по-особому, не как литераторы старшего
поколения, он не столько писатель, сколько стилист, мастер языка Отсюда —
необыкновенная оригинальность его рассказов, повестей, романов, которые
оказывают на читателя настолько сильное воздействие, что даже спустя
значительное время после прочтения в памяти остаются образы главных героев,
сюжет и неповторимая обстановка — неясная, данная как бы сквозь туманную дымку.
Все
восемь русскоязычных романов (“Защита Лужина”, “Приглашение на казнь”,
“Машенька”, “Король, дама, валет”, “Подвиг” и др.) посвящены поискам
утраченного идеального мира, рая. Романы представляют собой своеобразный цикл —
один может пояснить другой. Однако герои везде разные: различны их увлечения,
характеры, судьбы.
Особенности
стиля, в котором написаны романы, обусловлены темой двоемирия. Писатель делит
мир героев надвое. Первый мир — это реальность, в которую погружены герои.
Второй мир — мир вымысла. Подобного рода “раздвоение” происходит в результате
конфликта с действительностью. Для персонажей романов Набокова выдуманный мир
оказывается более реальным, менее абсурдным и жестоким, чем существующий на
самом деле, это становится одной из центральных проблем.
В
романе “Защита Лужина” вымышленный мир предстает в виде шахматного рая. Полный
переход из мира реального в мир воображаемый для главного героя является
защитой от надвигающегося безумия, вызванного неприятием действительности с ее
пошлостью и регламентированностью. Полное духовное одиночество, непонимание со
стороны окружающих приводят к тому, что нелюдимый мальчик, каким мы видим героя
в начале романа, к концу произведения превращается в жалкого чудака с полной
неразберихой в голове и “манией” игры. Действительность для Лужина — это
проекция шахматной доски. Все, что окружает героя, лишено интереса. Лужин нашел
способ защититься от надвигающейся на него страшной реальности — он кончает
жизнь самоубийством. Самоубийство — логический итог жизни героя, полностью
перешедшего в шахматный рай.
В
романе “Машенька” любовь главного героя Ганина к Машеньке символизирует тоску
по утраченному раю, ушедшей молодости и беззаботности, которые он всеми силами
пытается вернуть. Через весь роман проходит трепетное отношение Ганина к своим
воспоминаниям о Машеньке. Чтобы полностью погрузиться в светлый и чистый мир
первой любви, Ганин разрывает отношения со своей любовницей Людмилой,
раздражающей его своей навязчивостью и неестественностью.
Образ
Машеньки для Ганина становится живой реальностью. В его воспоминаниях она
постоянно меняется, но остается такой же привлекательной, как и много лет
назад. Облик Людмилы вне развития, ведь она только играет в любовь. К финалу
произведения оказывается, что не только Людмила, но и сам Ганин, несмотря на
поэтичность и возвышенность своей натуры, не способен на искреннюю любовь. Его
удел — воспоминания. И потому в день приезда Машеньки Ганин “уже чувствовал с
беспощадной ясностью, что роман его с Машенькой кончился навсегда”. Он до конца
исчерпал свое воспоминание о прежней любви и шагнул в новую жизнь, окончательно
освободившись от прошлого. Любовь проходит через весь роман как основа, как
воплощение духовного и плотского.
Роман
“Подвиг” — самый “патриотичный” роман Набокова, потому что только в нем тоска
по родному краю заставляет героя вернуться из эмиграции. Главный герой Мартын
уходит в свой внутренний мир, в мир сказки. Ключ к его загадке — картина над
кроватью, где изображена тропинка, уходящая в лес. Мечта о прекрасном и
таинственном рае, волшебной сказке заставляет главного героя совершать
непонятные окружающим поступки. Так, он пытается возвратиться в Россию, причем
совершенно необычным способом, который окружающие Мартына люди — ординарные
личности — считают совершенно безумным... Герой одинок рядом с матерью,
несчастлив в любви. В кругу английских друзей он также не находит понимания.
Единственным шансом избавиться от одиночества и тоски становится бегство. Финал
романа — возвращение.
Набоков
в своих романах подчеркивает индивидуальность героев, их внутренний мир. Грань
между реальностью и миром фантазий героев настолько тонка, что почувствовать ее
достаточно сложно. Романы Набокова заставляют задуматься о судьбах героев, их
переживаниях. Произведения захватывают настолько, что от них невозможно
оторваться, не дочитав до конца. Для меня Набоков — художник, способный
изобразить мир таким, что он перестает казаться серым и унылым, наполняясь
сказочными оттенками.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.litra.ru/