Реферат по предмету "Литература и русский язык"


"Все непритворно в нем..."

"Все непритворно в нем..."

В. В. Эйдинова

Кто
меня враждебной властью

Из
ничтожества воззвал,

Душу
мне наполнил страстью,

Ум
сомненьем взволновал?..

Огромность
Пушкина, наверное, в том, что он, его образ, его мир, живут в каждом из нас - и
в разных "возрастах", и в разных характерах, и в разных, совсем
особых жизненных ситуациях. Ощущая эту поразительную людскую сближенность,
рожденную самим именем Пушкин, испытываешь робость перед тем, чтобы решиться
сказать Слово о нем, робость перед банальностью, расхожестью, избитостью,
которая, я думаю, охватывает каждого, кто позволяет себе коснуться такой
гениальной, такой великой фигуры, какой является Пушкин не только в мировой
культуре, но и в частной судьбе любого человека...

Я
попытаюсь сказать именно об этом - о своем, личном, человеческом состоянии,
которое какими-то "толчками" чувствуешь в себе и которое, думается,
можно назвать "пушкинским".

Состояние
это существует как непростое, складывающееся из очень различных,
противостоящих, даже опровергающих друг друга сил, - и в то же время оно
полнится таким устойчивым, упорным, постоянно возникающим ощущением, которое
всю эту разноликость и разнозвучность превращает в цельное, определенное,
человечески-поэтическое пушкинское настроение.

Что
же - в нем? Мне кажется, что это прежде всего свобода и потому - удивительная
естественность в выражении поэтом себя, своей души, своей жажды "мыслить и
страдать". И ты ощущаешь сразу, в одно мгновение - и его "кипящий
ум", и "пламенную страсть" ("я очарован, я горю..."),
и силу "безмолвного, безнадежного" чувства. Но внутреннее его
бесстрашие (и снова - безыскусность) открываются совсем не только в
"счастливом содрогании его сердца", когда оно переживает
"безумное волненье" и когда он, автор, говорит своим пленительным
лирическим языком.

Пушкинское
состояние свободы я чувствую и как способность сказать о своем смятении, об
испытываемых им гнетущих страданиях и сомнениях, о жизни, где нет незабываемого
и радостного очарования. Он ведет тебя в мир совсем иных, "опасных
откровений", "неверных и страстных чувств", рожденных и
"угрюмым океаном", и "таинственным громом", и "мутной
ночью", и "адским лучом", и "визгом да звоном оков", и
бесовским ликом "уродливого палача"... Этот другой, "теневой",
дьявольский мир - тоже пушкинский мир, терзающий и "надрывающий" его
душу. И трудно сказать, какое из этих испытанных его лирическим сердцем
переживаний оказывается более пушкинским и более потрясающим наши сердца. Их
общее звучание как раз и творит, как мне кажется, очищающе-возвышенное, но и
невероятно напряженное восприятие мира, в котором звучат такие контрастные по
их тональности строки: и восторженные ("страстей безумных и мятежных как
упоителен язык"), и гибельные ("и с отвращением читая жизнь мою, я
трепещу и проклинаю, и горько жалуюсь, и горько слезы лью, но строк печальных
не смываю").

Столь
особенно, но вместе с тем и столь узнаваемо свобода самовыражения поэта находит
себя и в его особенном слове, ведущем в глубину его творческой личности. Это
слово (или слова, близкие ему по значению) оказывается, как кажется мне,
сигналом именно пушкинской - грандиозно-бесстрашной и в то же время
естественнейшей - одаренности. Первым и заглавным в их ряду предстает слово
легкий, аура которого как раз и являет собой (может быть, это видится наиболее
зримо сквозь призму бунинского "Легкого дыхания") нечто прекрасное и
одновременно вольное и живое, не замутненное никакой - собственной или идущей
извне - натянутостью или искусственностью. Слово это становится поистине
лейтмотивным в лирике поэта, где вспыхивают одна за другой связанные с ним
поэтические формулы. Здесь и "мой легкий дар", и "легкий звук и
дуновенье", и "рифмы легкие", и "способность легкая
страдать", и такое знакомое "мне грустно и легко"... А рядом
возникают мотивы ("простой", "светлый", "чистый",
но и - "таинственный", "трепещущий",
"тревожный"), поддерживающие и усиливающие необходимые поэту тон и
смысл его стиха - своенравного, страстного, неистового, скорбно-печального, но
одновременно - ясного, легкого и открытого.

Думается,
сама поразительная открытость Пушкина миру, постоянная обращенность к нему,
сказывающаяся в нужной ему форме стиха-диалога ("слыхали ль вы?..";
"ты ждал, ты звал..."; "скажи, быть может..."), открытость,
сопряженная с его гениальной "страдающей мыслью", делает его близким
и нужным и мне, и каждому из нас, и всем временам, прошедшим и будущим...

И,
может быть, сегодняшняя эпоха, эпоха завершения XX века, самого жестокого века
в истории человечества, особенно остро нуждается в Пушкине, в его феноменальной
способности жить, "открытым сердцем говоря" и выражая чувства
современного человека: его страхи, мольбы, надежды - так, как сам он их
выразить не умеет. Наши сердца слышат его зов, его радости и тревоги, самой
своей внутренней жизнью отвечая надежде моего, нашего великого поэта:
"Быть может, в Лете не потонет строфа, слагаемая мной..."
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.eunnet.net/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Типология управленческих решений и требования предъявляемые к ним
Реферат Свет - электромагнитная волна. Скорость света. Интерференция света. Стоячие волны
Реферат Туристский рынок Пермского края
Реферат Death Of The Dinosaurs Essay Research Paper
Реферат Теория устойчивости систем
Реферат Аправленности здравоохранения, улучшению организации оказания медицинской помощи женщинам и детям и повышению доступности высокотехнологичной медицинской помощи
Реферат История болезни теленка с индивидуальным № 437 ( диагноз: бронхопневмания )
Реферат Основные этапы эволюции предмета психологии
Реферат Гимнастика. Место и значение в системе физического воспитания
Реферат Понятие силы и развитие мышц
Реферат Место и роль устного народного творчества в поэме Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо
Реферат Особенности субъективной оценки собственной успешности как фактора когнитивного развития младших школьников
Реферат Об одной программе развития многоуровневого высшего образования в рамках интенсивных технологий обучения
Реферат Трудности правописания сложных слов
Реферат Становление абсолютной монархии в России