В чем двойной смысл заглавия драмы А. Н. Островского
«Гроза»?
В пьесах Островского отразилась, словно в зеркале, вся
жизнь русского купечества. Драма “Гроза” показывает читателю достоверную картину
трагедии, которую можно считать совершенно обыденным явлением для купеческой
среды. Быт и нравы русского купечества были способны довести человека до
нравственной и физической гибели, и Островский в своих произведениях показывает
все ужасные в своей обыденности и типичности обстоятельства, сопутствующие
подобной трагедии. Один из жителей города, Кулигин, говорит: “Жестокие нравы,
сударь, в нашем городе, жестокие!”. Жестокость настолько тесно вплетена в жизнь
города и его обитателей, что никому даже в голову не приходит противиться и
негодовать по этому поводу. Все окружающие вынуждены мириться с существующими
порядками и нравами. Единственное, что в городе есть светлого, чистого и
прекрасного, — это изумительно красивая природа. Не случайно в самом начале
произведения отдается дань этой вечной красоте, не зависящей от злобы и
жестокости людей. Кулигин говорит о красоте родной природы: “Вот, братец ты
мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу”.
Волга символизирует собой свободу, а любой человек в
городе Калинове зависит от окружающих, от жестоких нравов и чужого мнения,
зачастую несправедливого. Именно поэтому в воздухе явно ощущается какая-то
духота. В природе такое встречается перед началом грозы.
“Темное царство” старается поработить всех, кто имеет
хотя бы малейшие предпосылки к тому, чтобы думать или действовать
самостоятельно. Все подчиняются, поэтому такие представители “темного царства”,
как Кабанова и Дикой, могут беспрепятственно устанавливать свои порядки.
Кабаниха — на редкость отвратительный персонаж, она
жестока, властолюбива, но при этом глупа и ограниченна. Она лицемерна, в ее
душе нет ни жалости, ни сострадания к окружающим. Про нее говорят, что она —
ханжа, “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Кабаниха постоянно упрекает
всех вокруг за то, что они не проявляют к ней должной почтительности и
уважения. Впрочем, и уважать ее совершенно не за что. Кабанова настолько
донимает своих домочадцев, что они тихо ненавидят ее. Иначе к ней относиться
просто нельзя.
Кабанова требует, чтобы все ей повиновались. В глубине
души она чувствует, насколько непрочной является ее власть над окружающими. И
это заставляет ее еще в большей степени злиться и ненавидеть всех вокруг. Она
тоже несчастная жертва “темного царства”. Возможно, в молодости она была иной,
но существующие порядки привели к тому, что она превратилась в злобное и
жестокое существо.
Кабаниха не может понять даже членов своей собственной
семьи, среди которых постепенно устанавливаются иные отношения, нежели те, к
которым она привыкла. Марфе Игнатьевне трудно понять, что каждый человек — это
целый мир, целая Вселенная. И поэтому каждый человек имеет право на собственную
жизнь, которая строится по иным принципам, нежели те, которые проповедует она.
Кабанова считается в городе уважаемой и влиятельной
женщиной. Она и купец Дикой составляют “цвет” городской знати. Немудрено, что в
городе царит такая удушающая атмосфера, ведь все порядки устанавливают такие
ограниченные и злобные люди. Достаточно посмотреть, как купец Дикой относится к
окружающим: он присваивал деньги своего племянника, оставшегося сиротой. И он
всячески шантажирует племянника, угрожая, что он не получит свои деньги, если
не будет к нему достаточно почтителен и послушен его воле. Дикой не платит
денег крестьянам, он унижает людей, растаптывая их человеческое достоинство.
Дикой и Кабаниха — одного поля ягоды. Они крайне эгоистичные люди, которые
ценят только себя, а окружающих стараются не брать в расчет.
Катерина изначально представляется обладательницей совершенно
противоположных качеств, чем те, которые свойственны представителям купеческой
среды. Катерина мечтательна и нерасчетлива Несмотря на то что она выросла в
такой же купеческой семье, к ней родители относились совершенно иначе. Катерина
сама вспоминает с грустью о своем девичестве: “Я жила, ни об чем не тужила,
точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу,
работать не принуждала...”. Катерину выдают замуж насильно, как, впрочем, и
было принято в купеческом обществе того времени. Она не питает никаких чувств к
своему мужу, поэтому сама жизнь в доме Кабановых угнетает ее. Катерина мечтает
о свободе, о радости, о настоящей, полной событиями жизни. А ей приходится
прозябать в атмосфере всепоглощающей тупости, ханжества и фальши.
Свекровь пытается унизить Катерину, а той только и
остается, что терпеть. Катерина нежна и мечтательна, она страдает от отсутствия
любви и заботы. Ей скучно, тоскливо и грустно. Она абсолютно несчастна Муж
Катерины — безвольный и слабый человек, Катерина его не любит, а он даже не
пытается защитить свою жену от злобной и несправедливой свекрови.
Любовь к Борису является для Катерины уходом от
серости и однообразия повседневной безрадостной жизни. Катерина не может
отказаться от своего чувства. Ведь любовь — единственное, что есть у нее
чистого, светлого и прекрасного. Катерина — человек открытый и прямодушный,
поэтому она не может скрывать свои чувства, приспосабливаясь к царящим в
обществе порядкам. Катерина больше не может оставаться в этом городе, снова
терпеть унижения свекрови. И она принимает решение уехать с любимым человеком.
Но он отказывается: “Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает”.
Катерина с ужасом понимает, что ей снова придется жить с мужем и терпеть
порядки Кабанихи. Душа Катерины не выдерживает. Она решает броситься в Волгу и
обрести свободу в смерти.
Катерина расстается с жизнью в тот момент, когда над
городом разразилась гроза. Гроза в природе радикальным образом меняет
атмосферу, пропадает жаркое и удушающее марево. Смерть Катерины явилась для
общества той же самой грозой, которая заставила людей иначе взглянуть на
собственную жизнь. Теперь даже Муж Катерины понимает, кто виноват в смерти
женщины. Он обвиняет в трагедии собственную мать: “Маменька, вы ее погубили! Вы,
Вы, Вы...”.
Смерть Катерины явилась тем знаком, который заставил
очнуться окружающих, открыть глаза, долгое время закрытые пеленой лжи,
лицемерия и ханжества. Самодурство, равнодушие и людское безразличие к чужой
судьбе губит людей не только физически, но и духовно. Драма носит название
“Гроза” потому, что в данном произведении гроза является не только природным,
но и социальным явлением. В городе назревала взрывоопасная ситуация, и наконец
она произошла — под влиянием среды и окружающих людей несчастная женщина
добровольно рассталась с жизнью.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.ostrovskiy.org.ru/