Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Некрасов

Поиск положительного героя в творчестве Некрасова
Лирический герой Некрасова почти всегда человек надломленный, раздираемый внутренними противоречиями, мучимый своим несовершенством. Этот глубокий духовный конфликт самого поэта, в котором он постоянно исповедовался читателю, заставлял его искать среди предшественников и современников свой идеал, неустанно созидать высокий образ "рыцаря без страха и упрека".
То, что мы привыкли определять как "образ положительного
героя', и в малой степени не передает возвышенный идеал некрасовской лирики, воплощенный то в собирательном образе Гражданина, призывающего Поэта: "на благо ближнего живи", то в образе пламенного певца, умевшего "любить - ненавидя '...
Образ ГЕРОЯ в творчестве Некрасова постоянно меняется: ведь меняется время, меняется Россия, меняется и сам поэт. Особые черты обретает этот ГЕРОЙ в пореформенную эпоху, в некрасовском творчестве 6О-х годов.
Прошло совсем немного времени после проведения демократических реформ - и стало ясно: общество обмануто. И Некрасов, так поверивший было в исполнение заветных мечтаний о свободе, возвращается к прежним темам: по сути, освобождение не состоялось. Однако теперь в поэзии Некрасова, в самом его тоне звучит нечто новое: надлом, разочарование. И не только в возможности все разом изменить: переживший крушение главных своих надежд поэт сомневается в том, во имя кого жил и боролся, - в самом НАРОДЕ:
Некрасовский ГЕРОИ не абстрактен, это не воплощение вечных человеческих добродетелей - он меняется. в зависимости от требований эпохи, в зависимости от сиюминутных задач своего дела: "жизни во имя народа". Каков же должен быть ГЕРОИ теперь, когда народ увиделся Некрасову не только страдающим, но и забитым, лишенным воли к счастью, любящим собственное рабство?!
Некрасов первый из русских литераторов так близко подошел
к пониманию всей противоречивой глубины народного характера. Ведь 60-е годы - время особой увлеченности народной темой: в народе искали ответы на все вопросы, в нем видели исток и надежду, полагая, что все - и духовное, и социальное сосредоточено в этом совершенно непознанном субъекте, в terra incognita - в демосе.
В лирике Некрасова в то время призывы к
освобождению народа от крепостной зависимости стоят рядом с размышлениями о том, что даст народу эта свобода, как он ее примет, как осознает. Посмотрите: его персонажи сейчас - подчеркнуто безответные, забитые люди, безропотно принимающие любые унижения. Таковы и строители железной дороги ("Железная дорога", 1864 г.), которые, подобно древним рабам Египта, отдали здоровье, силы, а многие и жизнь на строительстве, а потом легко позволили себя обмануть управляющему; и ходоки ("Размышления у парадного подъезда", 1858 г,): шли
в столицу за правдой и легко уходят, непущенные даже на порог "роскошных палат..." Автор не только и не столько жалеет их, сколько пишется понять, в чем причина их долготерпения, где его предел и есть ли он:
Где народ, там и стон... Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил, Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил, Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?.
("Размышления у парадного подъезда", 1858г'.)
Одним из главных духовных ориентиров Некрасова был

Лермонтов. Вспомните горестную лермонтовскую "благодарность": "За жар души, растраченный в пустыне"; вспомните его Пророка осмеянного, побиваемого каменьями за то, что посмел провозглашать "любви и правды чистые ученья '. Та же мука
впустую растраченного душевного жара, то же неизбывное
страдание пророка, не услышанного своим народом, не узнанного им, звучат в каждой строке некрасовской "Элегии" 1874 года.
Художественное своеобразие поэмы "Кому на
Руси жить хорошо?"
Поэма "Кому на Руси жить хорошо?" занимает центральное место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным
художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора.
Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме; заново осмыслены все волновавшие его проблемы; использованы высшие его
художественные достижения.
Некрасов не только создал особый жанр
социально-философской поэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче: показать развивающуюся картину России в ее прошлом, настоящем и будущем. Начав писать "по горячим следам", то есть сразу после реформы 1862 года, поэму об освобождающемся, возрождающемся народе, Некрасов бесконечно расширил первоначальный замысел. Поиски "счастливцев" на Руси увели его из современности к
истокам: поэт стремится осознать не только результаты отмены крепостного права, но и саму философскую природу понятий
СЧАСТЬЕ, СВОБОДА, ЧЕСТЬ, ПОКОЙ, ибо вне этого философского
осмысления невозможно понять суть настоящего момента и увидеть будущее народа.
Принципиальная новизна жанра объясняет фрагментарность поэмы, построенной из внутренне открытых глав. Объединенная образом-символом дороги, поэма распадается на истории, судьбы десятков людей. Каждый эпизод сам по себе мог бы стать сюжетом песни или повести, легенды или романа. Все вместе, в единстве своем, они составляют судьбу русского народа, его исторический путь от рабства к свободе. Именно поэтому лишь в последней главе появляется образ "народного заступника" Гриши
Добросклонова - того, кто поведет людей на волю.
Лишь к этому моменту сам автор полностью увидел
композиционное и художественное решение своей поэмы и, умирая, сожалел, что не успевает воплотить его: "Единственное, о чем я жалею, - говорил он, - о том, что не успеваю дописать "Кому на Руси..." Теперь я вижу, что это такая вещь, которая только целиком будет иметь свое значение."
Авторская задача определила не только.жанровое
новаторство, но и все своеобразие поэтики произведения.
Некрасов многократно обращался в лирике к фольклорным мотивам и образам. Поэму о народной жизни он целиком строит на
фольклорной основе. Обратите внимание: в "Кому на Руси жить хорошо?" в той или иной степени "задействованы" все основные
жанры фольклора: сказка, песня, былина, сказание.
Каково же место и значение фольклора в поэме? У фольклора свои особые идеи, стиль, приемы, своя образная система, свои законы и свои художественные средства. Самое же основное отличие фольклора от художественной литературы - отсутствие в нем авторства: народ слагает, народ рассказывает, народ слушает. В фольклоре авторскую пози
Художественное своеобразие поэмы "Кому на Руси жить хорошо?"

Поэма "Кому на Руси жить хорошо?" занимает центральное место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным
художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора. Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме; заново осмыслены все волновавшие его проблемы; использованы высшие его
художественные достижения.
Некрасов не только создал особый жанр
социально-философской поэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче: показать развивающуюся картину России в ее прошлом, настоящем и будущем. Начав писать "по горячим следам", то есть сразу после реформы 1862 года, поэму об освобождающемся, возрождающемся народе, Некрасов бесконечно расширил первоначальный замысел. Поиски "счастливцев" на Руси увели его из современности к истокам: поэт стремится осознать не только результаты отмены крепостного права, но и саму философскую природу понятий СЧАСТЬЕ, СВОБОДА, ЧЕСТЬ, ПОКОЙ, ибо вне этого философского
осмысления невозможно понять суть настоящего момента и увидеть будущее народа.
Принципиальная новизна жанра объясняет фрагментарность поэмы, построенной из внутренне открытых глав. Объединенная образом-символом дороги, поэма распадается на истории, судьбы десятков людей. Каждый эпизод сам по себе мог бы стать сюжетом песни или повести, легенды или романа. Все вместе, в единстве своем, они составляют судьбу русского народа, его исторический путь от рабства к свободе. Именно поэтому лишь в последней главе появляется образ "народного заступника" Гриши
Добросклонова - того, кто поведет людей на волю.
Авторская задача определила не только.жанровое новаторство, но и все своеобразие поэтики произведения.
Некрасов многократно обращался в лирике к фольклорным мотивам и образам. Поэму о народной жизни он целиком строит на
фольклорной основе. Обратите внимание: в "Кому на Руси жить хорошо?" в той или иной степени "задействованы" все основные жанры фольклора: сказка, песня, былина, сказание.
Каково же место и значение фольклора в поэме? У фольклора свои особые идеи, стиль, приемы, своя образная система, свои законы и свои художественные средства. Самое же основное отличие фольклора от художественной литературы - отсутствие в нем авторства: народ слагает, народ рассказывает, народ слушает. В фольклоре авторскую позицию заменяет нечто принципиально иное - общенародная мораль. Индивидуальная авторская точка зрения чужда самой природе устного народного творчества.
Авторская литература обращается к фольклору, когда необходимо глубже проникнуть в суть общенародной морали; когда само произведение обращено не только к интеллигенции (основная часть читателей Х1Х века), но и к народу. Обе эти задачи ставил перед собою Некрасов в поэме "Кому на Руси жить хорошо?"
И еще один важнейший аспект отличает авторскую литературу от фольклора. Изустное творчество не знает понятия
"канонический текст": каждый слушатель становится соавтором произведения, посвоему пересказывая его. К такому активному сотворчеству автора и читателя и стремился Некрасов. Именно поэтому его поэма написана "свободным языком, максимально приближенным к простонародной речи. "Стих поэмы исследователи называют "гениальной находкой" Некрасова. Свободный и гибкий стихотворный размер, независимость от рифмы открыли возможность щедро передать своеобразие народного языка, сохранив всю его меткость, афористичность и особые поговорочные обороты; органически вплести в ткань поэмы деревенские песни, поговорки, причитания, элементы народной сказки (волшебная
скатерть-самобранка потчует странников); искусно воспроизвести и задорные речи подвыпивших на ярмарке мужиков, и выразительные монологи крестьянских ораторов, и вздорно-самодовольные рассуждения самодура-помещика,
Красочные народные сцены, полные жизни и движения,
множество характерных лиц и фигур... - все это создает
неповторимое многоголосие некрасовской поэмы, в которой как бы исчезает голос самого автора, а вместо него слышны голоса и
речи бесчисленных его персонажей" .


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экономическое и культурное развитие Давлекановского района Республики Башкортостан
Реферат Doctor Faustus Death Essay Research Paper Faustus
Реферат Спрос на продукцию и услуги общественного питания
Реферат Договоры купли-продажи поставки как наиболее распространенные правовые формы реализации товара в рыночной экономике
Реферат Barn Burning Essay Research Paper Written as
Реферат Право войны
Реферат Наблюдения за изменениями в природе и ведение календарей природы в младших классах вспомогательной школы
Реферат Государственная бюджетная политика и направления по ее совершенствованию
Реферат Исследование взаимосвязи электрофизических параметров кремния полученного методом карботермического восстановления от технологии его получения
Реферат Правовая характеристика и содержание гражданско-правового договора
Реферат Структурно-семантическое своеобразие хаптических сложных эпитетов русского языка
Реферат The Thieved Power Of Creation Frankenstein Essay
Реферат Основные дидактические концепции
Реферат Происхождение и эволюция денег
Реферат ADDADHD A Decision That Can Change A