Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Стихотворение И.Бунина «Одиночество»

Стихотворение
И.Бунина «Одиночество»

Марина Лазарева

средняя школа №41, г.Иваново

“Изящный
человек, худой, тонкий, барин средней России” (Б.Зайцев), “...один из последних
лучей какого-то чудного русского дня” (Г.Адамович). Таким представляют, так
оценивают Ивана Бунина современники. Этот русский художник особняком стоял в
литературе своей эпохи. “Я не портной, чтобы прилаживаться к сезонам”, – писал
Бунин Н.Телешову (1900). И тут же: “Как ни кинь, всё тяжко одиночество...”

Одиночество...
А ведь это, пожалуй, основное состояние лирического героя И.Бунина.
«Одиночество» – именно так называется известное стихотворение поэта,
датированное 1903 годом. По свидетельству В.Муромцевой-Буниной, написал его
поэт летом того года: “Лето было урожайное, он написал 33 стихотворения.
Особенно имело успех «Одиночество», посвящённое художнику Нилусу”.

И сразу же
встаёт вопрос: почему столь “осеннее” стихотворение рождается летом? И вновь
обращаемся к мемуарам В.Муромцевой-Буниной (конец 1902 – начало 1903 года):
“Душевного покоя у И.А. не было”; “Он стал чувствовать своё литературное
одиночество”. А весной 1903 года, как известно, Бунин, так любивший
странствовать (удел всех мятежных и чувствующих себя одинокими людей), плывёт в
Константинополь. Вот строки из письма И.Бунина старшему брату: “Сидел долго
один, и было на душе не то что скучно, но тихо, одиноко. Волнения никакого не
ощущал, но что-то всё-таки было новое”. Не забудем и о разрыве с женой –
А.Цакни, – который очень болезненно переживал Бунин.

Необходимо
также посмотреть и на “литературное окружение” стихотворения «Одиночество». О
чём стихи Бунина 1902–1903 годов?

И только ночью,
когда бушует

Осенний ветер,
всё чуждо снова...

И одинокое
сердце тоскует:

О, если бы близость
сердца родного!

(«Как всё
спокойно...», 1902)

...и веет на
вершине

Дыханьем
смерти, холодом пустыни.

(«Кондор»,
1902)

Усадьба
по-осеннему молчала.

Весь дом был
мёртв в полночной тишине...

(«Проснулся я
внезапно, без причины...», 1903)

А название стихотворения
«Запустение» говорит само за себя:

Нам жутко
здесь. Мы все в тоске, тревоге...

Пора свести
последние итоги.

..............................................

Я изнемог, и
мёртвый стук часов

В молчании
осенней долгой ночи

Мне самому
внимать нет больше мочи!

Как видим,
состояние лирического героя кризисное. (Пожалуй, настолько – впервые.) И всё же
отчётливо проступает желание избавиться от этой удручённости, прорваться в мир
света, надежды, обрести утраченную гармонию с самим собой и миром:

И сердце жаждет
блеска дня и счастья.

(«Запустение»)

Несомненно,
оптимистично звучит стихотворение «Голуби» (1903), расположенное в сборнике
непосредственно перед «Одиночеством». И тем контрастнее воспринимается это
исполненное глубокого трагизма лирическое произведение.

Стихотворение
обращено к женщине. Это как бы ненаписанное письмо. Прощальное письмо, не
запечатлённое на бумаге, а только высказанное про себя и во многом самому себе.

О чём этот
маленький шедевр? Об одиночестве? Да. И о душе. Об одинокой душе, которая
пытается прорвать своё одиночество, ибо сейчас оно тягостно для неё. Это
стихотворение и о женщине, о любви, и, в конечном счёте, о смысле жизни. Здесь
Бунин предельно верен экзистенциальной теме.

Стихотворение
состоит из четырёх строф-шестистиший. Первая строка звучит
ритмично-однообразно:

И ветер, и
дождик, и мгла...

И сразу
представляешь, ощущаешь почти физически это до боли знакомую осеннюю
заунывность. Поражаюсь: как же удалось поэту так ненавязчиво и быстро погрузить
читателя в атмосферу своего стихотворения? Конечно, благодаря многосоюзию
(и..., и..., и...) и точно выбранному размеру – амфибрахию.

Огромную роль
играют здесь и ключевые слова “ветер”, “дождь”, “мгла”, создающие настроение
бесприютности. Во второй строке это ощущение усугубляется “холодной” метафорой
“пустыня воды”. Третья строка, кажется, звучит трагичнее:

Здесь жизнь до
весны умерла...

“Жизнь умерла”
– какой оксюморон! Страшно. Но есть, оказывается, временной предел этой смерти:
“до весны”. И это имеет важное значение, не случайно автор использует повтор. И
если в третьей строке “до весны” “потерялось” где-то в середине, то в четвёртой
строке именно на это слово падает логическое ударение.

Далее
изобразительное начало уступает место медитативному:

Я на даче один.
Мне темно

За мольбертом,
и дует в окно.

Итак, герой
одинок. Это одиночество бесприютно (“темно”, “дует”). Мольберт – атрибут
художника. Но и творчество не спасает.

Таким образом,
определяющее состояние и героя, и природы – холод, опустошённость (запустение).
Что же здесь причина, что – следствие? Герой тоскует оттого, что природа
затосковала, или ему тяжело от чего-то иного, и поэтому мир видится таким
бесприютным? (Ведь есть же у Бунина стихи, где осень, дождь пропущены сквозь
иную призму.)

В последующих
строках мы легко находим ответ:

Вчера ты была у
меня...

Оказывается,
вчера тоже был ненастный день, но он воспринимался по-другому, потому что “она
была” и “казалась женой”. Бунин дважды использует здесь фигуру умолчания.
Причём за этими многоточиями – противоположные думы: первая – что было бы, если
бы она осталась? Вторая – что теперь будет и как прожить одному?

И опять
возникает этот верхний предел опустошённости, омертвелости – весна. Почему
весна? Быть может, всё просто: весной можно одному, так как сложно ощущать себя
одиноким среди многоцветья, многоголосья, солнечности пробудившейся
(воскресшей) природы.

А как же тяжело
будет прожить до весны, если сейчас ещё только осень, а невозможно прожить даже
этот день (сегодня)... Образ “сегодня” в третьей строфе раздвигается до бесконечности:

Сегодня идут
без конца

Те же тучи –
гряда за грядой...

И вдруг – от
туч, от неба, от бесконечности – к совершенно конкретной земной детали:

Твой след под
дождём у крыльца

Расплылся,
налился водой.

Образ следа
ушедшей навсегда женщины раскрывает всю глубину страданий лирического героя. И
вот он смотрит и на небо, и на этот “тонущий” след. Это страшно, когда и следа
не остаётся. А остаётся только рана на сердце героя. Оттого и больно ему
глядеть в “серую тьму”. Образ тьмы, как и образ холода, многозначен:

Тотальные тьма
и холод! – и внутри, и снаружи...

Мне крикнуть
хотелось вослед:

“Воротись, я
сроднился с тобой!”

“Сроднился”. А
ведь это сильнее, чем “люблю”... “Воротись” – не только в дом, в пространство,
но и (прежде всего) в прошлое, чтобы повторять его в настоящем. Но не крикнул:
знал, что не вернётся. Почувствовал: чужой. Это, пожалуй, третья антонимичная
пара в пределах этого стихотворения (осень – весна, вчера – сегодня, родной –
чужой). Но в целом стихотворение не контрастное. Напротив, оно очень цельное по
настроению, по эмоциональному тону. Только три всплеска-восклицания да три
паузы-умолчания.

Концовка
стихотворения внешне вроде бы снимает трагизм. Может, и правда герой
примиряется с действительностью, находит силы, чтобы продолжать жить:

Что ж! Камин
затоплю, буду пить...

И уж совсем,
казалось бы, прозаичное:

Хорошо бы
собаку купить.

Давайте
подумаем: затоплю камин... Чтобы стало теплей и светлей? А может, затоплю –
заодно с этим вселенским наводнением? Да ведь герой один в этом холодном доме
посреди пустынного океана. Он не видит земли! Он видит тьму, мглу и... воду...
А дом, усадьба – остров? Или тонущий корабль? А может, всё же ковчег? И родовая
связь с прошлым (не случайно это ощущение родства), и память о ней окажутся
спасительными в юдоли земной?..

Лирическая
ситуация стихотворения традиционна для поэзии Бунина: во-первых, время года и
время дня (осень, вечер), во-вторых, герой наедине с миром Божиим (чаще,
правда, это соотношение гармонично).

Именно в
общении с природой (часто ночью, когда тихо, не слышно житейских звуков)
лирический герой Бунина постигает Бога, переживая истинное счастье. (Здесь поэт
близок Лермонтову: «Выхожу один я на дорогу...», «Когда волнуется желтеющая
нива...») Скорбные мотивы также не редкость в лирике Бунина. И скорбь эта
неизбежная (экзистенциальная скорбь):

...Как эта
скорбь и жажда – быть вселенной!..

(1916)

...я обречён

Познать тоску
всех стран и всех времён.

(1909)

На лирическую
ситуацию стихотворения «Одиночество» можно посмотреть и с другой стороны: прощание
с любимой (правда, без самой любимой). Как нам кажется, до такого глубокого
трагизма подобная ситуация в лирике Бунина не доведена нигде. Причина этого,
вероятно, в состоянии самого поэта в 1903 году (об этом говорилось выше) –
стечение обстоятельств, определённое распутье, которое ощущал поэт,
переживавший личную драму.

Тема любви,
отношений между мужчиной и женщиной, безусловно, значительно глубже осмыслена в
прозе Бунина, особенно в поздней. А в стихотворении «Одиночество» завязался
узелок этой столь волнующей автора темы (мысль о том, что земная любовь имеет
предел).

Почему же
современникам Бунина так понравилось именно это стихотворение? Может быть,
потому, что это “песня последней встречи”. А может, современникам Бунина
близким оказалось именно состояние души лирического героя – это ощущение
перепутья (или распутья?), то смятение, возможно, неясное, которое испытывали
многие в смутное предгрозовое время накануне страшных потрясений?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка следящего гидропривода
Реферат Ideal Of Perfection Essay Research Paper Ideal
Реферат Банковская гарантия 2
Реферат Принципы, механизмы и основные направления регулирования земельных отношений. Виды и формы земел
Реферат Анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО "институт ЮЖНИИГИПРОГАЗ" ЗА 1997 ГОД
Реферат Право на таємницю кореспонденції та телефонних розмов
Реферат Право собственности на землю в Российской Федерации на современном этапе
Реферат "Униженные и оскорбленные" на страницах русской классики
Реферат Расследование преступлений соверш нных организованными молод жными
Реферат Kabuki A Japanese Form Essay Research Paper
Реферат Новые форматы развития современных ресторанов
Реферат Производственные факторы улучшения труда
Реферат The Value Based Leadership Theory
Реферат Проект производства работ на строительство участка автомобильной дороги
Реферат Предпринимательская деятельность 2 Сущность предпринимательства