Что нужно
человеку для счастья? (по лирике М. И. Цветаевой)
Видно, грусть
оставила в наследство.
Ты, о мама,
девочкам своим!
М. Цветаева
Марина Ивановна
Цветаева поразительно талантлива, но столь же трагична. Ее дар рано проявился и
многое сулил, а обернулся лишь мучительной судьбой и ранним уходом.
Дети — это взгляды боязливых.
Ножек
шаловливых по паркету стук.
Дети — это
солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир
гипотез радостных наук...
Дети — это
отдых, миг покоя краткий.
Богу у кроватки
трепетный обет,
Дети — это мира
нежные загадки,
И в самих
загадках кроется ответ!
Прекрасные
времена детства и ранней юности оставили вдуше Марины Ивановны светлый след, а
потом пришла любовь, большая, на всю жизнь, и Цветаева смело и решительно
шагнула ей навстречу.
Я с вызовом ношу его кольцо!
— Да, в
Вечности — жена, не на бумаге! —
Чрезмерно узкое
его лицо
Подобно
шпаге...
В его лице я
рыцарству верна,
— Всем вам, кто
жил и умирал без страху!
Такие — в
роковые времена —
Слагают стансы
— и идут на плаху.
Очень рано и поразительно верно она оценила
характер Сергея Эфрона, своего возлюбленного и мужа, сильного и благородного
человека. Свет этой любви помог Цветаевой пережить холодные и голодные революционные
годы в Москве, стойко, не бросая творчества, жить в ожидании встречи. И когда
ради этого пришлось уехать из России, Марина Ивановна не усомнилась. Она не
родину покидала, а ехала к любимому, который нуждался в ней, но волей судьбы
оказался на чужбине.
Как правая и левая рука —
Твоя душа моей
душе близка.
Мы смежены,
блаженно и тепло,
Как правое и
левое крыло.
Но вихрь встает
— и бездна пролегла
От правого — до
левого крыла!
В эмиграции было очень тяжело, но не только
сложности быта обременяли Цветаеву. Она понимала, что нужна своим близким, что
это ее крест, и несла его, гордо подняв голову. Это было время напряженной
творческой работы. Ведь поэзия для Марины Ивановны была сродни жизни. В своем
творчестве она не покривила душой, не солгала, не было таких благ, ради которых
можно было поступиться вдохновением, истиной. Это единственная опора в тяжелые
годы скитаний по Европе, когда самоутверждался и складывался стиль Цветаевой.
Она пыталась разобраться в своей душе, в поэтическом даре, за который, она была
уверена, придется еще заплатить высокую цену.
Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота —
ненужная в семье.
А на венцы и на
апофеозы —
Один ответ: —
Откуда мне сие?
Мы спим — и
вот, сквозь каменные плиты.
Небесный гость
в четыре лепестка.
О мир, пойми.
Певцом — во сне — открыты
Закон звезды и
формула цветка.
Цветаева жила единой мечтой — вернуться в
Россию, без которой не мыслила своего существования, от которой никогда не
отрекалась. Этой надеждой держалась в самые тяжелые и безрадостные периоды
жизни, но прежде всего она была поэтом, чутко переживающим время, слышащим
малейшие нюансы души.
Как по канату и как на свет.
Слепо и без
возврата.
Ибо раз голос
тебе, поэт,
Дан, остальное
— взято.
Я уверена, в определенные периоды, или даже в
мгновения, Цветаева была счастлива, но не той обывательской меркой, когда
решающее слово за сытым и спокойным существованием, а мерой творца,
оправдывающего свое существование каждодневным упорным трудом; своей
необходимостью близким и любимым ею людям; осуществляющейся мечтой —
возвращением в Россию.
Но временами ее
охватывали сомнения, и тогда появлялись горькие, разрывающие душу строки.
Тоска по родине!
Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно
все равно —
Где совершенно
одинокой Быть...
В себя, в
единоличье чувств.
Камчатским
медведем без льдины
Где не ужиться
(и не тщусь!).
Где унижаться —
мне едино.
Мне кажется, Марине Цветаевой, как, впрочем,
и каждому, для счастья нужно было очень мало и одновременно безмерно много:
любовь, семья, творчество. Почти все у нее было отнято, и она отказалась от
жизни, потому что никогда не шла на сделки, компромиссы. Она была
максималисткой, ей нужно все — или ничего. И когда судьба отняла у нее любимых,
Марина Ивановна не смогла больше жить.
Я не сужу ее и
не оправдываю, у меня нет такого права. Лишь пытаюсь понять, как смогла она,
довольно хрупкая и слабая физически, вынести на своих плечах столько горя, не
сломаться, а перелить его в талантливые стихи — своеобразную летопись жизни,
помогающую оценить масштаб ее личности.
Ни к городу и ни к селу —
Езжай, мой сын,
в свою страну, —
В край — всем
краям наоборот! —
Куда назад идти
— вперед
Идти, особенно
— тебе...
Нас родина не
позовет!
Езжай, мой сын,
домой — вперед —
В свой край, в
свой век, в свой час,— от нас —
В Россию — вас,
в Россию — масс...
К Марине Цветаевой пришла известность, но
слишком поздно, она и это предвидела. Как жаль, что в России умеют ценить лишь
умерших, а поэту хочется счастья и признания при жизни, короткой, как правило.
Моим стихам, написанным так рано.
Что и не знала
я, что я — поэт,
Сорвавшимся,
как брызги из фонтана,
Как искры из
ракет...
Разбросанным в
пыли по магазинам.
(Где их никто
не брал и не берет!).
Моим стихам,
как драгоценным винам.
Настанет свой
черед.
Горькое и
гордое провидение, не правда ли?!
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/