Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Что нужно человеку для счастья? (по лирике М. И. Цветаевой)

Что нужно
человеку для счастья? (по лирике М. И. Цветаевой)

Видно, грусть
оставила в наследство.

Ты, о мама,
девочкам своим!

М. Цветаева

Марина Ивановна
Цветаева поразительно талантлива, но столь же трагична. Ее дар рано проявился и
многое сулил, а обернулся лишь мучительной судьбой и ранним уходом.

 Дети — это взгляды боязливых.

Ножек
шаловливых по паркету стук.

Дети — это
солнце в пасмурных мотивах,

Целый мир
гипотез радостных наук...

Дети — это
отдых, миг покоя краткий.

Богу у кроватки
трепетный обет,

Дети — это мира
нежные загадки,

И в самих
загадках кроется ответ!

Прекрасные
времена детства и ранней юности оставили вдуше Марины Ивановны светлый след, а
потом пришла любовь, большая, на всю жизнь, и Цветаева смело и решительно
шагнула ей навстречу.

 Я с вызовом ношу его кольцо!

— Да, в
Вечности — жена, не на бумаге! —

Чрезмерно узкое
его лицо

Подобно
шпаге...

В его лице я
рыцарству верна,

— Всем вам, кто
жил и умирал без страху!

Такие — в
роковые времена —

Слагают стансы
— и идут на плаху.

 Очень рано и поразительно верно она оценила
характер Сергея Эфрона, своего возлюбленного и мужа, сильного и благородного
человека. Свет этой любви помог Цветаевой пережить холодные и голодные революционные
годы в Москве, стойко, не бросая творчества, жить в ожидании встречи. И когда
ради этого пришлось уехать из России, Марина Ивановна не усомнилась. Она не
родину покидала, а ехала к любимому, который нуждался в ней, но волей судьбы
оказался на чужбине.

 Как правая и левая рука —

Твоя душа моей
душе близка.

Мы смежены,
блаженно и тепло,

Как правое и
левое крыло.

Но вихрь встает
— и бездна пролегла

От правого — до
левого крыла!

 В эмиграции было очень тяжело, но не только
сложности быта обременяли Цветаеву. Она понимала, что нужна своим близким, что
это ее крест, и несла его, гордо подняв голову. Это было время напряженной
творческой работы. Ведь поэзия для Марины Ивановны была сродни жизни. В своем
творчестве она не покривила душой, не солгала, не было таких благ, ради которых
можно было поступиться вдохновением, истиной. Это единственная опора в тяжелые
годы скитаний по Европе, когда самоутверждался и складывался стиль Цветаевой.
Она пыталась разобраться в своей душе, в поэтическом даре, за который, она была
уверена, придется еще заплатить высокую цену.

 Стихи растут, как звезды и как розы,

Как красота —
ненужная в семье.

А на венцы и на
апофеозы —

Один ответ: —
Откуда мне сие?

Мы спим — и
вот, сквозь каменные плиты.

Небесный гость
в четыре лепестка.

О мир, пойми.
Певцом — во сне — открыты

Закон звезды и
формула цветка.

 Цветаева жила единой мечтой — вернуться в
Россию, без которой не мыслила своего существования, от которой никогда не
отрекалась. Этой надеждой держалась в самые тяжелые и безрадостные периоды
жизни, но прежде всего она была поэтом, чутко переживающим время, слышащим
малейшие нюансы души.

 Как по канату и как на свет.

Слепо и без
возврата.

Ибо раз голос
тебе, поэт,

Дан, остальное
— взято.

 Я уверена, в определенные периоды, или даже в
мгновения, Цветаева была счастлива, но не той обывательской меркой, когда
решающее слово за сытым и спокойным существованием, а мерой творца,
оправдывающего свое существование каждодневным упорным трудом; своей
необходимостью близким и любимым ею людям; осуществляющейся мечтой —
возвращением в Россию.

Но временами ее
охватывали сомнения, и тогда появлялись горькие, разрывающие душу строки.

 Тоска по родине!

Давно
Разоблаченная морока!

Мне совершенно
все равно —

Где совершенно
одинокой Быть...

В себя, в
единоличье чувств.

Камчатским
медведем без льдины

Где не ужиться
(и не тщусь!).

Где унижаться —
мне едино.

 Мне кажется, Марине Цветаевой, как, впрочем,
и каждому, для счастья нужно было очень мало и одновременно безмерно много:
любовь, семья, творчество. Почти все у нее было отнято, и она отказалась от
жизни, потому что никогда не шла на сделки, компромиссы. Она была
максималисткой, ей нужно все — или ничего. И когда судьба отняла у нее любимых,
Марина Ивановна не смогла больше жить.

Я не сужу ее и
не оправдываю, у меня нет такого права. Лишь пытаюсь понять, как смогла она,
довольно хрупкая и слабая физически, вынести на своих плечах столько горя, не
сломаться, а перелить его в талантливые стихи — своеобразную летопись жизни,
помогающую оценить масштаб ее личности.

 Ни к городу и ни к селу —

Езжай, мой сын,
в свою страну, —

В край — всем
краям наоборот! —

Куда назад идти
— вперед

Идти, особенно
— тебе...

Нас родина не
позовет!

Езжай, мой сын,
домой — вперед —

В свой край, в
свой век, в свой час,— от нас —

В Россию — вас,
в Россию — масс...

 К Марине Цветаевой пришла известность, но
слишком поздно, она и это предвидела. Как жаль, что в России умеют ценить лишь
умерших, а поэту хочется счастья и признания при жизни, короткой, как правило.

 Моим стихам, написанным так рано.

Что и не знала
я, что я — поэт,

Сорвавшимся,
как брызги из фонтана,

Как искры из
ракет...

Разбросанным в
пыли по магазинам.

(Где их никто
не брал и не берет!).

Моим стихам,
как драгоценным винам.

Настанет свой
черед.

Горькое и
гордое провидение, не правда ли?!
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.