Человек
из народа и его духовный мир в стихотворении «Дедушка Мазай и Зайцы
Доклад
выполнила студентка 511 группы Шахова М.Е.
Московский
Государственный Педагогический Университет, дефектологический факультет
Москва
2005
Главный
герой произведений Некрасова – русский народ, умный, умелый, трудолюбивый. В
своих произведениях для детей он искал пути непосредственного общения с ними,
прямого серьезного разговора о жизни, о народе, о русской природе.
Главный
герой стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы» – Мазай. Немалое место в истории о
Мазае занимает воспроизведение многообразной жизни природы. Дедушка Мазай не
может мыслить себя вне природы.
За
день грибов насбираешь корзину,
Ешь
мимоходом бруснику, малину;
Вечером
пеночка нежно поет,
Словно
как в бочку пустую удод
Ухает;
сыч разлетается к ночи,
Рожки
точены, рисованы очи.
Много
лет видит Мазай мощь природы в пору весенних разливов, щедрость и красоту – в
летние месяцы, воспринимает ее перемены утром, вечером и ночью, опасается ее
неожиданности при осенних охотах, знает ее неоглядные просторы, ибо «За сорок
верст в Кострому Сбегать лесами ему нипочем:
За
сорок верст в Кострому прямиком
Сбегать
лесами ему нипочем:
"Лес
не дорога: по птице, по зверю
Выпалить
можно".- "А леший?"- "Не верю!
Раз
в кураже я их звал - поджидал
Целую
ночь,- никого не видал!
И
не только видит, знает: « Старый Мазай любит до страсти низменный край».
Конкретно
названы деревня Мазая: Малые Вежи (…около «Малых Вежей»); и большой город:
Кострома, упомянуто расстояние между ними в верстах (За сорок верст в Кострому
прямиком). Обозначены время охоты – и ее периодичность (В августе…, Каждое лето
домой приезжая…)
Отмечены
неповторимые признаки деревеньки
Вся
она тонет в зеленых садах;
Домики
в ней на высоких столбах
(
Всю эту местность вода понимает,
Так
что деревня весною всплывает,
Словно
Венеция) …
Мазай
определяет свой край как «болотистый, низменный», он думает о его возможностях
и природных ресурсах
«В
нашем болотистом, низменном крае
Впятеро
больше бы дичи велось,
Кабы
сетями ее не ловили,
Кабы
силками её не давили;…
Часть
известного Мазаю постигнута и автором как гостем («Я по неделе гощу у него»),
как товарищем по охоте. Перед тем как рассказать о своих и Мазая впечатлениях
(«Я от Мазая рассказы слыхал. Дети, для вас я один записал…»), он, приступая к
обязанностям писателя, повествующего, что-то укрупнил, что-то отсеял. В итоге
такой многослойной оценки общее впечатление достоверности от рассказанного
приумножается. Читатель получил возможность и подумать и поверить.
В
прямом авторском повествовании характеризуются рассказы Мазая. Он
вспоминает события, случившиеся с его знакомыми – тут включаются их реплики и даже
рассказ - самопризнания одного из охотников о том, почему и зачем он берет с
собой горшок с угольками.
Ходит
с ружьишком другой зверолов,
Носит
с собою горшок угольков.
«Что
ты таскаешь горшок с угольками?»
Больно,
родимый, я зябок руками;
Ежели
зайца теперь сослежу,
Прежде
я сяду, ружье положу,
Над
уголечками руки погрею,
Да
уж потом и палю по злодею!
«Вот так охотник!» – Мазай прибавлял.
Я, признаюсь от души хохотал.
Впрочем,
милей анекдотов крестьянских
( Чем они хуже, однако дворянских?)
Стихотворение
«Дедушка Мазай и зайцы» рисует яркую картину весеннего половодья и
замечательный образ старика Мазая, спасающего зайцев. Здесь он осуждает
мужиков, которые бессмысленно губят зайцев.
Нет!
еще мало! бегут мужики,
Ловят,
и топят, и бьют их баграми.
Где
у них совесть?..
В эпизоде
с зайчишками открывается богатый нравственный мир одинокого старика,
свойственные ему чувства справедливости и ответственности за слабого. Попавшие
в половодье в беду зайцы кажутся Мазаю беззащитной меньшой братией, не помочь
которой невозможно. И он помогает, вытаскивая их из воды, подбирая с уцелевших
бугорков, пеньков, кочек, зацепив багром бревно на котором спасались зайцы.
Вижу
один островок небольшой -
Зайцы
на нем собралися гурьбой
С
каждой минутой вода подбиралась
К
бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше
аршина земли в ширину,
Меньше
сажени в длину.
Тут
я подъехал: лопочут ушами,
Сами
ни с места; я взял одного,
Прочим
скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули
зайцы мои, - ничего!
Только
уселась команда косая,
Весь
островочек пропал под водой.
"То
- то!- сказал я, - не спорьте со мной!
Слушайтесь,
зайчики, деда Мазая!"
Этак
гуторя, плывем в тишине.
Столбик
не столбик, зайчишко на пне,
Лапки
скрестивши, стоит, горемыка.
Взял
и его - тягота невелика!
Только
что начал работать веслом,
Глядь,
у куста копошится зайчиха -
Еле
жива, а толста как купчиха!
Я
ее, дуру, накрыл зипуном -
Сильно
дрожала... Не рано уж было.
Мимо
бревно суковатое плыло,
Сидя,
и стоя, и лежа пластом,
Зайцев
с десяток спасалось на нем.
Он
понимает как опасна перегрузка лодки.
"Взял
бы я вас - да потопите лодку!"
Жаль
их, однако, да жаль и находку -
Я
зацепился багром за сучок
И
за собою бревно поволок...
Дедушка
Мазай слышит как односельчане смеются над ним, но все таки он был решителен в
своем намерении спасти зайчиков.
Было
потехи у баб, ребятишек,
Как
прокатил я деревней зайчишек:
"Глянь
- ко: что делает старый Мазай!"
Наиболее
обессиливших в борьбе со стихией он даже взял домой, дабы за ночь они «Высохли,
выспались, плотно наелись».
Только
на лодке две пары осталось -
Сильно
измокли, ослабли; в мешок
Я
их поклал - и домой приволок,
За
ночь больные мои отогрелись,
Высохли,
выспались, плотно наелись.
В
самые ответственные моменты спасения он настолько сроднился со страждущими
зверьками, что начинает с ними говорить, надеясь поддержать их; он считал себя
и их чем-то единым.
Мы
за деревней в реке очутились.
И
все это переживает заядлый охотник, который следуя внутреннему убеждению строго
блюдет , в соответствии с его представлениями о живом, установленные сроки
охоты:
«
Не попадайтесь зимой!»
Я
их не бью ни весною, ни летом:
В
некрасовских произведениях для детей устойчив присущий народному миропониманию
мотив: живущий в природе человек осознает трудности, выпавшие на долю
беззащитных существ, стремится вывести их из беды.
Неназойливо
включенный в мир Мазая и его друзей, завороженный всем строем произведения
Салтыков воспринимал его учительское начало, обязательное, с точки зрения
автора, для народной книги, обращенной и к детям и взрослым.