Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Человек из народа и его духовный мир в стихотворении «Дедушка Мазай и Зайцы"

Человек
из народа и его духовный мир в стихотворении «Дедушка Мазай и Зайцы

Доклад
выполнила студентка 511 группы Шахова М.Е.

Московский
Государственный Педагогический Университет, дефектологический факультет

Москва
2005

Главный
герой произведений Некрасова – русский народ, умный, умелый, трудолюбивый. В
своих произведениях для детей он искал пути непосредственного общения с ними,
прямого серьезного разговора о жизни, о народе, о русской природе.  

Главный
герой стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы» – Мазай. Немалое место в истории о
Мазае занимает воспроизведение многообразной жизни природы. Дедушка Мазай не
может мыслить себя вне природы. 

За
день грибов насбираешь корзину,

Ешь
мимоходом бруснику, малину;

Вечером
пеночка нежно поет,

Словно
как в бочку пустую удод

Ухает;
сыч разлетается к ночи,

Рожки
точены, рисованы очи.

Много
лет видит Мазай мощь природы в пору весенних разливов, щедрость и красоту – в
летние месяцы, воспринимает ее перемены утром, вечером и ночью, опасается ее
неожиданности при осенних охотах, знает ее неоглядные просторы, ибо «За сорок
верст в Кострому Сбегать лесами ему нипочем:

За
сорок верст в Кострому прямиком

Сбегать
лесами ему нипочем: 

"Лес
не дорога: по птице, по зверю

Выпалить
можно".- "А леший?"- "Не верю!

Раз
в кураже я их звал - поджидал

Целую
ночь,- никого не видал!

И
не только видит, знает: « Старый Мазай любит до страсти низменный край».

Конкретно
названы деревня Мазая: Малые Вежи (…около «Малых Вежей»); и большой город:
Кострома, упомянуто расстояние между ними в верстах (За сорок верст в Кострому
прямиком). Обозначены время охоты – и ее периодичность (В августе…, Каждое лето
домой приезжая…) 

Отмечены
неповторимые признаки деревеньки

Вся
она тонет в зеленых садах;

Домики
в ней на высоких столбах 

(
Всю эту местность вода понимает,

Так
что деревня весною всплывает, 

Словно
Венеция) …

Мазай
определяет свой край как «болотистый, низменный», он думает о его возможностях
и природных ресурсах

«В
нашем болотистом, низменном крае 

Впятеро
больше бы дичи велось,

Кабы
сетями ее не ловили, 

Кабы
силками её не давили;…

Часть
известного Мазаю постигнута и автором как гостем («Я по неделе гощу у него»),
как товарищем по охоте. Перед тем как рассказать о своих и Мазая впечатлениях
(«Я от Мазая рассказы слыхал. Дети, для вас я один записал…»), он, приступая к
обязанностям писателя, повествующего, что-то укрупнил, что-то отсеял. В итоге
такой многослойной оценки общее впечатление достоверности от рассказанного
приумножается. Читатель получил возможность и подумать и поверить.

В
прямом авторском повествовании характеризуются рассказы Мазая. Он
вспоминает события, случившиеся с его знакомыми – тут включаются их реплики и даже
рассказ - самопризнания одного из охотников о том, почему и зачем он берет с
собой горшок с угольками. 

Ходит
с ружьишком другой зверолов,

Носит
с собою горшок угольков. 

«Что
ты таскаешь горшок с угольками?»

Больно,
родимый, я зябок руками;

Ежели
зайца теперь сослежу,

Прежде
я сяду, ружье положу,

Над
уголечками руки погрею,

Да
уж потом и палю по злодею!

«Вот так охотник!» – Мазай прибавлял.

 Я, признаюсь от души хохотал.

 

Впрочем,
милей анекдотов крестьянских

 ( Чем они хуже, однако дворянских?)

Стихотворение
«Дедушка Мазай и зайцы» рисует яркую картину весеннего половодья и
замечательный образ старика Мазая, спасающего зайцев. Здесь он осуждает
мужиков, которые бессмысленно губят зайцев.  

Нет!
еще мало! бегут мужики,

Ловят,
и топят, и бьют их баграми.

Где
у них совесть?..

В эпизоде
с зайчишками открывается богатый нравственный мир одинокого старика,
свойственные ему чувства справедливости и ответственности за слабого. Попавшие
в половодье в беду зайцы кажутся Мазаю беззащитной меньшой братией, не помочь
которой невозможно. И он помогает, вытаскивая их из воды, подбирая с уцелевших
бугорков, пеньков, кочек, зацепив багром бревно на котором спасались зайцы.

Вижу
один островок небольшой -

Зайцы
на нем собралися гурьбой

С
каждой минутой вода подбиралась

К
бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше
аршина земли в ширину,

Меньше
сажени в длину.

Тут
я подъехал: лопочут ушами,

Сами
ни с места; я взял одного,

Прочим
скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули
зайцы мои, - ничего!

Только
уселась команда косая,

Весь
островочек пропал под водой.

"То
- то!- сказал я, - не спорьте со мной!

Слушайтесь,
зайчики, деда Мазая!"

Этак
гуторя, плывем в тишине.

Столбик
не столбик, зайчишко на пне,

Лапки
скрестивши, стоит, горемыка.

Взял
и его - тягота невелика!

Только
что начал работать веслом,

Глядь,
у куста копошится зайчиха -

Еле
жива, а толста как купчиха!

Я
ее, дуру, накрыл зипуном -

Сильно
дрожала... Не рано уж было.

Мимо
бревно суковатое плыло,

Сидя,
и стоя, и лежа пластом,

Зайцев
с десяток спасалось на нем.

Он
понимает как опасна перегрузка лодки.

"Взял
бы я вас - да потопите лодку!"

Жаль
их, однако, да жаль и находку -

Я
зацепился багром за сучок

И
за собою бревно поволок...

Дедушка
Мазай слышит как односельчане смеются над ним, но все таки он был решителен в
своем намерении спасти зайчиков.

Было
потехи у баб, ребятишек,

Как
прокатил я деревней зайчишек:

"Глянь
- ко: что делает старый Мазай!"

Наиболее
обессиливших в борьбе со стихией он даже взял домой, дабы за ночь они «Высохли,
выспались, плотно наелись».

Только
на лодке две пары осталось -

Сильно
измокли, ослабли; в мешок

Я
их поклал - и домой приволок,

За
ночь больные мои отогрелись,

Высохли,
выспались, плотно наелись.

В
самые ответственные моменты спасения он настолько сроднился со страждущими
зверьками, что начинает с ними говорить, надеясь поддержать их; он считал себя
и их чем-то единым.

Мы
за деревней в реке очутились.

И
все это переживает заядлый охотник, который следуя внутреннему убеждению строго
блюдет , в соответствии с его представлениями о живом, установленные сроки
охоты: 

«
Не попадайтесь зимой!»

Я
их не бью ни весною, ни летом:

В
некрасовских произведениях для детей устойчив присущий народному миропониманию
мотив: живущий в природе человек осознает трудности, выпавшие на долю
беззащитных существ, стремится вывести их из беды.

Неназойливо
включенный в мир Мазая и его друзей, завороженный всем строем произведения
Салтыков воспринимал его учительское начало, обязательное, с точки зрения
автора, для народной книги, обращенной и к детям и взрослым.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Дольмены Краснодарского края
Реферат Правовое регулирование оплаты труда в Российской Федерации совреме
Реферат Физика (основные формулы)
Реферат Функционально-физический анализ фотоаппарата «Зенит»
Реферат Португальское вторжение в Гвинею
Реферат Історичний аспект ядерного чинника у міжнародних відносинах
Реферат Татарник колючий
Реферат Анализ предпосылок, факторов развития и уровня зрелости PR как профессиональной практики
Реферат Аннотация рабочей программы учебной дисциплины по выбору студентов налоговые системы зарубежных стран
Реферат Гогландское сражение
Реферат Alexander Popes The Rape Of The Lock
Реферат Пути улучшения финансового состояния РУП Гомельский жировой комбинат
Реферат Что такое интерфейс
Реферат АРМ менеджера по продажам комплектующих
Реферат Очистка воздуха перед подачей в ферментер