Античность в сочинении Роберта Бертона «Анатомия
меланхолии»
В.П. Комарова
Знаменитое
в истории английской литературы сочинение Роберта Бертона «Анатомия меланхолии»
(с 1621 по 1651 гг. - шесть изданий; ссылки приведены по лондонскому изданию
1886 г. в трех томах, указаны том и страницы) поражало современников
необыкновенной эрудицией автора, который, по его признанию, всю жизнь читал.
Однако произведение Бертона - не просто энциклопедия суждений о всех сторонах
жизни человека и общества, а настоящее научное исследование: Бертон
систематизировал суждения древних и новых авторов, решая сложные проблемы,
откликаясь на новейшие события и научные открытия, высказывая собст-венные
оценки, проявляя незаурядный талант сатирика, публициста и просветителя.
Особенность
стиля этой работы заключается в единстве английского и латинского языков, когда
автор начинает рассуждение по-английски, но вводит латинские цитаты или
собственные латинские фразы, указывая источники, однако, при рассмотрении
особенно опасных вопросов религии и физиологии, избегая приводить английские
переводы латинских цитат. Античность преобладает во всех частях сочинения
Бертона. Даже в обращении к читателю, которое служит предисловием, Бертон
поясняет, что вводит в качестве псевдонима имя Демокрита из Абдеры потому, что
идеи этого благородного философа древности ожили в новое время, например, в
сочинениях Коперника.
Собственные
взгляды Бертона выражены во введении, но и здесь автор цитирует античных
историков, напоминая о войнах в древние времена (среди историков упомянуты
Плутарх, Фукидид, Тацит, Саллюстий). Он напоминает о судьбах Демокрита и
Диогена, о сатирах Лукиана и Мениппа, цитирует Горация, Сенеку, Лукреция,
Эпикура. Чаще всего Бертон цитирует античных философов-материалистов, сатириков
Ювенала и Лукиана, приводит цитаты из комедий Аристофана и Плавта.
Произведение
Бертона состоит из трех частей, каждая часть подразделяется на тематические
секции, разделы, подсекции. В первой части дается подробный анализ причин
меланхолии, и свое исследование природы человека Бертон сопровождает множеством
цитат из античных авторов (Гесиод, Гомер, Плиний, Гораций, Овидий и многие
другие авторы). Очерк о человеке подразделяется на два раздела - «Анатомия
тела» и «Анатомия души». Суждения о влиянии физиологии на состояние человека
(часть I, секция I, раздел 2, подсекция 9) включают и весьма опасные мнения:
упомянуты Гиппократ, Гален, Эпикур, Лукреций, то есть авторы, которые
признавали материальную природу душевных состояний человека.
Бертон
перечисляет естественные причины болезненных состояний: страх, зависть, гнев,
честолюбие, недовольство своим положением, суеверия. Выразительные определения
дополнены цитатами. Например, о зависти сказано: «моль, грызущая душу», она
побуждает человека «поедать собственное сердце», - и Бертон приводит обширную
цитату из сочинения Гесиода «Труды и дни», а также суждения Аристотеля, Плиния,
Лукиана и многих других о влиянии гнева: это безумие превращает человека в
чудовище, этот зверь бушует, бранится, сражается и не сознает своих поступков
(I, 359).
Причиной
многих болезней Бертон считает образ жизни, обычаи, попутно говорит о влиянии
праздности и одиночества на возникновение меланхолии. Заслуживает внимания и
выбор античных суждений о влиянии нервной системы на болезни тела и мозга:
чрезмерное возбуждение и воображение порождают химеры, галлюцинации, видения;
при этом резко отрицательные оценки вызывает у Бертона вера в колдунов и ведьм.
Вторая
часть книги содержит анализ типов меланхоликов и рассуждения о «законных» и
«незаконных» средствах излечения. Целые страницы суждений античных авторов
заполнены советами, какими именно способами можно излечить болезненные
состояния. Приводя советы Цицерона, Плутарха и других античных писателей,
Бертон иронически добавляет, что советы
давать легко, однако вопрос заключается в том, как этим советам следовать.
Скептически относится Бертон к советам прибегать к помощи святых, а их чудеса
называет обманом и вымыслом. Даже картины ада он считает художественными
вымыслами.
Раздел
о мироздании изобилует скептическими размышлениями: астрономы встряхивают мир,
как одеяло, швыряют землю вверх и вниз, как мячик, заставляя земной шар то
двигаться, то стоять. Но многие суждения приведены с явным сочувствием: среди
древних - Пифагор, Гераклит, Демокрит и Эпикур, а из новых - Бруно, Галилей,
Кеплер, Коперник (II, 146-149). Особенно дерзкими были в тот период цитаты из
античных скептиков, отрицавших существование богов и бессмертие души. Иронией
проникнуты и комментарии Бертона к советам отцов церкви, призывающих к терпению
(II, 302, 331-335).
Опасные
мысли высказывает Бертон в очерке о смерти Сократа; его источником служило
сочинение Платона «Апология Сократа», но в этом очерке важны собственные оценки
Бертона - он восхищается презрением Сократа к смерти и для контраста приводит
эпизод о поведении еретика Сервета перед сожжением.
Третья
часть книги называется «Меланхолия любви», при этом понятие «любовь» трактуется
в земном и космическом планах. Эта часть книги включает историю, философию,
религию, вопросы семьи и брака, половую любовь и разные искажения любовной
страсти. Бертон приводит мнение Гесиода о мироздании: вечно существовали Земля
и Хаос, позднее возникли Любовь и Боги. Античные мифы о господстве Любви в
живой и неживой природе, сведения об античных гетерах и их влиянии на
правителей, эпизоды о проявлениях чрезмерной похоти (примеры - Соломон,
Мессалина, Сарданапал, Анакреон) Бертон сопровождает оправданием своего
внимания к эротическим писателям; Марциал, Петроний, Вергилий, Аристофан
затрагивали эротические темы, но это не значит, что они были порочны; «я
человек, и ничто человеческое мне не чуждо» - не осуждай меня, добрый читатель,
если некоторые места покажутся слишком вольными. Сразу можно добавить, что
латинские цитаты о болезнях в сексуальной сфере Бертон не переводит, хотя в
примечаниях указывает источники.
Множество
примеров из античных авторов включает очерк о ревности и способах ее излечения.
Приводя советы мужчинам, как выбирать жену, Бертон предлагает слушать других
авторов, поскольку сам он не обладает опытом. Особенно дерзким является
четвертый раздел третьей части, озаглавленный «Религиозная меланхолия» - так
определяет Бертон «рвение в любви к Богу». В этом разделе преобладают
собственные суждения автора о религиозных распрях в прошлом и в настоящем. Он
упоминает о религиозных войнах в современной ему Франции и добавляет, что
многие люди насмехались над всем, считая религиозные разногласия и веру в
бессмертие души чистой глупостью и предрассудком. Дерзким было и приводимое им
суждение Макиавелли о христианской религии, которая лишает энергии,
обессиливает, отнимает мужество и отвагу. И Бертон прибавляет без перевода
латинские оценки. Сочувственно он приводит суждения Лукреция и Эпикура, Лукиана
и Сенеки - торжество негодяев в мире побуждало их сомневаться в существовании
богов.
Вполне
обоснованно можно сделать вывод о преобладании в сочинении Бертона античного и
ренессансного мировоззрения. При этом многие сатирические инвективы,
направленные против господства зла в мире, проникнуты негодованием гуманиста. У
Бертона зло всегда конкретно: войны, тираны, инквизиция, пытки, жадные
церковники, лицемерные политики, использующие толпу в своих целях. Избавить мир
от невежества и злодеяний было бы трудно и новому Геркулесу, и новому Христу.
Античность представлена во всем богатстве идей: история, наука, психология,
география, медицина; при этом суждения организованы в систему, богатейший
материал преподнесен в своеобразном, часто причудливом изложении.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://filosof.historic.ru