Враги народа в романе М. Шолохова “Поднятая целина”.
Еще
не до конца разгадана тайна бессмертия великих творений человеческого разума и
сердца. По-прежнему зачарованно смотрит мир на улыбку Джоконды, по-прежнему
манит за собой загадочная “незнакомка”, по-прежнему спорят критики о том,
осуждает ли Шолохов своего Григория Мелехова или сочувствует ему. Не до конца
еще разгадана тайна великих творений, но велик подвиг тех, кто сумел увидеть и
запечатлеть вечное в современном, навсегда соединив их. К таким бессмертным
творениям и относится роман Шолохова “Поднятая целина” — боевая, страстная
книга о переломном этапе в истории нашей родины, о том, как в борьбе и муках с
тяжелыми потерями рождается новое. С большим мастерством Михаил Александрович
выводит в своем романе группу матерых врагов социалистического государства —
есаула Половцева, поручика Лятьевского, кулака Островнова, Лапшинова, Бородина
и других. Это кучка преступных отщепенцев, внутренне опустошенных и обреченных
на разгром и гибель.
Но
так ли просты эти, по замыслу Шолохова, обреченные, какими нарисовал он врагов?
Ведь в 1937 году он писал: “Врагов у нас показывают плакатно и примитивно”. Да,
действительно, в романе все гораздо трагичнее и глубже. Вот перед нами встает
Половцев: “Из-под крутого, волчьего склада, лысеющего лба он бегло оглядел
комнату и, улыбчиво сощурив светло-голубые глазки, тяжко блестевшие из глубоких
провалов глазниц, поклонился”. Где Половцев, там льется кровь, готовятся убийства
и диверсии, он вдохновитель мести и преступлений. Но при есем этом Половцев —
смелый и умный враг. Он бесстрашно появляется в хуторе, зная, что за ним по
пятам следуют работники государственной безопасности, смело идет на такой шаг,
как убийство Хопрова. Он хорошо разбирается в людях, подобных Островнову,
знает, как привлечь их на свою сторону. Половцеву не откажешь в природном уме,
решительности, готовности погибнуть за свои идеалы. И тем разительнее
удивительная легкость, с какой он выдает в конце романа всех своих сообщников,
понимая, что все равно будет расстрелян. Шолохова враги советской власти
интересуют не только как враги, но и как люди, поэтому он видит, что Тит
Бородин совсем не похож на Островнова или Лапшинова и Лятьевский совсем другого
склада, нежели Половцев.
Яков
Лукич Островнов по природе своей умный человек, любящий и умеющий трудиться.
Его объяснения Давыдову, как вести хозяйство, не могут не подкупить, потому что
за ними угадывается и в самом деле знающий человек. Губят Якова Лукича стремление
к богатству и трусость. Автор показывает, как постепенно вырождается его герой:
от убийства Хопрова он пришел к самому страшному и подлому преступлению —
убийству своей матери. И лишь только заканчивается этот страшный путь
вырождения, Шолохов сразу же и расстается со своим персонажем, исчерпавшим в
себе остатки человеческого, что было заложено в нем от природы. Таков же и
конец Половцева.
Казалось
бы, абсолютно понятен образ Тимофея Рваного, соучастника убийства Никиты
Хопрова, беглого ссыльного, покушавшегося на жизнь секретаря парторганизации.
Но вот автор описывает его мертвым: “Он и мертвый был красив, этот бабий
баловень и любимец, на не тронутый загаром, чистый и белый лоб упала темная
прядь волос... И легкая тень улыбки запряталась в цветущих губах, всего лишь
несколько дней назад так жадно целовавших Лушку”. Чего больше в этих словах:
торжества при виде поверженного врага или жалости при виде до поры оборванной
жизни? Скорее — жалости. Так можно говорить только о жертве. Тимофей и был жертвой
тех сил, что ввергли его в борьбу с народом, с самой жизнью.
Гуманизм
писателя-коммуниста обязывает Шолохова до конца верить в хорошее в человеке,
заставляя ненавидеть не людей, а те силы, которые их калечили. И только тогда
становилась безоговорочной ненависть автора, когда личная злоба и жестокость
персонажа окончательно губили в нем все человеческое, когда распад личности
завершался, достигал своего предела.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.litra.ru/