Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского
«Бесприданница»
Вот красота-то куда ведет
(показывает на Волгу).
Вот, вот, в самый омут.
А.Н. Островский. «Гроза»
Через все творчество А.Н. Островского проходит образ
великой русской реки Волги как символ красоты, силы и мощи родного края. Точно
в кошмаре, обступают нас в пьесах Островского страшные лики «темного царства»,
и лишь Волга вольно несет свои воды, вбирая в себя и красоту, «какая в природе
разлита», и красоту «горячего сердца», измученного неволей, жаждущего света,
воздуха, освобождения.
В волнах Волги нашла свое единственно возможное
освобождение Катерина, почти через два десятилетия на берегу той же сказочно
прекрасной реки обрела смерть Лариса, человек «горячего сердца» из пьесы
«Бесприданница». В поэтике Островского с замечательным мастерством слились две
стихии: жестокая реалистическая стихия «темного царства» и романтическая,
просветленная взволнованность «горячего сердца».
Мир диких и кабаних в «Бесприданнице» претерпел
существенные изменения. Здесь «значительные лица в городе» — европеизированные
дельцы Мокий Парменыч Кнуров и Василий Данилыч Вожеватов; невежественную
Кабаниху сменила расчетливая Харита Игнатьевна, мать Ларисы Огудаловой, ловко
торгующая красотой дочери. Здесь блистает барин — судовладелец Сергей Сергеевич
Паратов (произошло сближение между торговым сословием и дворянством, некогда
сторонившимся предпринимательства). Но за внешним лоском этих хозяев жизни —
тяжкое дыхание бессердечного мира купли-продажи, циничного торга, беспощадного
приобретательства. И Кнурову и Вожеватову безразлично то, что происходит в душе
Ларисы, девушка-бесприданница для них является лишь товаром, ее красоту они
попросту разыгрывают в орлянку. Карандышев перед роковым выстрелом говорит
Ларисе: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека... они смотрят
на вас, как на вещь». И героиня соглашается, она наконец прозревает и понимает
свое место в этом обществе: «Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, я не
человек...» Смертельно раненная женщина благодарит убийцу, она не хочет жить в
мире, в котором «ни от кого... не видела сочувствия, не слыхала теплого,
сердечного слова. А ведь так жить холодно».
Женщина пылкого сердца, Лариса ищет любви, в ней нет
никакого расчета, пошлости: «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого
житейского, нет», — замечает Кнуров.
Но ее любовь поругана, для Паратова она лишь
развлечение, вид спорта: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и
смотрят, как на забаву». Выстрел Карандышева приносит ей избавление от страшной
жизненной западни: ведь она уже была готова принять условия богача Кнурова:
«...Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты...
Я не нашла любви, так буду искать золото».
Золото — тот же омут, и в него уже была готова
кинуться Лариса. Так циничная и жестокая власть торгашеского мира убивает
«горячее сердце» женщины, не нашедшей человека, достойного высоких чувств.
В этом «темном царстве» красота — проклятие, красота —
гибель, или физическая, или духовная.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.ostrovskiy.org.ru/