О чём писал Шолохов.
Михаил Александрович Шолохов
Когда в
1925 году появились «Донские рассказы» двадцатилетнего писателя Михаила
Шолохова, читатели сразу почувствовали, что в литературу пришёл яркий талант. А
первая и вторая книги «Тихого Дона», напечатанные в 1928 году в журнале
«Октябрь», поставили его в ряд лучших писателей Советской страны.
Уже в ранние произведения Шолохова характеризует исключительная зоркость
художника, умение передать увиденное в ярких точных образах. Глубокое понимание
жизни позволило Шолохову показать судьбы отдельных людей в тесной связи с
судьбами всего Советского народа в такие важнейшие поворотные моменты истории,
как Октябрьская революция, гражданская война, коллективизация, Великая
Отечественная война.
Действие шолоховских произведений, как правило, происходит на Дону, в среде
донского казачества. В истории русского народа казачеству принадлежит особая
роль. Из среды казачества вышли Разин, Пугачёв и другие руководители крестьянских
восстаний. Казачество, основавшее «вольницу» на окраине России, защищало
границы Российского государства и за это царскими указами было превращено в
особое военное сословие, пользовавшееся рядом привилегий. Царское
правительство, стараясь подчеркнуть сословные привилегии казачества, натравило
казаков на «иногородних» (людей проживающих в казачьих хуторах и станицах, но
не пользовавшихся правом владений землёй), использовало казачьи войска для
подавления революционных выступлений. Казачество, в общем, жило богаче, чем
крестьяне других областей России, и это создавало особые трудности и в
становлении Советской власти на Дону, и в проведении там социалистического
переустройства сельского хозяйства. Но казачество не было однородным: богатые
казаки эксплуатировали бедных; основная масса казаков принадлежала к угнетённым
трудящимся классом России, и только политическая слепота мешала им понять, что
нужно объединиться с «мужиками» и «иногородними» против кулаков и помещиков.
На примере жизни Дона, где борьба за советскую власть и коллективизацию
приняла особенно острые формы, писатель раскрыл основные черты изменения
крестьянской психологии в период перехода от капитализма к социализму. Великие
исторические перемены в жизни народа Шолохов прослеживает на многочисленных
судьбах людей, различных по характерам и общественному положению. Весь
водоворот людских судьбах изображён писателем на фоне природы, полной не
умолкающей жизни, которую художник так тонко чувствует и передаёт с
изумительным мастерством. Язык Шолохова, то гневный, то нежный, то заразительно
весёлый, вобрал в себя все богатства народной речи, её живость, образность,
меткий и острый юмор.
Боевая юность. Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года на
хуторе Кружилине станицы Вешенской, области Войска Донского (теперь Ростовская
область). Его отец, Александр Михайлович Шолохов, выходец из Рязанской
губернии, с молодых лет работал по найму, кочуя по донским хуторам и станицам.
Мать Анастасия Даниловна, дочь крепостного украинского крестьянина Черниговской
губернии, с двенадцати лет вплоть до замужества работала в помещичьем имении
Ясеновка, находившемся неподалёку от хутора Кружилина. Малограмотная женщина
обладала острым природным умом, живой, образной речью, душевным богатством, и
эти качества унаследовал будущий писатель.
Михаил Шолохов учился в Каргинском начальном училище, потом в Богучаровской
гимназии. Но ему удалось окончить только четыре класса гимназии. «В 1918 году,
когда оккупационные немецкие войска подходили к этому городу, я прервал занятия
и уехал домой. После этого продолжать учения не мог, так как Донская область
стала ареной ожесточённой гражданской войны», - писал М.А. Шолохов в
автобиографии. Ещё подростком Шолохов включился в борьбу за установление
Советской власти на Дону. Он был продармейцем бился с кулацкими бандитами,
участвовал в переписи населения и ликвидации неграмотности, служил в станичном
ревкоме, был делопроизводителем заготовительной конторы, которой заведовал его
отец. В 17 лет он был назначен продовольственным комиссаром в станицу
Букановскую Царицынской губернии. В 1923 году М.А. Шолохов приехал в Москву,
работал чернорабочим, каменщиком, грузчиком, счетоводом домоуправлении и не
оставлял мечту стать писателем. В комсомольской газете «Юношеская правда» появляются
фельетоны, подписанные псевдонимом «М. Шолох». Вскоре литература стала его
основной профессией. В конце 1924 года был напечатан его первый рассказ
«Родинка», а затем повесть «Путь-дороженька». Шолохов примкнул к литературной
группе «Молодая гвардия», в которую входили М. Светло, Ю. Лебединский, А.
Фадеев и другие писатели. Все они пришли в литературу обогащённые личным опытом
участие в гражданской войне, в строительстве новой жизни. «Молодой писатель
растёт как писатель только тогда, когда он растёт как человек, как боец, растёт
вместе со всей страной»- говорил Николай Островский. Эти слова полностью можно
отнести к Михаилу Шолохову и его товарищам по группе «Молодая гвардия».
По горячим следам. Глубокой бороздной прошла гражданская война по страницам
и хуторам Дона; она разделила вчерашних друзей, часто даже членов одной семь на
два не применимых лагеря. Смертельная схватка двух лагерей-борцов за новую
жизнь и тех, кто хотел бы вернуть старые порядки, - определила сюжет «Донских
рассказов». Молодой писатель даже в ранних своих рассказах, описывая
трагические и героические события, сумел избежать героико-романтической
напыщенности, характерной для литературы того времени. Борьба за Советскую
власть была возвышенна по своим великим гуманным задачам, но в буднях
гражданской войны было гораздо больше жестокого, неприятного и просто
обыкновенного, чем красивого. Герои шолоховских рассказов погибают обычно в
первом бою, а ещё чаще застигнутые врасплох, безоружные, подвергаемые мучениями
и издевательствам. В семье кулака Якова Алексеевича (рассказ «Чертовщина»)
живёт двадцатилетний комсомолец, его младший сын Стёпка. Каменной стеной
ненависти отгородилась от Стёпки семья. «Даже мать и та стала смотреть на
Стёпку равнодушным, невидящим взглядов. Кусок застревал у парня в горле,
непрошеные слёзы жгли глаза, валом вставало глухое рыдание». Но Стёпка честное
стоит за правду: когда Яков Алексеевич на собрании скрыл площадь засеваемой
земли, Стёпка разоблачил его. За это отец и старший брат Максим зверски убивают
Степана. Алёшке, герою рассказа «Алёшкино сердце», всего четырнадцать лет. Уже
пятый месяц он не видел хлеба, пухнет с голоду. От голода умерли мать и младшая
сестра. Старшую сестру, Польку, убила утюгом богатая соседка Макарчиха за то,
что Полька влезла к ней в хату и стала есть оставшиеся в печке щи. Свою хату и
подворье ещё мать продала Макарчихе за несколько пригоршней муки и корчажку
молока.
Остался Алёшка один из за жалких харч нанялся в батраки к кулаку Ивану
Алексеевичу. Хозяин избивал Алёшку, изнурял непосильной работой. Всё терпел
кроткий мальчик, но, когда услышал, что бандиты договариваются с его хозяином
напасть на хутор, он побежал в контору предупредить политкома. Разбитые бандиты
попытались заслониться четырёхлетней девочкой, и Алёшка спас жизнь ребёнка,
упав животом на брошенную гранату.
Тяжёлые испытания выпали на долю Петьки, героя повести «Путь-дороженька».
Отца его до смерти забили белые казаки. Петька поджёг склад боеприпасов и бежал
к красным. Потом он, секретарь ячейки РКСМ, попадает в плен к махновцам, под
угрозой расстрела соглашается служить у Махно, но через некоторое время
подговаривает сотню махновцев сдаться красным.
Всколыхнулся тихий Дон. Через год после опубликования первого рассказа
Шолохов приступает к работе над развернутым полотном об исторических переменах
в жизни донского казачества – романом-эпопеей «Тихий Дон», над которым работал
в течении 15 лет, закончив последнюю, четвёртую книгу в 1940 году. Среди
приволья донской природы и нелёгкого труда вырос герой романа – Григорий
Мелехов. Тугим узлом завязывается нескладная судьба Григория: любовь к чужой
жене Аксинье, женитьба на нелюбимой Наталье, уход с Аксиньей из родного хутора…
и вдруг война, снова перевернувшая всю жизнь его жизнь. Не всё было
благополучно на тихом Доне; нарастали и обострялись классовые противоречия
между богатеями и трудовой беднотой. Большевик Штокман открывает глаза трудовым
казакам на их истинное положение. Многому научила казаков мировая война.
Центральное место в романе занимают события гражданской войны на Дону, и в
частности история верхнедонского контрреволюционного восстания казаков. Эта
страница гражданской войны до Шолохова была плохо изучена историками. Писатель
проделал громадную роботу, собрав большое количество подлинных документов и
воссоздав действительную картину восстания. Шолохов раскрыл причины восстания,
заключавшиеся, с одной стороны, в неустойчивой природе крестьянина-серядняка,
поддавшегося на белогвардейскую агитацию, с другой – в политических ошибках
некоторых представителей Советской власти, занявши враждебную по отношению к
основной массе казачества позицию. Этим «загибщикам» в романе противопоставлены
настоящие большевики – Кошевой, Штокман, Котляров и другие, которые в
создавшихся условиях не смогли, однако, удержать казаков от восстания. Когда с
помощью повстанцев на Дон пришла белая армия и стала восстанавливать старые
порядки, казаки сами поняли свою ошибку. Писатель исторически достоверно
рассказывает о том, как Красная Армия остановила наступление белых, а затем
погнала их на юг, опрокинув в море; как разлагалась и таяла белая армия; как в
борьбе с бандитами устанавливалась на Дону Советская власть.
В борьбе за коммунизм. С большой любовью рисует Шолохов портреты стойких
борцов за новую жизнь. Это – сын батрака Михаил Кошевой, машинист мельницы Иван
Котляров, профессиональный революционер-подпольщик Штокман, верный солдат
революции Бунчук и другие. Семена революционной правды находят благодатною
почву в среде казачьей бедноты и рабочих мельниц. Михаил Кошевой проникает идеями
революции и ясно сознаёт, что в наступившей борьбе нельзя оставаться посредине
между двумя воюющими лагерями. «Страшней людской серёдки ничего на свете нету»,
- говорит он.
«Непримиримую, беспощадную войну вёл он с казачьей сытостью, с казачьем
вероломством, со всем тем неразрушимым и костным укладом жизни, который
столетиями покоился под крышами осанистых куреней». С безграничным мужеством
шли на смерть коммунисты, защищая Советскую власть. Штокман погиб, пытаясь
удержать взбунтованный полк. Когда убили комиссара, он один выступил против
разъярённой толпы, и, возможно, его горячая речь достигла бы цели, если бы её
не прервала пуля председателя. В романе проходят перед нами десятки
коммунистов. Вот каргинский коммунист из иногородних Пётр Семиглазов, зарубленный
в бою Григорием Мелеховым. «В семнадцатом году с германской первый пришёл он,
тогда двадцатичетырехлетний парняга, в невиданные доселе обмотках; принёс с
собой большевистские убеждения и твёрдую фронтовую напористость. Большевиком он
и остался». Вот командир роты, попавши в плен к белым. Он отказался отвечать на
вопросы и смотрел с бесстрашной насмешкой на кипевшего злобой белогвардейского
полковника. Самоотверженно сражался красноармейский отряд, окружённый
превосходящими силами белых: «…Из-за песчаного бугра поднялся во весь рост
высокий смуглолицый и чёрноусый командир. Его поддерживала под руку одетая в
кожаную куртку женщина. Командир был ранен. Волоча перебитую ногу, он сошёл с
бугра, поправил на руке винтовку с приткнутым штыком, хрипло скомандовал:
Товарищи! Вперёд! Бей беляков! Кучка храбрецов с пением «Интернационала» пошла
в контратаку. На смерть. Сто шестнадцать павшие последними возле Дона были все
коммунисты Интернациональной роты».
Душители революции. В романе представлены те, кто хотел удержать старые
порядки, потопить в крови народную власть. Это семейство хуторских богатеев
Коршуновых, купец Мохов, помещик Листницкий, генералы и офицеры белой армии,
иностранные интервенты. Купец Мохов революции был самым важным лицом в хуторе
Татарском. В крепкий кулак зажал он и окрестные хутора «Что ни двор – то
вексель у Сергея Платоновича…» Даже к самым богатым казакам относился Мохов
свысока и дружил только с жившим неподалеку от хутора помещиком Листницкий,
офицер, убеждённый монархист, остро ненавидит восставший против старого строя
народ. Это умный, злой и жестокий враг, который хорошо понимает опасность,
грозящую старому миру, и добровольно шпионит за офицерами и солдатами,
выслеживает «неблагонадёжных», пишет на них доносы. Он активно помогает Корнилову
и Каледину в организации контрреволюционных заговоров. Листницкий много говорит
о любви к родине, но в действительности он защищает свои классовые интересы,
какие-либо возвышённые чувства ему чужды. Антипатриотизм белого офицерства
наиболее ярко раскрыт Шолоховым в групповом портрете: «Ростов и Новочеркасск,
являющемся тылом Добровольческой армии кишели офицерами. Тысячи их
спекулировали, служили в бесчисленных тыловых учреждениях, ютились у родных и
знакомых, с поддельными документами о ранении лежали в лазаретах… расстрелявшие
за годы революции и честь и совесть, по-шакальи прятались в тылах, грязной
накипью, навозом плавали на поверхности бурных дней…» Выразительны в романе
портреты Корнилова, Каледина, Краснова, Богаевского, Деникина и других белогвардейских
генералов. Как собаки, дерущиеся за кость, они, в борьбе за власть, злобно
обличают друг друга. Атаман Донской области Краснов-марионетка в руках
немецкого кайзера, так же как и Деникин который продавал Россию
англо-француским императорам.
Иностранная помощь не спасла белых генералов. На Дону, очищенном от
белогвардейского отребья, начинается строительство новой, советской жизни.
Народ и революция. Главная тема романа «Тихий Дон» - судьба народа в годы
революции и гражданской войны. В предисловии к английскому изданию романа
«Тихий Дон» Шолохов писал: «Я был бы счастлив, если бы за описанием чуждой для
европейцев жизни донских казаков читатель-англичанин рассмотрел и другое: те
колоссальные сдвиги в быту, жизни и человеческой психологии, которые произошли
в результате войны и революции».
В письме к А.М Горькому в 1931 году Шолохов отмечал, что он не ограничивает
смысл романа изображёнием событий, происходивших в Донской области: вопрос: об
отношении к среднему крестьянству и о поведении среднего крестьянства в
революции, центральный в романе, имеет важнейшее значение для всех стран,
которые вслед за Россией, пойдут к социализму. В шатаниях казачества между
революцией и контрреволюцией проявилась двойственная природа психологии мелкого
собственника, который, как указывал В.И. Ленин, «тяготеет невольно и неизбежно
то к буржуазии, то к пролетариату. Самостоятельной «линии» у него экономически
быть не может. Его прошлое влечёт его к буржуазии, его будущее к пролетариату.
Его рассудок – тяготеет к последнему, его предрассудок (по известному выражению
Маркса) к первой». У казачества колебания, свойственные среднему крестьянству,
проявились с особенной силой. Если в остальных районах России основой союза
крестьянства с пролетариатом была борьба за землю, то на Дону казачество, в
своей массе, имело достаточно земли. Белогвардейцы запугивали казаков слухами,
будто бы большевики хотят отнять у них землю и отдать её «мужикам». Эти
провокационные слухи рождали среди казаков слепую ненависть, толкали их борьбу
за свою «делянку земли». Спровоцированные белыми на восстание против Советской
власти, казаки с тоской думали о весенней пахоте, об оставленном хозяйстве,
отказывались отходить далеко от родных хуторов. В привязанности казаков к
своему хозяйству проявились и душа труженика, и психология собственника. Чувств
усталости, вины и раздражения особенно сильно овладевают казаками после
соединения их с прорвавшейся на Дон белой армией. Даже у хозяйственного
Пантелея Прокофьевича, истого хранителя казачьего духа, воодушевляющего ещё
недавно своих сыновей на войну с большевиками, резко меняется настроение.
«Война разорила его, лишила прежнего рвения к работе, отняла у него старшего
сына, внесла разлад и сумятицу в семью. Прошла она над его жизнью, как буря над
делянкой пшеницы, но пшеница и после бури встаёт и красуется под солнцем, а
старик подняться уже не мог. Мысленно он махнул на всё рукой – будь что будет!»
Казаки всё больше отходили от белого командования, и после разгрома белой армии
оставшиеся в живых стали возвращаться в родные хутора. Не все и не сразу
признали Советскую власть. Первое время многие поддерживали бандитов и помогали
им в борьбе с продотрядами, но постепенно казаки поняли, что этим они мешают
установлению нормальной жизни, и решительно стали на сторону Советов. Сама
жизнь разбила иллюзии казаков. Им стала ясна нелепость затей организовать «свою
республику из десяти станиц». Либо возвращаться к старой жизни: тянуться перед
офицерами, гнуть спину на кулаков и помещиков, либо идти вслед за большевиками.
Третьего пути нет. И подавляющая масса казачества повернула путь строительство
новой жизни.
Чужой всем. Герой романа Григорий Мелехов – представитель среднего
казачества. Он вырос в семье, обладавшей крепким хозяйством, всегда жившей в
достатке, но никогда не пользовавшейся наёмным трудом. Тяжёлый крестьянский
труд был для семьи Мелеховых привычным делом. Личными качествами - недюжинным
природным умом, храбростью, ловкостью, силой воли, глубиной чувств, бурной,
неукротимой натурой – Григорий резко выделялся среди земляков. Но при всей
остроте ума Григорий не смог самостоятельно разобраться в сложном переплетении
общественных противоречий, а обстоятельства жизни не свили его с надёжным
политическим руководителем. Поэтому так беспомощен Григорий в спорах с белыми
офицерами. Сколько раз бывало, что он смутно чувствовал правду, но не умел её
доказать и вынужден был подчиняться тому, с чем внутренне был не согласен. «Я,
брат, чую, что тут ты неправильно гутаришь, - говорит он своему начальнику
штаба, офицеру Копылову, - а вот припереть тебя не умею.… Давай бросим об этом.
Не путай меня, я и без тебя запутанный!» Когда Григорий лежал в госпитале,
сосед по койке, большевик Гаранжа, раскрыл ему глаза на истинный смысл
империалистической войны. И. Григорий возненавидел войну, рушились его прежние
представления о царе, о казачьем воинском долге. Но, вернувшись с фронта домой,
оказавшись в обстановке родного казацкого быта, Григорий заколебался в своих
новых, недостаточно прочно усвоенных взглядах. К тому же старина явилась перед
ним замаскированной в новое одеяние: Изварин опутывает его идеей создания
самостоятельного казачьего государства. Правда Григорий не верит клевете
Изварина, говорит: «…Ничего я не понимаю… Мне трудно в этом разобраться… Блукаю
я, как метель в степи…» Через месяц встретился Григорий с большевиком Фёдором
Подтелковым и услышал, что казачья автономия – это таже власть белых генералов.
Григорий примкнул к красным, командовал сотней, затем дивизионом. Во время
атаки, в результате которой было разбито большое соединение белых, Григорий был
равен, провалявшись неделю в лазарете, поехал домой. Когда в хуторе белые
объявили мобилизацию, Григорий отклонил предложение Кошевого бежать к красным.
«Я то воевал, пущай другие спробуют», - ответил он, надеясь отсидеться дома. Но
отсидеться ему не давали. Нехотя, в последнем ряду сформированного на хуторе
отряда, ехал Григорий на войну против красных. В бою он услышал донесшиеся от
красноармейской цепи звуки «Интернационала» и «почуял, как, сорвавшись, резко,
с перебоем стукнуло его сердце…»
Григорий оказался для всех чужим. Казаки не доверяли ему, потому что раньше
он был красным командиром, а когда он самовольно покинул белый фронт, пришедшие
в хутор красные тоже не доверяли ему, потому что он был белым офицером. Двойное
прошлое, как проклятие ходило за ним. Во время контрреволюционного мятежа
казаков Григорий командовал повстанческой дивизией. Ему казалось, что он воюет
за своё родное дело, но пришла белая армия, восстанавливавшая дореволюционные
порядки, и Григорий понял, как жестоко он ошибся. Офицерская среда была ему
по-прежнему чужда и ненавистна, и офицеры, несмотря на его высокий чин и
несомненный военный талант, смотрели на него как на простого, необразованного
казака. «В вопросах приличия и грамотности ты просто пробка!» - говорит ему
Капылов. «Это я у вас пробка, а вот погоди, дай срок, перейду к красным, так я
у них буду тяжелей свинца. Уж тогда не попадайтесь мне приличные и образованные
дармоеды.
Душу буду вынать прямо с потрохом!» Переходя то к белым, то к красным,
Григорий не может найти своё настоящее место. Но хочет вырваться из водоворота
военных событий: вместе с Аксениньей бежит из родного хутора на Кубань, что бы
начать там новую жизнь. Но в пути гибнет Аксинья, и Григорий, совершенно
надломленный, возвращается домой. «…Сбылось то многое, о чём бессонными ночами
мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына.… Это было
всё, что осталось у него в жизни…» В образе Григория Мелехова ярче всего
проявилось характерное для Шолохова стремление не упрощать жизнь, а показывать
её всей сложности и противоречивости. У него нет примитивного деление людей на
«плохих» и «хороших»; он показывает, что и человек с хорошими качествами –
честный, принципиальный, мужественный – может совершать преступление против
народа, если его сознание опутано ложью.
Донские казачки. Большое место в романе уделено женщине-казачке: её
нелёгкому труду в поле и дома, её горю, её щедрому сердцу. Не забываем образ
матери Григория – Ильиничны. Вся жизнь её прошла в труде. Немало побоев приняла
она от буйного и своенравного мужа, не мало тревог познала, немало потерь
принесла она за годы империалистической и гражданских войн. Это скромная
трудолюбивая женщина обладает мудрым умом, мужественным и твёрдым характером, большим,
любящих сердцем. Она сумела обуздать и Пантелея Прокофьевича: незаметно, но
твёрдо руководит им. Это под её влиянием Пантелей Прокофьевич не пустил в дом
брата Натальи Митьку Коршунова, узнав, что тот вырезал семью Михаила Кошевого.
«Не хочу, чтобы ты поганил мой дом! И больше чтоб и нога твоя ко мне не
ступала. Нам, Мелеховым, палачи несродни, так-то!» - решительно заявил старик,
руководимым суровым взглядом Ильиничны.
Самую горящую любовь питала Ильинична к своему младшему сыну Грише. Его до
последней минуте ждала она с войны, потеряв и мужа, и старшего сына, и обеих
невесток. Перед смертью, собрав последние силы, вышла она ночью из хаты.
«Светил последний месяц. Со степи набегал ветерок. От приклада соломы на голый,
выбитый каменными катками ток ложилась густая тень…
Ильинична долго смотрела в сумеречную степную синь, а потом не громко, как
будто он стоял тут же возле неё, позвала: Гришенька! Родненький мой – помолчала
и сказала тихо - Кровинушка моя!…» Предано любит Григория Наталья. Её любовь
покорная, но Наталья не поймёт тяжёлые думы, которые всё время терзают
Григория. Но Григорий находит родственную душу в Аксень и именно тогда когда
Наталья начинает упрекать Аксенью, что та отнимает у отца детей. Аксенья
простая неграмотная казачка, она обладает богатой душой.
Высокие художественные достоинства романа «Тихий Дон» первыми оценили А,М,
Горький и А.С. Сирофимович писал в «Правде», что герои романа предстали перед
читателями «живой сверкающей толпой» причём автор сумел наделить каждого героя
«собственными чертами, создать неповторимое лицо, неповторимый внутренний
человечий строй». В романе Тихий Дон Шолохов сочетает эпическое изображение
великих исторических событий с удивительной лиричностью повествования,
передачей тончайших интимных переживаний людей, раскрытием их самых сокровенных
чувств мыслей.
Художественная история коллективизации. Первая книга «Поднятой целины» была
опубликована в 1932 году. Она писалась по горячим следам великих преобразований
в деревне. В 1932-1933 годах в Вешенском районе на Дону сложилось крайне
тяжёлое положение. Руководство Северо-Кавкаского края, Вместо того чтобы
исправить ошибки, допущенные при проведении коллективизации, необоснованно
обвинило во вредительстве руководителей района, председателей колхозов; последовали
массовые аресты, незаконные раскулачивания, конфискация зерна у колхозников.
Писатель смело вступился за невинно пострадавших. По его письму в ЦК была
создана специальная комиссия. В результате расследования были освобождены
арестованные, восстановлены исключенные из партии, возвращено конфискованное
имущество. Занятый борьбой за жизнь людей, писатель временно прекратил роботу
над второй книгой «Поднятой целины». Во время Великой Отечественной войны
погибли все архивы писателя. После войны Шолохов заново начал писать вторую
книгу и закончил её в конце 1959 году. Роман «Поднятая целина» - самое глубокое
по содержанию художественное произведение о коллективизации хозяйства.
Как и «Тихий Дон», «Поднятая целина» - роман о жизни народа. И в этом
произведении Шолохов прослеживает процесс изменения народной психологии,
преодоления вековых предрассудков, поворота простых тружеников к новым формам
жизни. Этот процесс сопровождается тяжёлой борьбой. Но если в «Тихом Доне»
показан первый этап прояснения народного сознания в условиях острой вооружённой
классовой борьбы, сопровождающейся зачастую трагическими ошибками, то в
«Поднятой целине» действие происходит в условиях упрочившегося советского
строя, когда сознание основной части казачества значительно выросло, понимание
преимуществ новой жизни легче проникает в массы, а антисоветская агитация
врагов народа находит всё меньше сторонников. Наиболее ярко психология
казачества рисуется в таких массовых сценах, как собрание по поводу организации
колхоза, интересно сравнить поведение народа в сцене «бабьего-бунта», в первый
раз Давыдов едва не лишился жизни, во второй, он довольно легко уговорил женщин
вернуться на работу. На предостережение Нагульного об опасности поездки в
бригаду Давыдов ответил: «Народ стал значительно сознательнее по сравнению с
первыми месяцами коллективизации, факт!». Давыдов правильно отметил перелом в
сознании народа: люди выросли, они превратились из частных собственников в
строителей социалистического мира. Шолохов писал «Поднятую целину» на богатом
материале окружавшей его действительной жизни. Жизненный факт подсказывали
писателю – и он правдиво изобразил это в романе, - что поворот в народном
сознании произошёл не сразу и не легко.
Если в начале коллективизации гремянченцы готовы были бессмысленно резать
скот только потому, что «теперь оно не наше», то через несколько месяцев у них
уже появляется чувство ответственности за колхозную собственность. Истин
Рыкалин с возмущением рассказывает Давыдову о том, как он дрался с соседями с
хутора Тубянского, которые ночью, воровски, увезли гремяченское сено. Давыдов
слушал его, рассмеялся от радостной мысли: «Это же просто красота, что ты, мой
милый Устин, за колхозное сено и в драку полез, а не за своё личное,
собственное. Это же просто трогательный факт!».
Великий исторический поворот в сознании крестьянства произошёл в результате
организационной и воспитательной работы Коммунистической партии.
В центре романа три коммуниста: рабочий-двадцатипятитысячник Семён Давыдов,
секретарь парт ячейки хутора Гремячий Лог Макар Нагульнов и председатель
сельсовета Андрей Размёртнов. Но за их спиной стоит партия, могучую поддержку
которой постоянно ощущают гремяченские коммунисты. Даже в самые трудные минуты
они всегда чувствовали себя частицей непобедимой партии коммунистов, что
привадило им необыкновенную стойкость сил.
Правильная политика партии – основа успехов социалистического
преобразования сельского хозяйства. Эта мысль пронизывает весь роман. В
решениях партии указывалось, что главной задачей является вовлечение в
колхозное движение серединка. Вопрос об отношении к среднему крестьянству был
главным и в период, описанный в «Тихом Доне», но тогда он решался силой оружия
на фронтах гражданской войны. В период коллективизации главными методами
решения этой проблемы были восприятие и убеждения. В романе критикуются
формально-бюрократические методы руководства секретаря райкома партии
Корчжинского. Ему противопоставлен новый секретарь Нестеренко, сердечно и чутко
относящийся к людям. Нестеренко едёт на поле в бригады, во всё вникает, даёт
дельные советы. На поле произошло и первое знакомство Давыдова с новым
секретарем райкома. «Маленькой, но сильной рукой Нестеренко ещё крепче сжал
локоть Давыдова. Глядя сбоку на простое, открытое лицо секретаря, Давыдов вдруг
почувствовал себя так легко и свободно, что улыбка невольно тронула его твёрдые
губы. Что-то давненько никто из партийного начальства не говорил с ним так
дружески просто и по человечески хорошо…»
Другой опытный партийный боец-руководитель агитколонны Осип Кондратько. В
короткой беседе с Давыдовым он даёт не только ценные советы по организации
сбора семенного зерна, но и наглядный пример умения работать с людьми.
«…Давыдов, улыбчиво глядя на багровое в прожилках лицо токаря Контрадько, на
шельмовский блеск его глубоко посаженных глазок, думал «Экий же ты дьявол,
умница! Не хочет нашу инициативу взять, будто бы советуется, а начни, и
возражать против его правильной расстановки, - он тебя так же плавно повернёт
на свой лад, факт! Видывал я таких, честное слово!».
Руководитель должен уметь заглянуть в сердце каждого человека, найти то
собственное, что отличает его от других людей. В обучении трудному искусству
руководить людьми неоценимую помощь оказывали Давыдову пожилые колхозники
Ипполит Шалый, Иван Аржанов и другие, щедро делившееся с ними своими богатыми
жизненным опытом. Рассказав Давыдову историю своей жизни, Аржанов на слова
Давыдова: «А всё - таки, дядя Иван, ты человек с чудинкой» ответил: «Да ведь
чудинка – как тебе сказать.… Вот растёт вишневое деревцо, на нём много разных
веток. Я пришёл и срезал одну ветку, чтобы сделать кнутовище, - из вишенки
кнутовище надёжнее, - росла она, милая, тоже с чудинкой – в сучках, в листьях,
в своей красе, а обстругал я её, эту ветку, и вот она.… Поглядеть не на что!
Так и человек: он без чудинки голый и жалкий, вроде этого кнутовища…
Аржанов потянул Давыдову кнут, сказал, всё так же задумчиво улыбаясь:
Подержи его в руках, подумай, может тебе в голове и прояснеет…»
Сила партии – в её тесной связи с народом, успех политики партии
объясняется тем, что она защищает интересы народа.
Коллективизация сельского хозяйства отвечала интересам трудового
крестьянства. Об этом говорили уже на первых собраниях по организации колхоза
Павел Любишник и бывший будёновец Кондрат Майданников. Когда эта истина дошла
до создания большинства крестьян, колхозное движение победило.
Посланец партии. Михаил Шолохов сам непосредственно участвовал в
коллективизации, активно помогал строительству и укреплению первых колхозов на
Дону. Он хорошо знал флотского механика Плоткина, слесаря-путиловца Баюкова и
других рабочих-двадцатипятитысячников, организовавших колхозы в Вешенском
районе. Наблюдая за их, работой Шолохов видел, как на деле осуществляется союз
рабочего класса с крестьянством, как рабочий класс ведёт за собой крестьянство
по пути социалистического переустройства жизни. В романе «Поднятая целина»
созданием колхоза руководит рабочий-двадцатипятитысячник Семён Давыдов.
За плечами у Давыдова тяжёлый жизненный путь. Ему было девять лет, когда
отца уволили с завода и сослали в Сибирь за участие в забастовках. Вскоре и сам
Семён начал работать на том же заводе, всё должен был успевать подросток, когда
невыносимая нужда свела в могилу мать. Затем Давыдов служил на флоте, воевал на
фронтах гражданской войны, а после демобилизации и проработал девять лет
слесарем на Путиловском заводе. Отсюда он и поехал по призыву партии на работу
в деревню; связь их не прервалась и после приезда Давыдова в деревню. С
волнением разбирая посылку, присланную товарищу, он говорил Разментову : «Ты же
понимаешь, я чёрт его подери, вроде безродного: ни жены, никого, факт! А тут –
хлоп, и вот она, посылка. Трогательный факт.… В письме, смотри сколько
подписей». Давыдов всё время помнит, что он – рабочий, и старается авторитет
рабочего класса – авангарда революции – «держать на высочайшем уровне».
Известный отпечаток на характер, поведение и язык Давыдова наложила и его
служба на флоте. Шолохов не случайно сделал Давыдова бывшим матросом: писатель
наблюдал этих людей во время гражданской войны и мирного строительства, видел,
что всюду они вносили в жизнь свои хорошие морские революционные традиции.
Большой школой формирования характера Давыдова была гражданская война, в ней
закалялись его стойкость и мужество. Школу гражданской войны прошли и другие
коммунисты, и колхозные активисты: Нестеренко, Кондратько, Нагульнов,
Размётнов, Майданников, Любишки. Коллективизацию проводили и люди, которые с
оружием в руках отстаивали советскую власть; против коллективизации выступили
те, кто и в гражданскую войну был на стороне белых. Исключение составляет Тит
Бородин, переводившийся из красногвардейца в кулаки. Но из рассказанного
Нагульновым эпизода о том, как Бородин снимал с убитых сапоги, видно, что уже в
то время яд собственничества глубоко въелся в него. Давыдову и другим настоящим
коммунистам противостоят не только прямые враги Советской власти, но и такие
бюрократы, как Корчжинский и Хомутов. Не случайно характеризуя их, Нагульнов
вспоминает, что в двадцать первом году Хомутов бросил партбилет из страха перед
бандой Фомина. Давыдов отличается прямотой, честностью, цельностью натуры. Он
твёрдо идёт по раз избранному пути. Воспитанный Коммунистической партией,
Давыдов глубоко осознал правильность её политики, безоговорочно посвятил всю
свою жизнь строительству социализма. Он твёрд и принципиален в отставании
интересов народа.
Выслушав историю Тита Бородина, Давыдов отвечает: «Чего ты там нам
жалостные рассказы преподносишь? Какие тут могут быть разговоры?» Давыдов не
очень грамотен, учится ему не пришлось, но он усердно читает политическую
литературу, настойчиво старается разобраться в общественной жизни, и в этом ему
хорошо помогает классовое пролетарское чутьё. Уже в первом разговоре с
Корчжинским Давыдов увидел, что тот «хромает на правую ножку», и вопреки его
указанием, решительно повёл бедноту и середняков на кулака. Собрание бедноты в
Гремячем Логу убедило Давыдова в правильности этой политики. Давыдов твёрдо
верит в силу народа и в опоре на массы строит свою работу, нелегко было
Давыдову потомственному рабочему, не когда не занимавшемуся сельским
хозяйством, руководит колхозом; нелегко было человеку, выросшему среди
искренних друзей в рабочем и матросском коллективе понять сложную и
противоречивую душу крестьянина. Хутор с его тайнами человеческих душ был для
Давыдова «сложным мотором новой конструкции», в котором ему обязательно надо
было разобраться. И большевистская настойчивость, помогла ему это сделать.
Преодолевая ошибки, разбивая стену недоверия, он сумел найти ключи к
человеческим сердцам, создать коллектив из массы разобщенных людей и стать его
душой. Горящее сердце и инструкция трудящегося человека, восполняя недостаток
опыта, подсказывал ему правильное поведение. Наиболее показателен в этом
отношении эпизод «бабьего-бунта», ставший кульминационным моментом в борьбе за
создание колхоза. Подстрекаемые кулаками, разъярённые казачки едва не
растерзали Давыдова, но на следующий день они осознали собственную вину, и
величие противостоявшего им коммуниста. Увидев что этот человек не питает к ним
зла, что он чужд всего личного и заботился только о них, казаки прониклись
полным доверием к Давыдову и признали его своим. Постепенно Давыдов приобретал
и опыт хозяйственного руководителя. Благодаря умению практически подойти к
решению каждого вопроса, он из моря окружавших его проблем выделял главную,
которая на данном этапе определяла решение других. Поддавшись на уговоры
Нагульнова и проведя обобщение мелкого скота и птицы, Давыдов потом сам, до
выхода решений ЦК по этому вопросу, понял ошибочность этого шага. Давыдов умеет
возглавить массы и повести их за собой. Когда в бригаде Любишкина плохо шла
пахота, Давыдов, до этого не державший ручки плуга, освоил под руководством
Кондрата Майданникова эту работу в воодушевлении всю бригаду на ударный труд. Давыдов
знает, что он работает для того, чтобы построить счастливую жизнь, чтобы
избавить народ от тяжёлого физического труда и бедности. Глядя на маленького
Федотку, он думает о том, времени, когда машины будут делать всю тяжёлую
работу. Отдавая работе всё время и силы. Давыдов не сумел устроить личную
жизнь. Простой и бесхитростный, он легко попал в сети, расчетливо расставленные
Лужкой и серьёзно увлекался ею. Давыдов хорошо видел, насколько чужды Лушке его
интересы, но наивно надеялся, что сумеет перевоспитать её: «Вовлеку её в
общественную работу, упрошу или заставлю заняться самообразованием, из неё
будет какой то толк. Даже когда он понял что Лушка не любит его, а только тешит
этой победой своё тщеславие, что положение в котором он оказался, вызывает у колхозников
постыдную жалость к нему, он не сразу сумел вырвать Лушку из своего сердца.
Иначе сложились отношения Давыдова с Варей Харламовой. Вначале он гнал от себя
любовь к этой юной девушке, но настоящее чувство взяло своё. Давыдов понял, что
он, таится сам от себя и давно любит эту девушку.
Погиб Давыдов так же геройски, как и жил. Гремяченские коммунисты, узнав,
что у Островнова скрываются белогвардейцы, решил захватить их, не думая о том,
сколько их и как они вооружены. Эта операция стоила Давыдову и Нагульнову
жизни. Может быть, напрасно они поспешили войти в дом Остронова но, излишняя
осторожность была не в характере ни Давыдова, ни Нагульнова. Горького мог бы
закончить Шолохов рассказ о дорогих его сердцу Давыдове и Нагульнове. И ещё
одна аналогия с произведениями Горького напрашивается при чтении романа
«Поднятая целина».
Суровый боец и мечтатель. Большой художественной удачей Шолохова явился
яркий портрет коммуниста Макара Нагульнова. Нагульнов – сложный по характеру
человек. Он как и Давыдов, беспредельно предан делу революции но резкий,
порывистый характер, недостаток такта и выдержки иногда мешают ему правильно
проводить политику партии. В Нагульнове горит лютая ненависть к врагам
революции, жгучая боль за дело строительства новой жизни, нетерпимость к
предрассудкам прошлого, неудержимая устремленность в будущее, и в своём
увеличении они не может понять тех, кто не разделяет его взглядов или в ком ещё
идёт борьба между старым и новым. Уродливая приверженность к собственности,
которую Нагульнов наблюдал с детства в родном доме, вызвала протест в его
чуткой и благородной душе. Из зажиточной семьи он ушёл в батраки, а с
имперелистической войны вернулся большевиком. Нагульнов твёрдо усвоил основную
мысль учения Маркса и Энгельса, что всё зло на земле происходит от частной
собственности. Его возмущает, что «и при Советской власти люди, как и свиньи у
корыта дерутся, южат, из-за этой проклятой заразы». Весть о сознании колхозов
наполнила сердце Макары радостью. «Это – дюже верная мысля: всех собрать в колхоз,
- говорит он при первом знакомстве с приехавшим в Гремячий Лог Давыдовым. Это
будет прелесть жизнь! В гражданскую войну Нагульнов «рубил гадов беспощадно!»,
был награждён орденом Красного Знамени, и теперь коллективизацию он воспринял
как новый призыв к бою. Нагульнов – романтик, воодушевленный высокой мечтой о
мировой революции, он напоминает нам героя светловской «Гренады». Но в
стремлении к этой мечте Макар иногда от реальной действительности. Когда
Давыдов сказал, что за убой скота нельзя расстреливать. Нагульнов испытывает
глубокое чувство интернациональной солидарности, никогда не покидающее его, не
может не вызвать горячее сочувствие. Неправ был Нагульнов и в вопросе
обобществления мелкого скота и птицы, но его горячая агитация за то, что даже гремянченские
бабы пришли в согласие. Нагульнов твёрдо уверен в правильности высказываемых им
мыслей, и эта уверенность в сочетании с некоторой ненавистью и простодушием
является основанием для того тёплого юмора, с которым рисует его автор. Разве
можно без улыбки читать «расписку, « которую, под дулом нагана, он заставляет
написать Банник: «…хотя я и есть контра скрытая, но Советской власти, которая
дорогая всем трудящимся и добытая большой кровью трудового народа, я вредить не
буду ни устно, ни письменно, не делами. Не буду её обругивать и дожидаться
мировой революции, которая всех нас – её врагов мирового масштабу – подведёт
под точку замерзания». Нагульнов совершает порой грубые политические ошибки,
вредящие делу коллективизации. Причиной таких действий является не только его
политическая малограмотность, но и провокационное проведение врагов колхозного
строя. Явной ошибкой со стороны Нагульнова были угрозы и принуждения к засыпке
семенного фонда.
Но нельзя забывать, что вспышка гнева Нагульного была вызвана угрозой
Банника лучше отдать свиньям семенной хлеб, чем засыпать его в общественный
амбар. Твёрдый в своих революционных убеждениях, Нагульнов не может вывести,
когда слышит оскорбления и насмешки в адрес того, что уме дороже жизни.
Коллективизация явилась большой школой для Нагульнова. Он не только осудил
собственные ошибки, стал лучше разбираться в методах руководства, но и научился
более сознательно подходить к указаниям райкома и окружкома. Он правильно
оценил, что не отдавать выходящим из колхоза скот и инвентарь – значит,
проводить ту же принудительную коллективизацию: «Ясное дело: жить ему не при
чём, деваться некуда он опять и лезет в колхоз. Пищит, а лезет, теперь уже
Нагульнов сам призывает не гнаться за дутым процентом коллективизации, а укреплять
колхоз, очищая его от тех, кто не хочет работать. В политическом воспитании
Нагульнова большую роль сыграла товарищеская помощь Давыдова. Давыдов
предостерегал Нагульнова от крайностей, учил его более чутко и внимательно
относится к людям. Характеристика была бы неполной, если бы автор показал
только его политическую деятельность. В роман был внесён ряд эпизодов,
раскрывающих Нагульнова в личной жизни. Глубокое чувство питает он к Лушке,
хотя прячет его за аскетической суровостью. Нагульнов арестовал Лушку, но потом
её отпустил и дал ей возможность уйти от ответственности. Последним штрихом,
характеризующим с этой стороны Макара Нагульнова, является сцена прощания с
Лушкой. «Макар, сходя со ступенек крыльца, небрежно кивнул ей на прощанье, а
Лушка провожая его глазами, оставила на нём долгий взгляд, низко склонила в
поклоне свою гордую голову. Быть может, иным представился ей за эту последнюю в
их жизни встречу всегда суровый и немножко нелюдимый человек.
Председатель Совета. Резко отличается по характеру от секретаря парт ячейки
председатель Совета Андрей Размётов. Немало горя ему пришлось повидать в жизни,
но он сохранил детски чистую доверчивость и простодушие. С откровенной
симпатией описывает автор его появление перед Давыдовым: «Из соседней комнаты
вышел плотный казачок в козьей серой папахе, сбритой на затылок, в куртке из
шинельного сукна и казачьих с лампасами шароварах, заправленных в белые
шерстяные чулки. Он рассматривал Давыдова с наивной беззастенчивостью, часто
мигая ясными как летнее небо глазами. На смуглом давно не бритом лице его с
косо опоясавшим лоб голубым шрамом явно сквозило нетерпеливое ожидание. Андрей
Размётов вырос в бедной казачьей семье. «От покойного отца осталась, в
наследство одна дедовская шашка в отерханных утративших лоск ножнах». Когда он
был призван на военную службу статическое правление за коня и обмундирование
забрало его участок земли. А поле ухода его в Красную Армию белые казаки
учинили зверскую расправу над его женой; без матери погиб и маленький ребёнок.
Андрей хотел отомстить семье насильника, но жалость к детям оставила его.
Любовь к погибшей жене, память об умершем сыне Андрей пронёс через всю свою
жизнь. В минуты душеного снятия он идёт к родным мог8илам, «чтобы, сцепив куцые
сильные пальцы и стиснув зубы, смотреть прищуренными глазами за туманную кромку
горизонта, словно пытаясь в дымчатом мареве разглядеть свою незабытую
молодость, своё недолгое счастье».
Размётнов так же как Давыдов и Нагульнов, предан партии, но у него не
всегда хватает твёрдости характера.
Размётнов лучшее Нагульнова понимает партийную дисциплину и законность
Андрей выделяет чуткое внимание к народу, он не укоряет бедняка Борщева
отказавшегося голосовать за раскулачивание Лапшинова, а хочет понять мотивы
такого поведения. Добродушие Размётнова проявляется и в его речи, и в том, как
он слушает других. С особой симпатией относится он к деду Щюкарю и вступается
за него, когда на собрании Нагульнов просит Щукаря замолчать. Мягкость
Размётова не мешает ему бдительно стоять на страже интересов партии и Советской
власти: он поднял тревогу, когда начался массовый убой скота; увидев в темноте
у Лукашки нож, обезоружил его предполагая покушение на Давыдова. Размётнов
скромный рядовой боец партии, честно, самоотверженно и бескорыстно служит
великому делу преобразовании жизни.
К не лёгкой жизни. Нелёгким для крестьянина был переход от единого
хозяйства к коллективному. Кондрат Майданников, бывший будёновец - один из
наиболее сознательных казаков, но и ему пришлось преодолеть душевную боль,
расставаясь с нажитой с тяжёлых трудах собственностью. По уровню хозяйства
Майданниковаов – середняк, представитель основной массы казачества, и его
пример имел важное значение во влиянии на остальных казаков, Поэтому Шолохов на
фоне всей жизни хутора выделяет крупным планом историю Кондрата Майданникова.
Бедность окружила Кондрата Майданникова. Бедность окружила Кондрата с детства,
он вспоминает, как мать внушила ему, что бедным нельзя плакать, чтобы ещё
сильнее не прогнивать бога, и Кондрат помолился и досуха тёр глаза, чтобы
сердитому богу и слезинки не было видно». Думал Кондрат и о том, что его отец
порол плетью и рубил шашкой бастовавших ивано-вознесенских ткачей, защищая
интересы фабрикантов», а он рубил белополяков и врангелевцев защищая, свою
Советскую Власть. Власть тех же иваново-вознесенских ткачей, от нашествия
фабрикантов и их наймитов». После гражданской войны взялся Кондрат за
хозяйство. Вкладывал в него все силы, чтобы как-нибудь выбиться из нужды.
Кондрат понимает трудности которые переживает вся страна. Дочка, Христишка, у
него совсем босая. Думая о том, как трудно родной стране в одиночку пробивать
дорогу к социализму, он мысленно обращается к западным рабочим: «Продали вы нас
за хорошие жалование от своих хозяев!» Майцданников хорошо понял, что из бедного
крестьянина выход один колхоз, это он обстоятельство с цифрами в руках
доказывал гременчанцам на собрании. А тёлку сиську не сосать – на белом свете
жить! Я нынче сяду в колхоз заявление писать и других к этому призываю.
Кондрата беспокоит, поймут ли все так, как он что в колхозе нужно работать
добросовестно, чтобы не развалилось хозяйство. Майданников показывает пример
самоотверженной работы и заботливого отношения к хозяйству колхоза. Каждый факт
бесхозяйственности и недобросовестности вызывает у него возмущение, он вступает
в драку с Атаманчуковым который под предлогом выполнения нормы пахоты чуть не
загубил колхозных быков. Путь Кондрата Майданникова это рождение формирования
нового человека строителя социализма, это типичное проявление того общественного
процесса, который символично очерчен в названии романа.
Победа колхозного строя. Победа трудового народа над классовыми врагами
была предопределенна всех холодом исторического развития.
Но победа не приходит сама собой: она достигнута в результате огромной,
напряженнейшей работы партии. Не только Давыдов впервые занимался сельским
хозяйством вся страна проводила коллективизацию, поэтому ошибки в политической
линии были неизбежны. Враги использовали малейшие затруднения при проведении
коллективизации. Именно на замешательство в рядах коммунистов рассчитывали они,
устраивая бунты. Подстрекаемые врагами народа, разъярённые казаки, жестоко
избив Размётнова и Давыдова, растаскивают семенной хлеб. Стойкость, мужество
Давыдова, Нагульнова и Размётнова, их беспредельная преданность делу партии и
народа, сплочение вокруг их честных колхозников решили исход дела. Цена
открытого партийного собрания одна из центральных в романе, она подводит итог
не только политической победе колхозного движения над его врагами, она
знаменует победу гуманизма над звериным индивидуализмом. Роман «Поднятая
целина» показал окончательное крушение старого мира и победу в народном
сознании принципов гуманизма, товарищества, коллективизма. Так переплетаются
между собой политическое и этическое содержание романа.
Наука ненависти. В годы Великой Отечественной войны нравственные идеалы,
утверждаемые Шолоховым, приобрели особое значение. В его военных
корреспонденциях, очерках «На Дону», «На юге», «Военнопленные», «В казачьих
колхозах», «Казаки», в рассказе «Наука ненависти» разоблачается
античеловеческий характер развязанной гитлеровцами войны рассказывается героизм
советского народа, любовь к Родине, всепобеждающий гуманизм. Отношение
советского народа к фашистам характеризует разговор, который передаёт писатель
в очерки «На юге». Во время перестрелки с окружённой немецкой частью молодой
боец сказал: «Видно, это идейные фашисты, товарищ лейтенант. Смотрите, не хотят
сдаваться, а вот прибьём их тогда и посмотрим что у них за идея, ответил лейтенант.
После боя в захваченном обозе оказались тюки с детской обувью, отрезами
материи, женскими пальто и другими награбленными вещами. На убитой теретории
врага лейтенант увидел хозяйничания гитлеровцев и был ошеломлён проявлением
неслыханного человеконенавистничества. «Сожженные дотла деревни, сотни
расстрелянных женщин, детей, стариков, изуродованные трупы попавших в плен
красноармейцев, изнасилованные и зверски убитые женщины, девушки и
девочки-подростки…» А рядом – залитые кровью ученические тетради и учебники…
Непередаваемые мучения перетерпел Герасимов, когда его раннего, взяли в
плен гитлеровцы. Но он всё вынес, бежал из плена и вернулся в строй. Чтобы
мстить врагам до победного конца. В самый разгар Великой Отечественной войны
писатель начал работу над новым романом – «Они сражались за Родину». С 1943
года главы романа печатались сначала в газетах, а потом вышли отдельным
изданием. В опубликованных главах романа описан первый период войны когда,
Советская Армия отступала под натиском превосходящих сил противника. С тяжёлыми
боями отходили русские воины, насмерть стояли они на подступах к Сталинграду. В
романе просто и правдиво воспроизведены героизм советских солдат, фронтовой быт
товарищеской беседы, скрепление кровью нерушимая дружба. Читатель близко узнал
и полюбил рабочего - шахтёра Петра Лопахина, комбайнера Ивана Звягинцева,
агронома Николая Стрельцова, сибиряка бронебойщика Акима Борзых, ефрейтора
Кочетова, лейтенанта Голощекова, повара Петра Лисичко.
В романе «Они сражались за Родину» глубоко раскрыт русский национальны
характер, ярко проявляющийся в дни тяжёлых испытаний. Вспоминая, как в годы
войны гитлеровцы с насмешкой называли советского солдата «русский Иван».
Шолохов писал в одной статей: «Символический русский Иван – это человек, одетый
в серую шинель, который, не задумываясь, отдавал последний кусок хлеба и
фронтовые тридцать граммов сахару, осиротевшему в грозные дни войны ребёнку,
человек который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от
неминуемой гибели.
Героизм русских людей в романе предстаёт перед нами в скромном одеянии
обыденного. Такое изображение войны приводит читателя к выводу, что героическое
не в отдельных подвигах советских солдат, что вся фронтовая жизнь – подвиг.
Писатель коммунист. В творчестве М.А. Шолохова неразрывно сочетаются
коммунистическая партийность и высокое художественное мастерство. Своими
произведениями писатель не только откликается на явления современности, но и
влияют на них. Роман «Поднятая целина» сыграл большую роль в разъяснении политики
коллективизации, как в нашей стране, так и в братских социалистических странах.
Произведения периода Великой Отечественной войны внесли свой вклад в победу над
врагом. Шолохов учит писателей быть партийными в своём творчестве. Дело партии,
дело народа Шолохов зачищает не только художественными произведениями, но и
пером публициста. В своих статьях он освещает самые актуальные вопросы
современности, то что, волнует миллионы рядовых людей. Михаил Шолохов – видный
деятель всемирного движения сторонников мира, лауреат Нобелевской премии, его
голос в защиту мира нашёл отклик на всей планете. Шведские кинокритики,
посмотрев фильм «Судьба человека», говорили, что это фильм «не только
пробуждает ненависть к войне, но и заставляет задуматься над вопросом: а что ты
делаешь, чтобы не допустить новой войны? Выступая летом 1961 года в Стокгольме
на Сессии Всемирного Совета Мира, Шолохов призвал всех людей Земли объединить
свои действия, чтобы преградить дорогу атомной войне. Шолохов герой
Социалистического труда подлинный народный художник проникает в психологию
народа, он показывает глубину души простого человека.
Великий мастер социалистического реализма, Шолохов на обзоразах отдельных
людей прослеживает историю народа, закономерность изменения и развития народного
характера. Шолохов учит писателей серьёзному правдивому разговору с читателем,
без малейшей фальши.
Список литературы
Бирюков.
Ф. Художественные открытия Михаила Шолохова 1980.
Хватов. А.И. Художественный мир Шолохова 1978.
Якименко. Л. Творчество М.А. Шолохова 1982.
Тамахин. В.М. Роман М.А. Шолохова «Поднятая целина» Ставрополь 1971.
Софронов. А. Шолоховское 1975.
Сойфер. М. Мастерство Шолохова. Ташкент 1976.
Андриасов. М. Вешенские были 1975.
Журавлёва А.А. Михаил Шолохов 1975.
Ковалёва. А.Н. Мировое значение творчества Михаила Шолохова 1976.
Петелин. В. Очерк жизни и творчества 1974.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ed.vseved.ru/