Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Майков А.Н.

Майков А.Н.



Майков Аполлон Николаевич (1821 - 1897), поэт.

Литературная деятельность Майкова, так же как Фета и Полонского,
длилась больше полувека. На заре своей сознательной жизни он с
непосредственностью современника воспринимал последние произведения Пушкина и
творчество Лермонтова, а умер уже после выступления русских символистов.

Аполлон Николаевич Майков родился в Москве 23 мая 1821 года. Раннее
детство он провел преимущественно в деревне - в имениях отца и бабушки в
Московской губернии. Первые детские впечатления нашли свое отражение в
позднейших поэтических симпатиях Майкова, в его любви к русскому пейзажу, в
пристрастии к несколько наивному патриархальному быту.

Двенадцати лет Майкова отвезли в Петербург, куда скоро переехала и вся
семья. В три года он прошел весь гимназический курс и в 1837 году поступил на
юридический факультет Петербургского университета. Занимаясь римским правом,
Майков изучил латинский язык и мог читать в подлиннике римских писателей.
Греческого языка он в то время не знал и греческих писателей читал во
французских переводах. Занятия римским правом, философией, чтение римских и
греческих поэтов пробудили в Майкове глубокий интерес и любовь к античному
миру, столь характерные для его творчества.

С ранних лет Майков жил в атмосфере литературных интересов и культа
искусства. Отец его был живописцем; мать писала стихи и повести. Неслучайно в
братья были причастны к литературе; один из них, Валериан, был выдающимся
критиком 40-х годов. На вечерах у Майковых, о которых с восторгом вспоминал
неизменно посещавший их И. А. Гончаров, бывали писатели, художники, артисты,
музыканты. В течение нескольких лет выходил рукописный журнал, сотрудниками
которого были все Майковы, Гончаров, преподававший поэту историю литературы,
поэт Бенедиктов и др. Здесь появилось много стихотворений Майкова, напечатанных
впоследствии в журналах.

С начала 40-х годов Майков начал систематически печатать свои
стихотворения. В 1842 году он издал их отдельной книгой. Книга вызвала
единодушное признание критики. Специальную статью посвятил ей Белинский, высоко
оценивший молодого поэта. Считая, что в будущем Майкову не следует
ограничиваться антологическими мотивами, отразившими его влюбленность в
античный мир, Белинский вместе с тем горячо приветствовал простоту его стихов,
отсутствие в них ложного пафоса и нарочитой изысканности, точность слова и
образов. Критик противопоставлял Майкова поэтам, связанным со славянофильством
(H. M. Языкову последнего периода его творчества, А. С. Хомякову, С. П.
Шевыреву), и В. Г. Бенедиктову.

В 1841 году Майков окончил университет. После выхода первого сборника
стихотворений он отправился в длительное заграничное путешествие. Только теперь
Майков сделал окончательный выбор между поэзией и живописью, которой он
занимался в течение ряда лет; большой успех сборника убедил его в том, что
именно в поэзии его подлинное призвание. Майков довольно долго прожил в Италии,
куда издавна стремился. Он написал там книгу стихов "Очерки Рима".
Жил он и в Париже, усердно слушая университетские лекции. На обратном пути, в
Праге, Майков познакомился с деятелями славянского национально освободительного
движения - В. Ганкой и П.И. Шафариком.

Вернувшись в 1844 году в Россию, Майков поступил библиотекарем в
Румянцевский музей. К этому времени относится его знакомство с молодыми
писателями, стоявшими тогда в центре литературной жизни: И. С. Тургеневым, Н.
А. Некрасовым, Д. В. Григоровичем и др., а также с Белинским и кружком М. В. Петрашевского.
Майков испытал воздействие идей Белинского и петрашевцев, их взглядов на задачи
современной литературы, их призыва к социально направленному, реалистическому
искусству. Под влиянием этих идей написаны поэмы Майкова "Машенька" и
"Две судьбы". Правда, влияние это было кратковременно, и Майков не
включал эти поэмы в свои сборники и собрания сочинений.

Скоро он примкнул к консервативному лагерю и стал защитником так
называемой "чистой поэзии". "Чистая поэзия"
противопоставлялась в 1850-1860 годах поэзии гражданской, наиболее ярким
представителем которой был Некрасов, поэзии, теснейшим образом связанной с
передовыми идеями своего времени. Среди поэтов, защищавших идеи "искусства
для искусства", Майков занимал свое, особое место. В отличие, например, от
Фета, поэта, без сомнения, более крупного и оригинального, он стремился к
пластичности изображения, точности зрительных образов, смысловой ясности.
Основная стихия его поэзии - не лирическая взволнованность, а гармоническое
"спокойствие" и "объективность".

Вторая половина 50-х годов - очень плодотворный период в творчестве
Майкова. В эти годы написаны многие из его наиболее известных произведений, в
том числе превосходные стихи, рисующие своеобразие и красоту русской природы
("Сенокос", "Осень", "Ласточки" и др.). В 1858
году Майков принял участие в экспедиции корвета "Баян" в Грецию.
Предварительно он прочитал много книг и изучил новогреческий язык.
"Баян" побывал не только в Греции, но и в Италии. Литературным
результатом этой поездки были два цикла - "Неаполитанский альбом" (в
него входит одно из лучших стихотворений Майкова - "Тарантелла") и
"Новогреческие песни", в которых наряду с бытовыми и любовными
мотивами нашла отражение борьба греков за национальное освобождение.

В дальнейшем творчество Майкова развивалось в нескольких направлениях.
Еще больше, чем в предшествующие годы, он обращался в своих произведениях как к
западной, так и к русской истории. С другой стороны, Майкова привлекали темы и
мотивы, почерпнутые из народной поэзии разных стран; он переводил народные
песни (белорусские, сербские, греческие), написал ряд стихотворений в духе
народной лирики, поэмы "Бальдур" и "Брунгильда", темы
которых заимствованы из скандинавского эпоса, и т. п. Много времени уделил он
переводу "Слова о полку Игореве".

Сын Майкова проходил "Слово" в гимназии, и поэт перечитал его
вместе с ним. Натолкнувшись на ряд неясных мест, неудовлетворенный членением
"Слова" на части в сделанных до него переводах, Майков обратился со
своими сомнениями к профессору И. И. Срезневскому, но тот ответил: "Сами
добивайтесь!" И вот поэт изучает научную литературу о "Слове",
сопоставляет его с эпосом других народов и только затем переводит. Четыре года,
потраченные на перевод, Майков называл "вторым университетом" - уже
не по юридическому, а по филологическому факультету.

Нужно, наконец, отметить один замысел, который волновал Майкова в
течение почти всей его жизни и которому он отдал много лет труда. Это
драматическое произведение на тему о столкновении христианства с язычеством. Первый
его набросок, художественно слабый, появился еще в сборнике 1842 года, а
окончательная редакция, под названием "Два мира", относится к 1881
году. Кто пожелал бы проследить шаг за шагом историю этого произведения, тот
увидел бы и идейную эволюцию Майкова, и то упорство, ту настойчивость, с
которыми он стремился лучше и ярче воплотить свой замысел.

В 1860-1870 годах творчество Майкова, окончательно порвавшего с
передовыми кругами и печатавшегося главным образом в реакционном "Русском
вестнике", не могло не встречать резкого отпора у критиков и писателей
демократического лагеря. Помимо чуждых им тенденций в поэзии Майкова, некоторое
значение имела здесь и его чиновничья карьера. В 1852 году он поступил в
Комитет иностранной цензуры, где и служил до самой смерти. С 1882 года он стал
председателем комитета.

Наряду с выпадами против "нигилистов", прославлением
царствующих особ, наряду с религиозно-националистическими настроениями,
усилившимися в его творчестве, Майков создает и отдельные стихотворения (например,
"Емшан", "Весна" 1881 года), имеющие непреходящую
художественную ценность.

В 80-х годах Майков писал мало. Взыскательный поэт переделывал старые
произведения и подготовил к печати новое издание собрания своих сочинений. Умер
Майков 8 марта 1897 года.
Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.