Значение
интегративной юриспруденции.
Право как
социальное явление и как часть социального опыта представляет столь важный
элемент социального бытия, писал п. Г. Виноградов (1854--1925), что в этом
своем качестве оно выполняет не менее важные социальные функции, чем, скажем,
устройство государства или способ разделения власти в государстве. Свой подход к изучению права он называл синтетическим, противопоставляя его и обособляя от
аналитического метода Дж. Остина и его
последователей. Опасности аналитического метода связаны с тем, что абстрактные
понятия и термины часто воспринимаются юристами-аналитиками таким образом, как
будто вопрос об этих терминах и их формальных классификациях составляет существо всей юриспруденции. В
конечном итоге создается особый “мир понятий”, в котором происходят постоянные
обновления, критика, защита и разрушение абстрактных конструкций. В свое время Р. Иеринг высмеял эти “понятийные
райские кущи”. Ранние позитивисты в лице Копта и Спенсера прокламировали приход
социологической науки, которой предстоит завершить круг естественных наук и
увенчать собой усилия человеческого
познания. Современные же мыслители, по мнению Виноградова, не столь оптимистичны
и выставляют множество оговорок и ограничений.
По замыслу
американского философа права Джерома Холла, автора термина “интегративная
юриспруденция”, естественноправовая традиция может быть обновлена сегодня за
счет ее сочетания с аксиологическим (ценностным) подходом в .праве. Ценности
должны при этом рассматриваться как непременный атрибут правовой нормы, а нормы
должны восприниматься как “защищенные ценностные суждения”.
Традиционная
естественно-правовая теория мало интересовалась разработкой основных юридических понятий, которые на самом деле
должны составлять исходную базу всякой юридической теории. Этот раздел наилучшим образом разработан, по мнению
Холла, в кельзеновском нормативизме. С учетом новой роли ценностного начала в
правоведении интегративную юриспруденцию
можно назвать также правовой аксиологией. Ценности в праве-это то, что в норме права, подобно
наставнику, “формирует психические состояния и внешнее поведение”.
Исключительно плодотворными в этом плане являются, по его оценке, определения
права как этической в своем существе категории, данные в свое время Платоном и
Аристотелем (Исследования по юриспруденции и криминальной теории. НьюЙорк,
1958).
В литературе
последних лет появились констатации того, что западная традиция “закона и
порядка” переживает в настоящее время кризис, вызванный, с одной стороны, тем
обстоятельством, что глобальной
проблемой становится сегодня не проблема отдельного региона, как это было до
самого недавнего времени, а весь мир, и потому Запад становится всего лишь его
составной частью. Другую сторону этой кризисной для Запада ситуации составляет
кризис западной традиции правосознания (традиции законности и порядка в
западном смысле).
Сегодня
сложилась такая ситуация, когда право во все большей степени воспринимается с
позиций политического или нравственного прагматизма. В этой обстановке особая
роль в деле обновления и интеграции выпадает на долю исторического
правоведения.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/