Реферат по предмету "Право"


Авторские права на курсовые и дипломные работы

Авторские права на курсовые и дипломные работы

Чигарин Т.Г.

Авторское
право - право извлекать выгоды из созданий умственного труда[1].

Авторское
право – господство лица над произведением.

Ежегодно
студенты многих сотен и тысяч учебных учреждений Российской Федерации выполняют
курсовые и дипломные работы, а также участвуют в создании иных произведений
(творческих проектов). Курсовая и дипломная работа – квалификационные работы
(проекты) представляющие собой труд студентов по изучению конкретной области
знаний (науки и т.д.). Уровень современных работ с каждым годом растет и
«многие дипломные работы близки к уровню кандидатских диссертаций - и по
объему, и по содержанию»[2].

Является
ли курсовая или дипломная работа объектом авторского права? Однозначный ответ
на данный вопрос – Да. Однако есть одно «если». А именно, если работа (курсовая
или дипломная) представляет собой объект авторского творчества (студента), а не
является плагиатом. Между тем с авторскими правами на творчество студентов
создаваемое в рамках учебного процесса связана масса вопросов: Кому принадлежат
имущественные права на создаваемые авторские работы? Как должны быть построены
авторские правоотношения между вузом (учебным заведением) и студентом?
Рассматривать ли в качестве соавтора научного руководителя?

Итак,
проанализируем проблематику содержания и реализации, авторских прав на курсовые
и дипломные работы. Прежде всего, отметим, что данная тема фактически не
затрагивается в современной юридической литературе, или же исследуемый вопрос
рассматривается лишь поверхностно[3].

Закон
«Об авторском праве и смежных правах»[4] (далее по тексту – ЗоАП) вопросу
авторства студентов (учащихся) на создаваемые труды не уделяет специальных
норм, а значит, на данные авторские правоотношения распространяются общие
правила «авторского законодательства».

Сложность
однозначных ответом на поставленные выше вопросы объяснятся тем, что в
рассматриваемых авторских правоотношениях участвуют несколько субъектов: автор
(студент), научный руководитель (преподаватель), вуз (учебное заведение).
Казалось бы, что на лицо служебные правоотношения, когда вуз (в лице научного
руководителя) дает задание на выполнение определенной авторской работы. Однако
это не так.

Как
отмечают авторы пособия «Авторское право», эти объекты (курсовые и дипломные
работы – Т.Г.) не являются служебными, авторское право на них возникает у их
создателей – студентов, использование этих произведений возможно только с их
согласия, научный руководитель по общему правилу не является соавтором таких
произведений[5].

Итак,
авторские права принадлежат студентам. Между тем, на практике, ВУЗы и иные
учебные заведения зачастую публикуют работы студентов. Например, в настоящее
время, зачастую публикуются сборники квалификационных работ студентов («Сборник
лучшие дипломные работы по экономике за 2003 год»). В лучшем случае студента
извещают о том, что его работа будет опубликована, между тем автору никакого
гонорара не выплачивается, авторского договора с ним не заключается, опять таки
в лучшем случае имя и фамилия автора будет указана рядом с авторским трудом.
Если же обратиться к действующей редакции ЗоАП, то как следует из абз.2 п.1
ст.11 Закона, составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им
прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение.

Еще
один яркий (и даже традиционный) пример злостного правонарушения авторских прав
студентов – это использование их творчества в работах научных руководителей.
Скажем, доцент Иванов пишет очередную монографию, посвященную вопросу
Государственного предпринимательства. Чтобы ускорить процесс написания он ряду
студентов дает задание на выполнение курсовых работ пересекающихся с его
монографией. После сдачи и защиты работ студентами, доцент Иванов берет
авторский труд студентов и включает в качестве определенных глав в свою
монографию. При этом себя он оправдывает тем, что он является научным
руководителем, что он сам дал задание студентам, что дал им списки литературы и
т.д. Естественно студентов он в качестве соавторов глав или монографии не
указывает и тем более не «делится» гонораром. Между тем, ЗоАП закрепляет
авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух
или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от
того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из
частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (п.1 ст.10). Право на
использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно (п.2. ст.10
ЗоАП).

Именно
незнание автора о его правах, игнорирование ВУЗами (заинтересованными лицами,
зачастую научными руководителями) авторских прав студентов приводят к
правонарушениям.

Интересно
было бы существование судебных прецедентов на рассматриваемую тему. Если
вернутся к нашему примеру – это может быть групповой иск к ВУЗу от авторов, чьи
произведения были опубликованы. Между тем, в практике уже есть частные примеры,
так «студентка Хабаровского педагогического института выполнила курсовую
работу, изготовив художественное панно, которое впоследствии было подарено
ректором вуза китайскому коллеге. Студентка подала исковое заявление в суд,
выиграла дело и получила компенсацию за использование авторской работы без
согласия автора»[6].

Рассмотрим
данный вопрос с другой стороны. Скажем, что при поступлении в ВУЗ студента
обязывают подписать соглашение о том, что все его произведения созданные в
целях прохождения учебной программы являются служебными произведениями, и
имущественные права на такие произведения принадлежат исключительно ВУЗу. В
таком случае отношения студента и вуза можно соотнести с трудовыми
правоотношениями, когда «исключительные права на использование служебного
произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях
(работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное» (п.2
ст.14 ЗоАП). Правомерно ли обязывать студента вступать в такое соглашение? На
наш взгляд - нет. Во-первых, налицо нарушение принципа «свободы договора»
(ст.421 ГК РФ), во-вторых, предметом авторского договора не могут быть права на
использование произведений, которые автор может создать в будущем (п.5 ст.31
ЗоАП).

Еще
один вопрос: можно рассматривать отношения между вузом (научным руководителем)
и студентом как договор заказа? Сторонники такой точки зрения могут
акцентировать внимание на том обстоятельстве, что вуз (научный руководитель)
дает задание студенту, и авторский труд является результатом задания, а не
результатом свободного творчества студента. Между тем труд студента носит
творческий (авторский характер), так представляет собой не просто механическую
работу по систематизации и изложении определенного материала, а именно
творческую (индивидуальную) работу.

Таким
образом, по общему правилу, авторские права (как личные, так и имущественные)
на студенческие произведения принадлежат их авторам – студентам.
Список литературы

 [1] Народная энциклопедия научных и прикладных
знаний. Том 11. Общественно-юридический. М.: 1911.

[2]
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заведующим кафедрой
гражданского права, деканом юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Е.А. Сухановым // Законодательство. – 1998. - №10.

[3]
См.например: Моргунова Е.А., Рузанова О.А. Авторское право: Комментарий
законодательства. Образцы документов. Вопросы и ответы. – М.: Экзамен; Право и
закон. – 2004.

[4]
Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных
правах" // Ведомости Cъезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации. - 12 августа 1993 г. - N 32. - Ст.
1242.

[5]
Моргунова Е.А., Рузанова О.А. Авторское право: Комментарий законодательства.
Образцы документов. Вопросы и ответы. – М.: Экзамен; Право и закон. – 2004. -
с. 63.

[6]
См.: Ермолинский А. У нас есть что защитить… / Интеллектуальная собственность.
Авторское право и смежные права. – 2000. - №2. – с.59.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://allpravo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основы земельных отношений
Реферат Строение металлического слитка Качество слитка и его влияние на структуру и свойства продукции
Реферат Основні відомості про шкідників
Реферат Особенности развития и размещения скотоводства России в период формирования рыночных отношений на селе
Реферат Організація виробничих процесів у свинарстві, вівчарстві і птахівництві
Реферат Основы механизации сельского хозяйства
Реферат Особенности культивирования ячменя
Реферат Основы почвоведения
Реферат Особенности выращивания и хранения яровой пшеницы "Лада"
Реферат Задача оптимального управления, принцип максимума Понтрягина
Реферат Основи агрохімії
Реферат Надо ли быть компетентным, если пишешь книгу, или "не все то золото, что блестит"
Реферат Анализ потребности отрасли наноматериалов в программа
Реферат ТЭЦ 589
Реферат Безработица: сущность, формы, социально-экономические последствия. Закон Оукена